Матч-центр Вчера Сегодня Завтра
не начался идёт окончен
Футбол

Как Sports.ru завоевывает мир

Генеральный директор Sports.ru и Tribuna.com Дмитрий Навоша рассказал сайту vc.ru о развитии своей компании на зарубежных рынках — мобильные приложения издательства входят в топ-100 по всему миру. Навоша порассуждал о рынке медиа в России и за границей, будущем спортивных проектов и особенностях зарубежной аудитории. С разрешения коллег мы представляем своим читателям это интервью.


- Какие продукты выводите на международный рынок?

- На первом этапе основная ставка — на футбольное приложение второго экрана Scores&Video, на линейку приложений о футбольных топ-клубах и на приложение для игроков на ставках Betting Insider. Плюс есть еще несколько экспериментальных приложений о футболе и киберспорте: тестируем бета-версии на небольшой аудитории, что взлетит — тоже начнем прокачивать вовсю.

- Не слишком много всего?

- Нет. Когда мы были всего лишь сайтом, все эти сервисы и контент умещались в рамках одного Sports.ru. Но в мобайле всё работает немного иначе, сложные многоуровневые приложения не очень-то уместны. Больше шансов у приложения, лучше всех закрывающего одну потребность — интерес к любимому клубу, ставкам или, например, дополнение просмотра ТВ-трансляций.

- На Запад идете только с приложениями или сайты тоже продвигаете?

- Начали с приложений. Для самых успешных продуктов сейчас начнем добавлять все остальное — веб-версию, ботов для мессенджеров,и так далее. Мы platform agnostic, мы не про веб и не про мобайл. Мы про решение задач людей оптимальным способом. Девайс, способы доставки — дело третье. С приложений начинаем, поскольку это самая динамично растущая сейчас среда.

- Это значит, что Sports.ru и другие российские проекты сейчас не в приоритете?

- «Не в приоритете» — немножко не то слово. Невозможно забить на миллион пользователей в день и десять миллионов в месяц, которые пользуются нашими сайтами и приложениями в России, и мы продолжаем тут развиваться.

Но с Россией сейчас понятный набор проблем, главным образом экономических: даже когда ты получаешь аудиторию и выигрываешь рынок, никакого приза за эту победу в нынешней ситуации может и не полагаться. Адекватных инвесторов под российские проекты больше нет. Из-за кризиса и всей этой содомии с регулированием сейчас это страна чрезмерных рисков.

Основная категория рекламодателей Sports.ru, например — автомобильные бренды, и весь этот сегмент дружно завалился в 2015году вместе с авторынком. Клиенты по-прежнему с нами работают, но на минимальной марже и небольшими объемами. Денег у них — и, соответственно, у нас — теперь заметно меньше. Даже лучшие внутрироссийские медиа сейчас работают в режиме скорее выживания, чем развития.

Но не развиваться скучно, и нам необходимо делать что-то еще, чтобы не скиснуть.

Кроме того, за время строительства Sports.ru у нас образовалось некоторое количество реальных ноу-хау, хорошо придуманных и сделанных решений, с которыми мы давно примерялись к новым географиям. Ну вот и повод образовался взять и проверить, что у нас там получится. Когда, если не в кризис.

Третье и долгосрочно главное: на каком-то этапе конкуренция в digital все равно будет глобальной. Локальным игрокам будет тяжело оставаться конкурентоспособными, работая на один-единственныйрынок, в случае России составляющий менее 2% мировой экономики. Работая на десятки или сотни стран, мы можем проинвестировать в развитие базы данных о спорте или софтверных решений гораздо больше, чем работая на одну. Так что качество наших российских продуктов из-заразвития в других странах будет только расти.

- И в чем эти ваши ноу-хау?

- Может, громковато прозвучит, тогда извините; но мы переизобретаем медиа. Видим отличную нишу на стыке медиа, сервисов и соцсетей — и вот Sports.ru в России ее в свое время успешно заполнил. Спорт — это же очень социальная штука, человеку необходимо с кем-то разделить свои мысли и эмоции, даже если он смотрит матч один дома.

На то же нацелены почти все наши международные продукты: они построены на вовлечении пользователей — в общение по теме приложения, голосования, рейтингование и так далее. Мы умеем строить экосистемы, создающие из этой пользовательской активности дополнительную ценность. Как говорит наш один испанский сотрудник, «русские несут на Запад настоящую демократию». И в случае со спортивными медиа это не обязательно шутка: там такого почти нет.

Традиционная медийная, чисто вещательная модель — «мы рассказываем, вы слушаете» — людей устраивает все меньше. Да и экономически постепенно загибается, увы. Просто в России ввиду пикирования рынка она загнулась быстрее, заставив нас раньше начать думать, что же придет на смену.

- Вариант, что медиа загнутся вообще — новые, старые, любые — не рассматриваете?

- Ну, понятно, что сервисы и соцсети понемногу подменяют собой интернет. Но правильное «новое медиа» — это всегда и соцсеть, и сервис. Да, какие- то потребности людей сейчас сильно меняются: например, информация перестала быть дефицитом, ее все больше. Но зато дефицитом сейчас стали проекты, помогающие структурировать и упорядочить информацию, или обсудить ее с единомышленниками. Хорошо персонализированные, учитывающие мои интересы медийные продукты тоже пока в дефиците. Вот мы такие и строим. Ни Facebook, ни Google пока всех потребностей спортивной аудитории удовлетворить не в состоянии.

- Вы же не одни такие?

Что-то новое на руинах традиционной медийной модели в спорте строят еще несколько стартапов, в числе самых известных — Onefootball и 365score. В некоторых странах есть интересные локальные стартапы, в основном, в Штатах и Китае. Но вообще новых медиа в спорте все ещё крайне мало. То есть, основную долю рынка по-прежнему пока держат старые медийные игроки, такие местные «Спорт-Экспрессы» и «Совспорты».

- Как собираетесь конкурировать?

- Делать нужные людям вещи и качественно их развлекать. А как еще? Никаких других способов конкурировать, честно говоря, мы не знаем. С точки зрения продвижения, используем различные партизанские методы, например — партнерства с фанатскими сайтами и группами в соцсетях. Строим виральность внутри приложений. Тактические закупки рекламы под большие матчи. Ну и очень много органических скачиваний: отзывы у наших международных приложений в основном восторженные, средняя оценка в сторах — 4,7. Это много, мы сами удивлены.

- Кто работает над этими приложениями? Открываете ли вы дополнительные офисы за рубежом? Где и как ищете людей?

- Над продуктом работает все та же команда — с небольшими офисами разработки в Москве, Минске и Санкт-Петербурге. На основные направления — англоязычные, испаноязычные, франкоязычные — мы наняли пока восьмерых иностранцев. Это в основном люди про контент и маркетинг. Основной наш интернациональный хаб в Барселоне, еще несколько человек работают удаленно — в Италии и Аргентине. Мы пока маленькая компания, bootstrapped startup, потому прорываемся небольшими силами. По мере дальнейшего роста аудитории будем нанимать больше.

- Сложно нанимать за рубежом?

- Чуть сложнее, чем в России: тут мы все-таки давно на рынке, аудитория большая, много кто хотел бы у нас работать. За рубежом поначалу приходилось полагаться на знакомых, на сайты вакансий. Но в целом получается находить нужных людей за сопоставимые с Россией деньги.В конце концов, в южной Европе занятость молодежи не фонтан, и, например, наш испаноязычный главный редактор, отличник барселонского журфака и продвинутый современный журналист, вынужден был работать на колбасном заводе.

- Что с зарубежной аудиторией сейчас?

- С начала года выросли в три с лишним раза, MAU уже более 700 тыс. человек. Scores&Video зажигает в Бразилии, Мексике, Аргентине, где топ-5в спорте или выше. В Великобритании, Италии, Испании, Индонезии у нас уже по 3–4 приложений в спортивном топ-100 — клубные, тот же Scores & Video, Rabona.

Больше всего аудитории пока вообще в США — футбол, который там соккер, недостаточно велик, чтобы быть в фокусе местных спортивных медийных монстров, но достаточно уже популярен, чтобы давать нам десятки тысяч человек новой аудитории каждый месяц. Всего наши приложения на начало апреля находятся в топ-100 категории «спорт» в 130 странах мира.

- Как отличается поведение пользователей там и здесь?

Практически никак, и это приятное открытие. Единственный нюанс — почти всем нашим продуктам свойственен network effect: то есть чем больше пользователей обсуждает футбол в том же Scores&Video вместе с вами, тем веселее вам. Лояльность людей в России, где сообщество давно сложилось, у нас чуть выше — но это нормально, и различия уменьшаются по мере роста аудитории на каждом новом рынке.

- Какие языки и страны проще для локализации, какие сложнее?

- Для англоговорящих и испаноговорящих стран у нас качественно локализованы все приложения, потому основной рост там. Постепенно добавляем новые языки — французский, португальский, итальянский, индонезийский и так далее.

До сложных языков — китайского, арабского, корейского — руки пока не дошли, но очень хотим. Качественная локализация — не самый простой процесс, но все-таки проще, чем создание конкурентоспособного приложения с нуля.

- Зарабатываете только на рекламе или уже исследовали платные функции?

- У нас есть платные безрекламные версии клубных приложений по 6 долларов; они тоже в топах платных во многих странах. Но основная ставка — да, на бесплатные для пользователя продукты и рекламную модель. Для почти ежедневно используемых продуктов она вполне ОК, при нормальном рекламном рынке.

- Сейчас много кто в России начинает делать западные истории. Как думаешь, почему?

- Да вроде все очевидно: здесь полно талантливых и энергичных людей, способных делать что-то интересное. И если сужающийся внутренний рынок для таких оказывается тесноват, зачем ограничивать себя только им? Понятно, что получится не у всех и не сразу, но опыт это отличный: лично я, например, за последний год научился большему, чем за предыдущие пять. В Израиле или даже в Беларуси микроскопический внутренний рынок не ограничивает людей от того, чтобы затевать новые вещи, ведь интернет дал тебе возможность работать на весь мир. Думаю, через 2–4 года в России удельная доля востребованных в мире проектов скоро будет сопоставимой с этими странами.

Константин Панфилов / vc.ru

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Загрузка...
  • Анонимно
    Анонимно 0

    У спортсру, в отличие от БО, на первой странице в списке основных видов спорта волейбола нет вообще! Есть автомото, теннис, киберспорт(!) бокс и прочий биатлон, а волейбола нет! И этот сайт позиционирует себя чуть ли не лучшим в спорте? Нет волейбола, в который играют миллионы людей в стране, единственный вид спорта, где мы реальные лидеры в мире (окроме городков и борьбы на поясах).
    О чём ещё может вообще говорить этот Навоша?

Оставить комментарий
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Свернуть