Хоккей

Игорь Захаркин: «Российских детей надо пинать? Пора уходить от таких стереотипов»

Главный методист академии хоккея им. Моисеева Игорь Захаркин в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал о том, что необходимо знать детским тренерам, какую игру хотят видеть в академии от своих команд и поделился впечатлением от первых месяцев работы главным тренером «Югры».

«ОТ ДЕТЕЙ НУЖНО ВСЕГДА ТРЕБОВАТЬ ПОБЕДЫ»

Игорь Захаркин
Фото: Айрат Сайфутдинов


– Игорь Владимирович, почему вы согласились на работу в академии имени Моисеева, несмотря на то, что работаете главным тренером клуба КХЛ?

– У меня всегда в отпуске есть время, когда я могу осмыслить свой опыт – у меня это обычно происходит при написании лекционных, методических материалов. Мне приятны люди, с которыми я здесь работаю, нравится их энтузиазм, компетентность. У меня очень давние контакты с Виктором Горским, он помогал мне в ведении технико-тактических действий и в Уфе, и в Санкт-Петербурге, потом познакомился с Евгением Рычковым. Считаю, что это помогает и мне, позволяет глубже смотреть на хоккейные проблемы.

Я вижу, что в Татарстане с появлением академии имени Моисеева происходит, прежде всего, интеллектуальный сдвиг в понимании людьми, отвечающими за развитие хоккея, организации и методичности. Поэтому сейчас пишутся методические пособия, которые позволили бы правильно вести ребёнка с момента начала занятия хоккеем до молодёжных команд. Появляются и семинары, которые рассказывают о роли тренера, которая чрезвычайно важна – это не только академические часы, которые он получает в стенах Поволжской академии спорта, но и постоянная работа над повышением своей квалификации, получение международного опыта. Те же шведы много общаются с коллегами из других стран, потому что знание опыта других стран значительно обогащает методику. Я думаю, что то направление, которое взято федерацией хоккея Татарстана, скоро даст плоды, потому что методическая вооружённость тренеров, правильная организация структуры соревнований позволит более качественно готовить хоккеистов юного возраста к будущей профессиональной деятельности.

– Какую игру вы хотели бы видеть от команд академии?

– Задача академии – научить разным стилям. Очень важно, чтобы игрок был тактически обученным, потому что стиль игры часто зависит от многих обстоятельств – видения тренера, финансовых возможностей клуба, местных особенностей. Игроки, прошедшие академию, должны понимать, насколько широк тактический арсенал в хоккее, знать нюансы различных тактических действий и в дальнейшем в профессиональных командах уметь выполнять игровые задания.

– На последнем чемпионате мира сборная России играла в более атакующий хоккей. С чем это связано?

– Сейчас происходит смена поколений в российском хоккее, и ребята, которые приехали в сборную из НХЛ, реализовали в команде тенденции североамериканского хоккея. Они готовы и способны играть в такой хоккей, которые требуют современные веяния – быстрый, конструктивный, атакующий, с быстрыми переключениями в оборону.

– Один из тренеров воспринял ваше выступление скептически и заявил, что с российскими детьми невозможно без пинков. Их нужно постоянно подгонять, чтобы они начали работать...

– Надо уходить от этих стереотипов, которые складываются у тренеров с большой практикой. Если бы звёздные игроки воспроизводились в каждом поколении, с которым работает тренер, к этому можно было бы прислушаться. А когда мы не видим талантливых игроков и понимаем, что даже главная команда Татарстана не в полной мере укомплектована собственными воспитанниками, надо искать новые методы, подходы к подготовке хоккеистов.

– Вы говорили про важность игровых видов спорта для тренировки хоккеистов. Но ведь ребёнок, который занимается хоккеем, хорошо проявляет себя и в других игровых видах спорта.

– Хоккей, футбол, баскетбол поэтому и объединены – игровые виды спорта. Это очень хорошее средство, про которое мы забываем. Идёт концентрированная работа над хоккеем, но в последние годы очень маленькая эффективность, и нужно искать новые методы. Я их вижу в том, чтобы расширить двигательную базу за счёт других игровых дисциплин.

– Говорилось о важности общефизической подготовки и работы в зале, но многие юные игроки заканчивают с хоккеем из-за чрезмерных нагрузок: кто-то в 13 лет приседает со штангой в 100 кг.

– Многие тренеры, работающие с детьми, плохо подготовлены в вопросах детской физиологии, педагогики и методики подготовки. Казалось бы, очень просто сделать игроков более сильными физически, но всегда есть поэтапность обучения. Если вы не знаете алфавита, вы не сможете читать. В той же Швеции присутствует методичность, мы перескакиваем, часто копируем методики для взрослых игроков. Типичная ошибка, когда детские тренеры возвращаются к своему опыту, как их в детстве тренировали. В академии будет разбираться, как готовить детей, учитывая особенности каждого возраста.

– Одной из главных проблем наших школ считается непременное достижение результата – победы на всех уровнях. С какого возраста с детей можно требовать результат?

– Принципиально нужно всегда требовать победы – это важно, потому что игрок должен воспитываться в желании победить соперника, но это не должно быть приоритетом, потому что вплоть до МХЛ важен не столько результат, а то, насколько быстро игрок прогрессирует. Качество работы тренера заключается не в победах в детских турнирах, а в том, как игроки развиваются. 

– Во время сезона в КХЛ наверняка будет проблематично приезжать в академию?

– На самом деле, одна работа стимулирует другую. Я очень рад, что руководство академии понимает, что у меня есть другая работа, но сейчас много современных методов общения. Продолжение этой работы будет полезно, надеюсь, и академии, и мне.

«МАКАРОВ – ВАЖНЫЙ ХОККЕИСТ ДЛЯ «ЮГРЫ»


Фото: Айрат Сайфутдинов


– Вы приняли предложение «Югры», уже ознакомились с условиями работы...

– «Югра» – это, конечно, не высокобюджетный клуб, но очень хорошо организованный. Это и небольшой город, но огромный регион – ответственность велика. Думаю, что буду строить взаимоотношения с ребятами, основываясь на том, что представляем такой регион. Да, игроки, может быть, не экстра-класса, хотя их у нас в России в целом мало. В «Югре» достаточно хорошая инфраструктура, при правильном отборе игроков можем создать хорошую команду, успех которой мог бы быть основан на хороших взаимодействиях, игровой дисциплине, высокой самоотдаче, тактической выучке. Думаю, что исходя из средств, выделенных команде, мы с генеральным менеджером Евгением Хацеем и директором клуба Александром Филипенко можем создать боеспособный коллектив.

– Новокузнецкий «Металлург» исключили из КХЛ, а «Югру» отнесли к «группе риска». Это будет на вас давить?

– Думаю, что это вызов клубу. «Югру» назвали относительно нынешнего положения дел, но все понимают, что у клуба есть возможность развиваться дальше. Есть восемь критериев, которым нужно соответствовать, чтобы оставаться в КХЛ, и при правильной организации дел, совместной работе с руководителями клуба мы должны смотреть именно в этом направлении – улучшать спортивные результаты команды.

– Вслед за вами из «Салавата» в «Югру» перешёл нападающий Дмитрий Макаров.

– Я очень рад этому. Для «Югры» Макаров – очень важный хоккеист. Дима – умный игрок, хорошо катается, его можно использовать в большинстве. У меня есть идеи, как использовать его сильные качества, создать вокруг него хорошее, играющее звено, ведь центрфорвард – основа для тройки нападения.

– Из тех, с кем вы работали в «Салавате», кто-то еще перейдёт в «Югру»?

– Да, в «Югре» будет мой ассистент Николай Борщевский и тренер по физподготовке Алексей Селивёрстов.

– Сведберга ждать в Ханты-Мансийске?

– (Тут Захаркин громко рассмеялся). С игроками сложнее, потому что это зависит не от желания тренера, а от контрактных взаимоотношений клуба с игроком.

– В «Салавате» у вас были проблемы со взаимопониманием с генеральным менеджером. В «Югре» удастся этого избежать?

– Давайте без «Салавата». Просто скажу, что я получаю удовольствие от работы с Евгением Хацеем – это профессиональный, энергичный, квалифицированный человек, который действительно хочет создать команду и понимает, что для этого нужно сделать. Задача генерального менеджера: не просто подобрать игроков в команду, а понимать видение тренера. Думаю, что у нас сложилась команда: директор – генеральный менеджер – главный тренер, которые будут работать воедино и вести работу по укреплению состава до самого дедлайна.

– Приобретения ещё планируются? Ждать ли легионеров?

– Этот вопрос сейчас решается. Да, в прошлом сезоне легионеров не было, но этот момент прорабатывается на всех уровнях, чтобы мы могли пригласить иностранцев. Может быть, не лучших иностранных хоккеистов, но достаточно квалифицированных, подходящих по соотношению «цена-качество».

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Игорь ЗАХАРКИН
Дата рождения: 16 марта 1958 года
Место рождения: Брянск
Карьера тренера: сборная России – 2006 - 2011; ЦСКА (Москва) – 2008/09; «Салават Юлаев» (Уфа) –  2009 - 2011; СКА (Санкт-Петербург) – 2014/15.
Карьера главного тренера: сборная Польши – 2012 – 2014; «Салават Юлаев» - 2015 – 2017; «Югра» (Ханты-Мансийск) – с  2017 года.
Достижения: чемпион мира (2008, 2009), серебряный призёр чемпионата мира (2010), бронзовый призёр чемпионата мира (2007), обладатель Кубка Гагарина (2011, 2015).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Поставь оценку тексту
+
0
-
Загрузка...
  • Анонимно
    Анонимно 30.05.2017 11:29

    Вижу что даты в графах гл. тренера и достижения не совпадают и понимаю, что журналист невольно показывает, что брал интервью у шарлатана.

    0 Плюс минус ответить
    • Анонимно
      Анонимно 30.05.2017 11:45

      а в чем не совпадают то?

      0 Плюс минус ответить
      • Анонимно
        Анонимно 30.05.2017 12:07

        А в том, что когда он "трудился" гл. тренером никаких достижений просто НЕТ

        0 Плюс минус ответить
        • Артур Хайруллин
          Артур Хайруллин 30.05.2017 12:17

          А написано, что это достижения именно в роли главного тренера?

          0 Плюс минус ответить
          • Анонимно
            Анонимно 30.05.2017 15:12

            В том то и дело что нигде. Чтобы не вводить читателей в заблуждение напишите графу достижения гл. тренера и поставьте прочерк или слово НЕТ.

            0 Плюс минус ответить
    • Анонимно
      Анонимно 30.05.2017 14:31

      Прежде чем комментировать, стоило заглянуть в словарь и выяснить значение слова "шарлатан" :-D

      0 Плюс минус ответить
      • Анонимно
        Анонимно 30.05.2017 15:44

        Вы про какой словарь? Что шарлатан означает на шведском не знаю и знать не хочу, а на русском известно.

        0 Плюс минус ответить
      • Анонимно
        Анонимно 30.05.2017 18:42

        Большой толковый словарь

        ШАРЛАТАН, -а; м. [франц. charlatan] Невежда, выдающий себя за знатока, специалиста; обманщик
        Словарь синонимов

        Плут, бездельник, жила, жулик, кулак, мазурик, мошенник, обманщик, пройдоха, шарлатан, шельма, штукарь, выжига, «артист». Плут большой руки, продувной, прожженный. Продувная бестия. Гладкий детина, парень теплый. Червонный валет.

        особо понравилось червоний валет, ха-ха, точно он из ЭТИХ

        0 Плюс минус ответить
  • Анонимно
    Анонимно 30.05.2017 13:26

    Дырберга пора выпиливать из Уфы.

    0 Плюс минус ответить
    • Анонимно
      Анонимно 30.05.2017 13:39

      Тебя выпилят скоро,знаток

      0 Плюс минус ответить
  • Анонимно
    Анонимно 30.05.2017 14:18

    Академия, научная работа - все это стихия Захаркина, здесь он сможет принести пользу российскому хоккею. Предложите ему достойное вознаграждение и он будет основным штатным методистом академии.
    А как главный тренер он не тянет.

    0 Плюс минус ответить
  • Анонимно
    Анонимно 1.06.2017 18:20

    Я похоже опоздал, с языка снял и выложил, молодец!

    0 Плюс минус ответить
  • Анонимно
    Анонимно 1.06.2017 18:20

    Я похоже опоздал, с языка снял и выложил, молодец!

    0 Плюс минус ответить
Оставить комментарий
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Свернуть