Матч-центр Вчера Сегодня Завтра
не начался идёт окончен
Футбол

Как в Татарстане ходят на спорт: обзор посещаемости

Спойлер: цифры так себе.

«РУБИН» ОПЯТЬ НЕ СМОГ ПРОБИТЬ ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ

Серый фон - матч Кубка России, голубой фон - игра проходила на стадионе «Центральный»


«Рубин» провел последнюю домашнюю игру в сезоне. На матч с «Уфой», который провожал на «пенсию» Гёкдениза Карадениза, пришло 25540 зрителей, сработал свободный вход на игру и антураж последней игры турка. Это лучший результат почти за четыре года – последний раз свыше 25 тысяч в Казани на игру чемпионата страны приходило в августе 2014 года, когда в столицу Татарстана приехал ЦСКА, та игра была второй в истории стадиона. 

Посещаемость казанского «Рубина» по итогам сезона составила 9706 зрителей. За тур до конца это девятый показатель в РФПЛ, при этом по заполняемости «Казань Арена» предпоследняя – 22,7%. Хуже Казани стадион заполняется лишь в Каспийске, где играет махачкалинский «Анжи». Если посещаемость продолжит падать и осенью, то недалёк тот час, когда аудитория «Ак Барса» будет превосходить аудиторию «Рубина».

По сравнению с прошлым сезоном средняя посещаемость увеличилась на 55 зрителей, да и то этот прирост обусловлен исключительно последним, прощальным матчем Карадениза. Между прочим, встреча с «Уфой» стала седьмой по количеству аудитории за всю историю ведения статистики казанского клуба. Только вдумайтесь: за все эти годы лишь семь матчей смогли собрать на трибунах более чем 25000 зрителей.      

Только лишь одна игра за всю историю казанского футбола смогла собрать свыше 40 тысяч зрителей


Да и то, откровенно говоря, столь высокая посещаемость последнего матча – это стечение обстоятельств. Казань и стадион проверяли свою готовность к проведению чемпионата мира, в столице Татарстана пройдет шесть матчей турнира. В этом году ни одно мероприятие, которое разработало клуб, не выстрелило. 60-летний юбилей «Рубин» праздновал матчем против «Ростова» – и на него пришло менее шести тысяч человек.

Проблема посещаемости «Рубина» не только в том, что команда выступает не совсем хорошо. Отношение клуба к болельщикам на самом низком уровне. Достаточно привести тот факт, что на игре против «Спартака» в кулерах на стадионе к 30 минуте закончилась горячая вода и тысячи замерзших зрителей не смогли согреться, выпив чая или кофе. И таких примеров вагон и маленькая тележка. Во многом такое отношение к зрителю – это результат работы прежнего генерального директора клуба Рустема Саяхова, который создавал проблемы ещё маркетологам команды Ильсура Метшина, а после его ухода из клуба, работу с болельщиками «Рубин» окончательно запустил. Разгребать эти завалы предстоит долго и мучительно, самое сложное вернуть доверие людей.

Но не только в Казани существует профессиональный футбол: в ПФЛ в зоне «Урал-Приволжье» выступают нижнекамский «Нефтехимик» и челнинский КАМАЗ. Во втором по величине городе республики пару лет назад реконструировали стадион «Гренада», команда же ставит перед собою задачу в ближайшие годы вернуться в ФНЛ. Средняя посещаемость КАМАЗа – 1209 зрителей при вместимости стадиона в шесть тысяч мест. Для второго дивизиона неплохой показатель, но глобально показатель ничтожный. В Нижнекамске на футбол ходят в среднем по 570 зрителей. Все-таки это хоккейный город, в отличие от Челнов.

ТАТАРСТАН – ХОККЕЙНЫЙ РЕГИОН?

Синий фон – аншлаг на арене. Красным выделена худшая посещаемость сезона


Татарстанская посещаемость в КХЛ вышла довольно неоднозначной. С одной стороны, казанский «Ак Барс» показал второй результат в истории – 6548 зрителей в среднем за матч. Рекордная аудитория в 6702 зрителя собиралась в сезоне 2014/15. Правда, тот сезон был особенным, так как команды провели подавляющее число матчей против команд из своих дивизионов. В плей-офф же посещаемость «барсов» была превосходной – одиннадцать матчей Кубка Гагарина в среднем посмотрело 8290 зрителей, то есть заполняемость «Татнефть Арены» превысила 93%. Так на хоккей в Казани еще никогда не ходили.

Нынешний же сезон показал, что у «барсов» еще много работы. Всего лишь две игры прошли при аншлаге – против «Металлурга» и «Салавата». Даже на матчах с базовыми клубами сборной России трибуны зияли пустотами. Для сравнения, в свой рекордный сезон четыре игры регулярки прошли при полных трибунах. Правда, вместимость «Татнефть Арены» три года назад была на 400 кресел меньше, чем сейчас. В первые сезоны существования лиги даже в Нижнекамске на хоккей ходило больше зрителей, чем в столице Татарстана. Работа по привлечению зрителя в Казани в последнее время поднялась на новый уровень, и, как следствие, народ активнее начал ходить на арену.

Синий фон – аншлаг на арене. Красным выделена худшая посещаемость сезона


В Нижнекамске осознали, что высокая посещаемость в прошлые года поддерживалась в основном раздачей бесплатных билетов на заводах города. И после отказа от таких акций посещаемость «Нефтехимика» на старте сезона существенно провалилась. Клуб провел ребрендинг, увеличил количество активностей для болельщиков на арене, но нижнекамский зритель за десятилетия халявы так привык к ней, что теперь с трудом принимает реформы. Только после введения скидок зритель начал неспешное возвращение на «Нефтехим Арену». К тому же, команда показывала хорошие результаты – до самых последних игровых дней «Нефтехимик» боролся за первое место на Востоке.

Кроме КХЛ Татарстан был представлен на профессиональном уровне еще двумя клубами в ВХЛ - казанским «Барсом» и альметьевским «Нефтяником», а также клубом «Челны», выступающим в ВХЛ-Б. О столичной команде сказать нечего, там всё очень плохо. Посещаемость «Нефтяника»  – 1233 зрителя. Цифра должна расти, в клубе сильно озабочены проблемой привлечения зрителей на трибуны. «Нефтяник» уже сейчас работает над возвращением былой популярности в городе. К примеру, после ребрендинга клуб начал активную маркетинговую работу. До него клуб предлагал лишь одну кепку, да и то не самого высокого качества. Сейчас же коллекция расширилась до уровня КХЛ, можно купить что душа пожелает. Перспективы у команды есть, в отличие от «Барса». Этот фарм-клуб совершенно неинтересен, на него ходят всего лишь по 200 зрителей. В США такой ценный актив в продвижении основного бренде давно бы перевезли в соседние агломерации, так что и «Ак Барсу» стоит проследовать по такому пути. Зеленодольск, Волжск, да даже Чебоксары – все это отличные не обработанные никем рынки.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО ХОДИТЬ НА БАСКЕТ ВЕСЕЛО

Как ходили на баскетбол в Казани


УНИКС, внезапно, в этом сезоне стал нужен казанцам. Посещаемость возросла на 170%, а матчи против топовых российских команд собирали практически полную арену. Клуб начал активно работать со зрителем, теперь прийти на баскетбол можно не только ради самой игры, но и ради отличного семейного времяпрепровождения.

Безусловно, на посещаемость также влияет и географический фактор. Так, «Баскет-холл» идеален в части местоположения. Метро — в 400 метрах, автобусная остановка — в шаговой доступности. Небольшие проблемы есть лишь с парковкой для личного авто — она работает только для владельцев абонементов.  В УНИКСе обещают, что уже со следующего сезона фуд-корты на арене будут одними из лучших в городе, каждый сможет найти любую еду, которую пожелает.

На баскетбольных матчах также уделяют достаточное внимание к шоу-программам как во время игры, так и в перерывах. Весь этот комплекс заинтересовывает нейтрального зрителя в том, чтобы вернуться на арену в будущем. Однако, таблица посещаемости говорит нам о том, что казанские болельщики приходят в «Баскет-холл» в основном на вывески, а не на сам УНИКС. Нет, в этом нет ничего плохого, еще никто не отменял такое понятие, как «ценность билета». Но вот когда на одном матче зрителей в пять раз больше, чем на другом – это тревожный сигнал.

Очевидно, что баскетбол у нас в стране силен «брендами». Когда приезжают ЦСКА или «Химки» - зритель на трибунах. Когда «Автодор» или «Енисей» - его нет. Важную роль сыграл и спортивный результат, команда одна из лидеров в регулярном чемпионате Единой лиги ВТБ и показывает очень эмоциональный баскетбол, вытаскивая иногда безнадежные матчи в концовке.

ВОЛЕЙБОЛ НА ОБОЧИНЕ

Команды сортированы по посещаемости


По популярности в Татарстане волейбол сейчас уступает баскетболу. Мы подробно писали о причинах отсутствия зрителей на трибунах в статье про «индекс расходов фанатов» в республике.

Дорого ли болеть: индекс расходов спортивного фаната в Татарстане

Вкратце, главная проблема клуба в его силе. «Зенит» доминирует в отечественном волейболе, и конкуренция в чемпионате России обычно невелика. Заметна корреляция: когда приезжает более или менее серьезный соперник, как то же «Белогорье», арена заполняется на две трети, но вот самарская «Нова» не набирает и четверти центра волейбола. Ну и дворец «Санкт-Петербург» расположен на самой окраине, что вызывает множество неудобств. 

На женский волейбол ходят еще хуже, чем на «Зенит». На матчи приходят менее тысячи зрителей, лишь пара игр в сезоне может заполнить треть всего дворца. Поход на «Динамо» мало чем отличается от «Зенита»: заполнение фойе аналогичное, лишь билеты чуть дешевле. И перспектив, как изменить эту ситуацию, увы, не видно.

Таблица посещаемости казанских клубов показывает, что кризис отношений казанской публики со спортом где-то рядом. Максимальный процент заполняемости арены в 73 единицы – это объективно мало. В том же Питере и на футболе, и на хоккее показатели значительно выше, как качественные, так и количественные.

Посещаемость – это один из трёх важнейших элементов, способных оправдать расходы на профессиональный спорт. Ведь посещаемость = популярность. Остальные два компонента – это спортивный результат («Зенит-Казань», УНИКС) и собственные воспитанники в составе («Ак Барс»). Двух элементов из трёх, как правило, достаточно, чтобы не возникало вопросов об эффективном расходовании средств и вообще целесообразности содержания клуба. По итогам нынешнего сезона лишь «Ак Барс» смог выбить все три мишени. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
  • Анонимно
    Анонимно 0

    Ак Барс вне конкуренции

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Ак Барс проводит правильную работу со зрителем и его привлечением. Увы, но другие клубы, пока что, не поймут как это сделать здорово и качественно.

  • Анонимно
    Анонимно 0

    У Ак Барса тоже еще много проблем в плане работы с болельщиками, но приятно, что менеджмент клуба это признает (в отличие от Рубина- там вообще дно) и делает шаги ы правильном направлении, а именно на встречу своему зрителю! И поверьте, зритель это замечает!

Оставить комментарий
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Свернуть