Матч-центр Вчера Сегодня Завтра
не начался идёт окончен
Хоккей

Интервью с журналистом ESPN. Он рассказал, как брать интервью у Овечкина

Секреты хоккейной журналистики в Штатах.

Больше всего журналист Грег Вышинский известен по работе на Yahoo! Sports. Долгое время блог Грега Puck Daddy оставался главным источником хоккейных новостей для нехоккейной публики. С подачи Puck Daddy развивались многие скандалы в НХЛ – например, с форвардом Джоном Скоттом, который попал на Матч звёзд НХЛ благодаря интернет-троллям, или коллективным иском, который на НХЛ собрались подавать на лигу из-за большого количества сотрясений мозга у хоккеистов.

В сентября 2017 года Вышинский объявил, что уходит из Yahoo! на ESPN – главный спортивный ресурс Америки, который редко показывает хоккей, но всегда о нём пишет.

Мы начинаем разговор с одного из последних текстов Грега на ESPN – про шведского защитника Эрика Карлссона. Хоккейные болельщики знают игрока по обмену из «Оттавы» в «Сан-Хосе», главному в межсезонье, остальные же могли слышать о Карлссоне после трагичных событий в его семье. Летом Эрик и супруга Мелинда потеряли сына, а затем обвинили девушку игрока «Оттавы» в том, что та желала смерти ещё не родившемуся ребёнку.

– Грег, как вы брали интервью у Эрика для этого материала?

– Обратился к нему напрямую. Так получилось, что когда Карлссон стал игроком «Шаркс», я как раз был в Калифорнии. Так что я пошёл на тренировку «Сан-Хосе» и поговорил с ним один на один. После представился шанс пообщаться и с генеральным менеджером Дагом Уилсоном. Один из плюсов работы на ESPN – люди сразу идут с тобой на контакт. Всё вышло так, как я планировал.

– Вы хотели, чтобы этот материал прочитала хоккейная или же общая аудитория?

– Большая часть моей работы для общей аудитории, у которой нет всей информации про игрока или команду, о которых я пишу. Но в этом тексте было несколько моментов, где читателю нужно было быть в курсе, чтобы оценить материал по достоинству. Например, надо было заранее понимать, что обмен Карлссона из «Оттавы» в «Сан-Хосе» – это настоящий блокбастер.

– Почему вы так считаете?

– В обмен был включён легендарный игрок, который всё ещё на пике своих возможностей. Карлссон – обладатель «Норрис Трофи». Никто из защитников не обращался так уверенно с шайбой со времён, думаю, Пола Коффи и Бобби Орра. Такие игроки появляются раз в поколение. Так что когда хоккеист из списка топ-100 в истории, претендующий на попадание в Зал славы, переходит из одной команды в другую, не миновав своего пика, это блокбастер. Такой поворот заинтересует не только хоккейных читателей.

– Но по заголовку кажется, что материал как раз рассчитан на хоккейную аудиторию. «Сердце Карлссона принадлежит Оттаве, но в Сан-Хосе он хочет выиграть Кубок Стэнли».

– На Puck Daddy я выбирал заголовки сам, но сейчас – уже нет. На ESPN их ставит редактор. Да, в материале я описал ситуацию с потерей сына. Но если бы мы подали этот материал с позиции человеческого интереса, у нас бы получилось то, что в Штатах называют bait and switch (когда заманиваешь клиента обманом, – с англ.). Мы бы пообещали много общего интереса, а в итоге дали много хоккея. Если делать акцент на нехоккейных вещах, мы бы подали материал не так, как нужно.

– Карлссон – в числе звёзд, на которых НХЛ может опираться в маркетинге?

– В хоккее таких всего трое. Начнём с Конора Макдэвида. Ещё до первого матча в НХЛ о нём говорили как о лучшем игроке лиги. Своими действиями на льду он только подтвердил это. Дальше идёт Сидни Кросби. Когда «Питтсбург» при помощи Малкина, Кессела, Мюррея выиграл Кубок Стэнли, всё вернулось к Кросби. Мы признали, что именно он привёл ту команду к победе. Вот почему он дважды стал MVP. И третий человек – Овечкин. У него образ машины, которая редко травмируется, продолжает забивать по 50 голов и после 30-ти. Один из самых мощных игроков, которые есть в хоккее сейчас. Четвёртым игроком можно назвать Ягра, но не уверен, что мы можем считать его действующим игроком.

– В этой троице кто самый популярный среди нехоккейной аудитории?

– Овечкин. Это можно проследить по прошлому сезону. К серии «Вашингтона» и «Лас-Вегаса» было приковано очень много внимания. Не из-за того, что новая команда вышла в финал, а из-за того, что люди знали Овечкина и сопереживали ему. Публике, которая особо не следит за хоккеем, было интересно, сможет ли он наконец выиграть Кубок Стэнли. Никто в НХЛ не вызывает столько интереса у баскетбольных или бейсбольных болельщиков.

– Кем массы представляют Овечкина? Бомбардиром или забавным парнем, который пьёт из Кубка Стэнли?

– Думаю, забавным парнем. Но прежде чем увидеть, как он плавал в фонтане, публика знала Овечкина по видео его голов. НХЛ редко славилась своими персоналиями, а у Овечкина харизмы всегда хватало. Уверен, что его признают именно за его игровые достижения – хотя, конечно, он получил больше внимания после своих празднований.

– Можно ли назвать НХЛ лигой хайлайтов? Мало кто смотрит матчи «Вашингтона», но все знают, как забивает Овечкин.

– Учитывая, насколько быстрым хоккей стал и сколько в лиге талантливых нападающих, которые могут забить невероятным образом, сейчас самое время для хайлайтов. Для чего ввели игру три на три и буллиты в овертаймах? Во-первых, чтобы быстрее определять победителя. В регулярном чемпионате матч не должен длиться целую вечность. Во-вторых, и это самое важное, чтобы создавать больше хайлайтов.

«ОВИ ГОВОРИЛ О ПУТИНЕ ВСЕГО В ДВУХ-ТРЁХ ИНТЕРВЬЮ»

– Ковальчук перешёл в «Лос-Анджелес». В России это громкое событие. В Штатах?

– Это интересно для хоккейных болельщиков, но не более того. Есть ощущение, что «Кингз» не будут претендовать на Кубок Стэнли в этом году. Если бы Ковальчук перешёл в более сильную команду, к переходу было бы больше внимания. Но, в любом случае, возвращение Ковальчука в сравнении с тем же переходом Карлссона не настолько значимое событие.

– Вы делали интервью с Ковальчуком и спросили там про отношения США и России. Если бы в интервью не было этого вопроса, его бы пропустили на ESPN?

– В большинстве случаев ESPN предпочитает не смешивать спорт и политику в своих материалах. Но, в моём понимании, такие вопросы важны. Я хотел узнать, что думает Ковальчук об отношениях наших стран. Не из-за того, что американцы ненавидят россиян. А из-за того, что многое поменялось с того времени, как Ковальчук был в НХЛ в последний раз. К тому же, он ответил не так, как большинство бы сделали в его случае. Что-то вроде: «Я не хочу об этом говорить, спросите меня о хоккее». Он пожелал, чтобы в будущем отношения между нашими странами стали лучше, и я знал, что Ковальчук даст вдумчивый ответ на этот вопрос. Когда хоккеисты не хотят говорить на такие темы, я отношусь к этому с пониманием. С тем же Овечкиным говорить о Путине немного сложнее.

– Кажется, что у Овечкина более тесные отношения с Путиным. В прошлом году он основал движение...

– Знаю, Putin's Team. В Штатах это тоже обсуждалось. Тем не менее, Ови говорил о Путине всего в двух-трёх интервью. Одно из них было  The New York Times, другие – изданиям Вашингтона. В один момент «Кэпз» дали понять, что для Овечкина этого достаточно, и во всех остальных случаях он отказывается обсуждать эту тему. Дело не в том, что мы боимся спрашивать об этом. Просто это трудно осуществить, когда человек не хочет идти на контакт. Даже в тех интервью Ови говорил о Путине совсем немного. Чуть-чуть политики, а дальше хоккей.

Овечкин с Кубком Стэнли / фото: David, Wikimedia Commons


– Каков Овечкин в общении с прессой?

– В прошлом, когда у «Кэпз» не получалось в Кубке Стэнли, с ним было немного сложно общаться. Он боец, и ясное дело, что поражения его расстраивали. Но в остальных моментах он открыт для прессы. Временами может даже пошутить. Раньше я жил в Вашингтоне и много писал про «Кэпиталз», много раз брал интервью у Овечкина. Он открыт для прессы, но лучше говорить с ним, когда у команды хорошо с результатами.

– Если вы хотите задать Овечкину неудобный вопрос, когда это сделаете?

– В хоккее у нас больше доступа к игрокам, чем, например, в баскетболе. Так что есть возможность выбирать. Если мне нужно спросить у Овечкина что-то острое, поднять тему, о которой он не хочет говорить, я не буду задавать вопрос на пресс-конференции. Я сделаю это после тренировки или после матча, когда он ответит на все рядовые вопросы. Вопрос планирования. То же самое можно сказать и про Кросби. Когда общаешься с этими парнями, не нужно играть с ними в игру «Ага, попался!» и ставить перед собой цель поставить их в неловкое положение. Ты просто ищешь информацию, которая пригодится тебе для материала, а не провоцируешь кого-то. Если ты относишься к этому так, то с тобой в большинстве случаев пойдут на контакт.

– Если у вас появилась необычная идея – например, сделать блог от первого лица с Овечкиным – как вы её реализуете?

– Скорее всего, пойду к агенту. Но с Овечкиным это трудно осуществить, потому что у него нет агента. Также можно связаться с медиадепартаментом клуба. Приступая к таким материалам, которые требуют много времени и большого участия игрока, лучше предварительно поставить в кого-то в курс дела. В большинстве случаев клубы будут рады сотрудничеству, ведь в таких историях от первого лица журналист не сможет дать какую-либо интерпретацию ответов.

– Может ли такая звезда, как Овечкин, рассчитывать на много рекламных контрактов в Америке?

– На самом деле нет. Если в хоккее и есть какая-то активность, то на местном уровне – у игроков есть соглашения, но с городскими компаниями. В этом плане НХЛ не подобралась к НБА. Да, хоккеисты тоже рекламируют Gatorade, но это даже близко не тот уровень. Мы всегда шутим, что баскетболист может сняться в рекламе в костюме, а хоккеисту нужна полная экипировка – иначе никто не узнает, что он хоккеист.

«НХЛ ПРИЗНАЁТ КХЛ, НО НЕ КАК СОПЕРНИКА»

– Может ли НХЛ стать популярной в США с таким количеством звёзд из Европы и имиджем чисто канадской игры?

– Да. И это в меньшей степени зависит от того, откуда игроки родом. Посмотрите, как поменялись НБА и МЛБ. Там выступают звёзды с самых разных концов света.

Главный вызов для НХЛ в США – стать популярной в тех местах, где хоккей не так развит. НХЛ думает, как это осуществить, уже лет 30 - 40. И до сих пор не придумала. Но мне кажется, что в последнее время американцы всё-таки стали больше играть в уличный хоккей и хоккей на роликах. И тем не менее большинство детей занимаются баскетболом и футболом. Так что дело не в национальности, а в популярности у молодых. Для многих хоккей – чужой вид спорта. И в этом состоит вызов – нужно убедить людей, что хоккей есть везде. Например, в Алабаме. Вряд ли кто-то назовёт этот штат хоккейным, но там три команды. Так что в любой части США есть немного хоккея.

Ключевым фактором в этом вопросе служит демография. Лучшие спортсмены США не играют в хоккей. Они играют в футбол, баскетбол и бейсбол. Это в Канаде лучшие спортсмены – хоккеисты. Так что если ты молодой темнокожий американец, ты, скорее всего, не будешь играть в хоккей. Даже если этот вид спорта тебе интересен. Ты пойдёшь в баскетбол и футбол, потому что в это играют твои друзья, а тебе самому не хочется быть белой вороной. В Америке есть некоторые проблемы с восприятием хоккея в целом. Часто шутят, что это белый спорт с белыми болельщиками. Признаться честно, в этом есть доля правды.

Хоккеисту нужна полная экипировка – иначе никто не узнает, что он хоккеист.

– У ESPN нет прав на показ матчей НХЛ и вообще не лучшие отношения с лигой. Почему вы перешли туда с Yahoo!?

– Начнём с того, что хоккей всегда был на ESPN. Да, у нас нет прав на показ матчей, они у NBC, и, само собой, это влияет на политику нашей сети. Когда у ESPN были права в 90-х и начале 00-х, хоккею уделяли больше внимания. Но на сайте ESPN хоккей всегда был востребован. Я и Эмили Кэплэн с гордостью продолжаем эту традицию.

В этом году у ESPN появился сервис интернет-трансляций ESPN+. На платформе показывают матч НХЛ каждый день. Ещё будет шоу с лучшими моментами всех матчей – я и Эмили примем в нём участие. Так что с тех пор, как я присоединился к ESPN, мы определённо стали показывать больше хоккея.

– Почему болельщикам так принципиально, чтобы хоккей показывали на ESPN? Чем так плох NBC?

– Когда на Sports Center (спортивные новости с подборкой топ-10 моментов на ESPN, – ред.) хоккейные хайлайты показывают в последнюю очередь, у людей складывается впечатление, что их вид спорта недооценивают. И сейчас возникла двоякая ситуация. Поскольку несколько лет на ESPN не было большого объёма хоккейных трансляций, люди разбежались по другими телесетям. ESPN смотрит на статистику и говорит: «Так, хоккей никому не нужен». Но ведь нужно сначала вернуть хоккейных болельщиков на телеканал, и это не дело одного дня. Могу только сказать, что люди расстроены из-за отсутствия трансляций. Что касается NBC, болельщикам хочется, чтобы держатель прав показывал их спорт в более интересном виде. Надеюсь, что чем больше работы мы проделаем на ESPN, тем больше людей узнают о нас и останутся с нами. Будем стараться рассказывать о нашем спорте по-новому. 

– Кто для вас соперник в вашей отрасли?

– Это вопрос про философию. Когда я писал на Puck Daddy, меня вообще не заботило, чем занимаются остальные. Я просто хотел сделать свою работу максимально качественно – прежде всего для нашей аудитории. С таким же подходом мы работаем в ESPN. Хоккейные новости можно прочитать везде. Но люди выбирают нас, потому что мы стараемся подавать информацию в удобном для болельщиков виде. Если вы станете нашим читателем, мы будем благодарны этому. Мы работаем для этого. В таких крупных СМИ, как Yahoo! и ESPN, много общей аудитории. Так что я хочу, чтобы материалы были интересны не только хоккейным болельщикам. После того, как вышел текст о победе Овечкина в Кубке Стэнли, мне стали звонить люди: «Слушай, прочитал твоего Овечкина и понял всё от начала до конца». Я был очень рад этому.

В большинстве случаев наше соревнование заключается в том, сможем ли сделать материал доступным, довести его до главной страницы ESPN, а не в том, сможем ли мы опередить другие СМИ.

– Когда смотришь матчи в таких количествах, как не попасть в ловушку и начать думать, что хоккей интересен всем?

– Нужны интересы за пределами площадки. Если следите за мной в твиттере, я много пишу там про поп-культуру. Также делаю подкаст Puck Suit – это смесь хоккея и поп-культуры. И, более того, стараюсь выйти за пределы журналистики. Покупаю билеты для себя, жены, дочки, отца, и идти на матч. Большинство хоккейных журналистов ходят на игру по аккредитации и смотрят матчи бесплатно. Им никогда не понять, что чувствует человек, который заплатил 300 долларов и увидел, как его команда проиграла. А я хочу понять все эти ощущения. Когда ты работаешь на большую аудиторию, очень важно выходить за границы, не попадать в этот «ловушку».

– Почему вас заботит хоккейная аудитория? Вы могли бы получать больший трафик в других видах спорта, работая для других болельщиков.

– Да, хоккейная аудитория небольшая, зато очень преданная. На Yahoo! наш блог лидировал по количеству проведенного времени среди читателей. Хоккейные болельщики не только читали наш блог, но и оставались там, ожидая новых текстов. На ESPN я не могу вам привести какие-то данные по статистике, потому что просто ими не владею. Знаю, что заходит, а что – нет, и мне этого достаточно.

– В то же время вы не можете ориентироваться только на хоккейную аудиторию, иначе у текстов будет слишком узкая направленность.

– В молодости у меня была такая проблема. Я писал слишком узко, только для хоккейной аудитории. Не объяснял некоторые вещи так, как должен был. Думал, что все читатели и так знают, о чём я пишу. С опытом я понял, что если ты пишешь о Коноре Макдэвиде, ты должен объяснить, кто он такой, почему он хорош и зачем людям следить за ним. В спорте все играют одни и те же роли. Есть герои, а есть злодеи. Есть команды, которые выигрывают, есть команды, которые проигрывают. Самое важное – вовремя находить эти роли, чтобы среднестатистический болельщик понимал, кого поддерживать, а кого – освистывать.

– Ставите ли вы перед собой цель, чтобы вас читали руководители клубов НХЛ и самой лиги?

– Зависит от ситуации. Когда я пишу про Эрика Карлссона, я не делаю это для «Шаркс». Я нацелен на поклонников хоккея, спорта в целом. Когда я пишу про удаления, конечно, мне хочется, чтобы это прочитали генеральные менеджеры. И я рад, что они это делают. Знаю, что людям в лиге небезразлично, что журналисты ESPN пишут об их спорте. Но я никогда не буду писать ради них – иногда спортивные журналисты слишком зависят от своих источников – но я благодарен им за внимание к моим текстам.

– Комиссионер НХЛ вас читает?

– Да. Я знаю об этом, поскольку в НХЛ есть люди, которые делают для Гэри Беттмэна подборку хоккейной прессы каждый день. Вообще, у меня интересные отношения с Беттмэном. Мы знаем друг о друге, я много раз брал у него интервью и в молодости был очень критичен к нему. Только с возрастом я стал понимать, в чём он виноват, а в чём – нет.

– В чём Беттмэн преуспел, а в чём – провалился?

– Проблемы с сотрясениями у хоккеистов – в его зоне ответственности. Он навязал НХЛ силовой стиль игры, из-за это увеличилось количество травм, и есть научные исследования, которые доказывают это. Беттмэна можно похвалить за несколько удачных кадровых решений. Джон Коллинс работал в НФЛ, а теперь помогает НХЛ проводить матчи на открытом воздухе. Также Беттмэн поручил Брендону Шэнехену, который сейчас президент «Торонто», разработать программу безопасности игроков. Он точно с этим справился. Я не согласен со всеми решениями программы, но назначение такого человека, как Шэнехен, помогло стартовать ей в нужном направлении.

Иногда спортивные журналисты слишком зависят от своих источников.

– Большинство руководителей НХЛ пришло из других лиг?

– Да, и это только помогает лиге. Самое худшее, что может произойти с НХЛ – слишком много хоккейных людей в руководстве. В своё время Беттмэну досталось за то, что он баскетбольный человек, так как пришёл из НБА. И это неправильное отношение. Каждый раз, когда лига хочет двигаться вперёд, её как раз удерживают старые хоккейные ребята. Они не понимают, что игру нужно продвигать на другом уровне. Так что лучший вариант для НХЛ – обзавестись людьми, которые уважают хоккей, но набрались управленческого опыта где-то ещё. У них новое видение, и без этого видения невозможно додуматься провести хоккейный матч на футбольном стадионе. Очень важно разбивать стены, которые старые белые люди построили вокруг этого спорта.

– И это получается?

– Думаю, лига движется в нужном направлении.

– В вашем понимании НХЛ рассматривает КХЛ как соперника?

– Нет. НХЛ знает о КХЛ. Я общался с людьми из НХЛ, которым КХЛ интересна в том плане, сколько там клубов, какие правила по заключению контрактов и всё в таком духе. Но больше всего им интересны рынки, где можно заработать – например, Китай. КХЛ признают, но не как соперника.

– НХЛ через пять лет – какой она будет?

– Скорее всего, лига разрешит игрокам участвовать на Олимпиаде. Учитывая все эти матчи в Китае, она вряд ли упустит шанс попасть в Пекин. Также будет меняться состав игроков НХЛ. Всё больше и больше игроков придут из тех мест, где хоккей не так развит. Калифорния, Флорида. Посмотрите на Остона Мэттьюса. Он из Аризоны, фактически с пустыни. Чем больше хоккея в таких местах, тем больше людей будут приходить на матчи. Увидим ли мы клубы НХЛ за пределами США и Канады, например, в Лондоне, сказать не могу.

– Этот проект обсуждался?

– В НХЛ не было никаких официальных обсуждений по этому поводу. С точки зрения логистики, осуществить это невероятно сложно. Но мы хотим, чтобы НХЛ стала международной лигой. Руководители НХЛ хочет сделать сильными канадские и американские клубы. Но в то же время они понимают одну вещь. Ты можешь открыть только определённое количество клубов в Северной Америке. Объёмы телевизионных контрактов тоже не безграничны. Есть другие способы заработать, и они это понимают, учитывая возрождение Кубка мира. Так что НХЛ будет нацелена на освоение новых рынков в ближайшие пять лет. Значит ли это, что в Европе будут клубы НХЛ? Это вряд ли. Матчи Кубка мира проведут в Швеции или Финляндии? Вполне возможно.

Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Оставить комментарий
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Свернуть