Матч-центр Вчера Сегодня Завтра
не начался идёт окончен
Футбол

Теперь в футболе важен не гол, а его празднование

Добро пожаловать в эпоху постмодернизма.

Артём Дзюба / фото: Светлана Садыкова, БИЗНЕС Online


В XXI веке – веке технического прогресса – практически все СМИ перешли в электронный формат. Это очень удобно. Через сеть можно предоставить все аудиовизуальные методы передачи информации. Изо дня в день роль интернета в жизни изданий (в том числе и спортивных) возрастает, соответственно, его конкуренты (радио, телевидение и печатные издания) теряют свои позиции.

Чтобы ослабить хватку нового игрока на рынке информации телевизионщики были вынуждены прибегнуть к законам об авторском праве. С каждым годом права все более жестко регламентируются. Для примера возьмем прошедший чемпионат мира. Журналистам было запрещено снимать фото и видео без соответствующей аккредитации. Были случаи, что во время пресс-конференций супервайзеры подходили и просили удалить все отснятое, если у человека не было соответствующего документа. Болельщиков эти правила не касались. Под рамки загонялись только представители СМИ.

Подобные правила есть во всех крупных футбольных турнирах. Например, известны случаи, когда клубы из чемпионата Англии отказывали в аккредитации из-за того, что издания использовали на своих сайтах гифки. В России мы не так сильно ощущаем это, в силу того, что телевидение государственное. Такой твТВ- индустрии как на Западе у нас пока нет. Соответственно в некоторых сайтах спортивных СМИ читатели могут наткнуться на видеообзоры игр или обзор матча с помощью тех же гифок. Но всё идёт к тому, что и наша страна в скором времени перейдет на использование фотографий и только.

Например, полтора года назад канал «Матч ТВ» и сайт Sports.ru судились из-за видеобзоров игр чемпионата ФНЛ. Канал посчитал незаконным демонстрацию фрагментов матчей на сайте. В заявлении было указано, что «Матч ТВ» «несет значительные затраты на приобретение прав у официальных правообладателей».

Интернет-СМИ не всегда могут позволить себе покупку прав на трансляции матчей, поэтому пытаются словить хайп через другие кейсы. Теперь издания вынуждены сами культивировать вирусный контент и продавать его читателям. Банального описания гола (если это не шедевр) уже недостаточно. Основная масса аудитории видела его в трансляции  и необходимости в пересказе событий не остается. Подобные жесткие рамки привели к тому, что газеты начали рисовать схемы голов. Взятия ворот нельзя показывать, но никто не запрещал их описывать.

Аналитики разбирают игры команд с помощью картинок, а не видео. Так, например, работает одно из самых крупных изданий Великобритании Daily Mail. Газета схематически воспроизводит изображения, тем самым разбирая ошибки одних и выделяя мастерство других. Отчасти разборы тактики, которые в последние годы становятся все популярнее (в том числе и в России) родились «благодаря» недостатку видеоконтента. Описанием маршрута передвижения футболистов по полю и игровых схем в целом, издания компенсируют отсутствие видеонарезки.

Отсюда получается мультипликативный эффект. Два-три подобных разбора, и читатели начинают всё больше интересоваться футболом.

Игроки сборной Франции / фото: Джалиль Абдуллин, БИЗНЕС Online


Мода на закрытый футбол привела к тому, что зрелищность футбола немного снизилась. Отсюда и снижение количества красивых, особенных голов. Таких, что после просмотра хватаешься за голову, кричишь: «Вау!» и думаешь: «Как он, черт возьми, это сделал?!». Но такие голы редкость. В основном приходиться наблюдать за повседневными, иначе говоря, «мусорными» голами: курьезными, забитых из-за ляпов, скучных, да каких угодно. Большинство из них не представляют для информационного общества никакой ценности, кроме того, что это гол. Поэтому СМИ вынуждены создавать что-то уникальное, что будет представлять ценность. Они создают мифы.

Обсуждения празднования голов идеальный выход из ситуации. Кто празднует? Как празднует? Что он этим хотел сказать? Фотографии празднования. Соцсети, описательные истории и формируют тот самый «хайп». Да, возможно этот контент первичен в телевидении. Но благодаря грамотной подаче вторично он уже идёт дальше и уже с более мощной силой. Искусство и движение общества в эпоху постмодерна говорит, что реакция на событие важнее самого события.

Рассмотрим на конкретных примерах. Бразильский нападающий «Ливерпуля» Роберто Фирмино на выходных получил травму глаза. В одном из игровых моментов защитник «Тоттенхэма» Ян Вертонген едва не лишил соперника глаза, ткнув в него пальцем (разумеется, случайно). Футболиста со стадиона увезли в больницу, где медики диагностировали травму роговицы. Повреждение не помешало Роберто выйти на поле в матче  Лиги чемпионов с «ПСЖ», в котором он забил в самой концовке встречи, тем самым принеся победу английскому клубу. Свое взятие ворот форвард отпраздновал, закрыв рукой поврежденный глаз.

Те, кто не смотрел игру, могут и не знать, как забил Фирмино. Но это празднование гола стало хитом во всех СМИ и соцсетях. Игрока пародировали, про него писали, рассказывали и рисовали карикатуры. Пройти мимо этой истории было очень трудно. Это и есть особенность постмодернистского искусства. Сегодняшние СМИ все свели к тому, что празднование гола – это новое культурное явление, которое создается футболом. Красивый гол повторить практически невозможно, а оригинальное празднование футболисты могут выдавать после каждого забитого мяча.

Нередко маркетологи клубов или самих футболистов участвуют в процессе придумывания празднования взятия ворот. Определенные жесты, действия, прыжки, выкрики – все это становится брендом спортсмена, через который его узнают. Так, например, один из самых известных футболистов в мире Криштиану Роналду имеет в своем запасе несколько вариантов празднований. Каждый из них имеет свою историю, которые стали известны публика как раз благодаря СМИ.

Если с фанатзией туго, то футболистам никто не запрещает обращаться за помощью. Лидер чемпионов мира сборной Франции Антуан Гризманн после голов исполняет танец из самой популярной в мире компьютерной игры Fortnite Battle Royal. Там персонаж приставляет правую руку ко лбу, образуя букву L. Теперь этот жест стал фирменным и для француза.

Игрок сборной Англии Дели Алли запустил целый челлендж, предлагая повторить его празднование. Практически никто не сумел повторить этот жест с первого раза. Празднование никому не давало покоя. Он обсуждалось в СМИ, в соцсетях и даже на пресс-конференциях. Главный тренер «Тоттенхэма» Маурисио Почентино выложил в инстаграм целую инструкцию того, как это делается. Журналисты нарисовали печатную версию в виде схемы.

Нападающий «Реала» Гарет Бэйл вовсе зарегистрировал свое празднование голов в виде сердечка, которое образуется путем складывания двух рук, как товарный знак. Он не единственный, кто так празднует, но единственный, кто это дело монетизирует. Продажа сувенирной продукции с жестом Бэйла приносит валлийцу немаленькие деньги.

Некогда лучший футболист РПЛ – голландец Квинси Промес – еще до отъезда из России придумал праздновать голы в виде подбрасывания в воздух маски и прикладывания ее обратно к лицу. Маркетологи игрока выпустили даже товарный знак в виде маски, образованной из двух букв – QP (первые буквы имени игрока), а сам футболист записал рэп-композицию. Сейчас экс-игрок «Спартака» также выпускает разного рода продукции под своим брендом.

Празднование нападающего сборной России Артёма Дзюбы во время чемпионата мира стало настоящим хитом. «Просто отдаю честь: играю за свою страну, служу России!» – объяснил игрок в интервью пресс-службе сборной.

Празднование голов – это особое искусство. Разработчики самой популярного футбольного симулятора FIFA давно это поняли и переносили в игру самые яркие и запоминающиеся перформансы игроков. Конечно, среди них есть и выдуманные празднования, которым нет аналогов в реальной жизни. Но всё равно большинство из них, взяты из реального футбола, что безусловно привлекает новых покупателей игры.


Как мы видим, фашизм телевизионщиков привёл к тому, что сегодня взятие ворот в футбольном матче как событие отошло на второй план. Для прессы важнее действия игрока после этого забитого мяча. Практически всегда жесты, взгляды, слова и танцы несут в себе нечто такое, о чём обычный болельщик не догадается просто сидя на трибунах или наблюдая за трансляцией.

Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Оставить комментарий
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Свернуть