Матч-центр Вчера Сегодня Завтра
не начался идёт окончен
Хоккей

КХЛ подписала контракт с IT-гигантом SAP. Почему это важнейшее событие для лиги

Хоккеисты переезжают в XXII век. 

КХЛ и крупнейший в Европе производитель программного обеспечения SAP объявили о подписании контракта. Немецкая компания будет партнёром лиги как минимум четыре с половиной года.

Этот контракт без преувеличения начнёт новую веху в истории лиги. SAP разработает для КХЛ три уникальных программных решения: систему по управлению и работе с болельщиками, центр спортивной статистики и автоматизированную систему разработки календаря. Этапы разработки будут распределены по годам. Так, к примеру, календарь составят через SAP только в сезоне 2020/21.

Расскажем о фишках, которые получат от немецкой компании клубы КХЛ.

МАКСИМУМ ИНФОРМАЦИИ О БОЛЕЛЬЩИКАХ

При помощи SAP КХЛ станет первой спортивной лигой во всём мире, которая создаст единую CRM-систему и базу профилей всех хоккейных болельщиков (одно управляет другим). В НХЛ такого нет – там клубы работают отдельно от лиги, а это недешевое удовольствие. Год подписки на продукт стоит около 100 млн рублей. Такую цену SAP назвал несколько лет назад представителям питерского СКА, которые хотели заключить сотрудничество на индивидуальной основе. Нечто подобное использует другой питерский клуб – «Зенит». Футболисты за полтора года увеличили клиентскую базу с 130 тыс человек до 1,5 млн.

КХЛ же будет давать платформу клубам в пользование бесплатно. В будущем система расскажет, сколько в среднем тратят зрители на хоккейных матчах, какие у них предпочтения, какие команды и мероприятия их интересуют больше всего. Таким образом лига будет понимать, какой средний портрет у зрителя, куда лиге и клубам стоит вложиться, а где – сэкономить.

Участие в этом проекте сугубо добровольное – по законодательству РФ к этому нельзя принуждать команды.

Фото: Sean Gallup, Getty Images


Чтобы попасть в базу SAP, пользователю достаточно будет хотя бы раз столкнуться с контентом КХЛ или клубов лиги в интернете – например, перейти на сайт. Везде будут расставлены метки. Также у КХЛ есть возможность сопоставлять профили пользователей в соцсетях. Если человек пришёл на сайт лиги, будучи активированный в какой-либо соцсети, некоторая информация из аккаунта попадёт в базу профилей. Сразу оговоримся, что ничего незаконного в этом нет. Система полностью отвечает законам России и сервера SAP находятся на территории страны. К примеру, крупный дата-центр есть в Ижевске.

Автоматически попадут в базу данных подписчики страниц лиги и клубов в соцсетях. Также в ней окажутся все, кто купил в интернете билеты и атрибутику. Дополнительно будет создан интерфейс загрузки данных, чтобы клубы могли хранить и передавать информацию о клиентах, которые взаимодействовали с клубом оффлайн. Допустим, человек купил свитер в магазине у арены, а не в интернете, и оставил продавцам свой номер телефона или адрес почты. Клуб может загрузить эту информацию в базу данных.

Сама КХЛ практически не зарабатывает на болельщиках. Поэтому клубам не стоит волноваться, что КХЛ будет знать всё об их зрителях. Лига совместно с SAP создаёт эту CRM-систему, так как она важна ей для аналитики. КХЛ закладывает мощный, технологически навороченный фундамент для своих будущих проектов.

КАК С БАЗОЙ МОГУТ РАБОТАТЬ КЛУБЫ

Информацию обо всех болельщиках по всей стране будет видеть только КХЛ. Клубы могут узнать всю информацию только о своей фанатской базе: сколько человек в неё входят, сколько зрителей следят за играми по ТВ, сколько болельщиков проживают в разных городах страны. Условно можно узнать сколько женщин в возрасте от 18-ти до 35 лет и достатком выше среднего интересуются вашим клубом. 

Разберём плюсы новой системы на примере «Ак Барса».

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Казанцы могут узнать, сколько человек болеют за клуб в Ульяновске. Причём не только их количество, но и почту, номера телефонов и аккаунты в соцсетях. В Ульяновске – городе с населением 600 тыс человек – нет ни одного спортивного клуба в высших дивизионах, а до Казани всего три часа езды на автомобиле. Получив данные, «Ак Барс» может начать рассылку по электронной почте, смс-сообщениям, включить контекстную рекламу. Ульяновские болельщики будут знать всё о предстоящем матче и могут поддержать клуб в «Татнефть-Арене». Аналогично «Ак Барс» может узнать всё о своих болельщиках и в Казани.

Эта система отлично подходит для команд, чья фанбаза может проживать в соседних городах. К примеру, через SAP «Нефтехимик» окончательно узнает, насколько клуб популярен в Набережных Челнах (город находится в 40 км от Нижнекамска, в нём проживают в два раза больше человек) и есть ли ему смысл вкладывать деньги в продвижение своего бренда во всём Закамье. Или же руководство «Нефтехимика» вдруг узнает, что и в самом Нижнекамске клуб не столь популярен, как принято считать.

Платформа даёт возможность подключать к ней другие базы данных. «Ак Барс» может добавить информацию заправочной сети «Татнефть», а ЦСКА в состоянии применять базу «Роснефти».

Ещё раз отметим, что каждый клуб получит доступ только к базе своих болельщиков. «Нефтехимик» не сможет узнать, сколько жителей Нижнекамска болеют за «Ак Барс». Казанцы не сделают рассылку о матче против «Спартака» болельщикам московского клуба, проживающим в Казани. Но в идеальной схеме клубы могут создавать совместные проекты, либо подобные вещи может делать сама лига.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


В этом направлении сотрудничества SAP понадобится «пилотный» сезон. В чемпионате 2019/20, по нашим данным, платформу будут тестировать как минимум в ЦСКА, «Спартаке» и одном региональном клубе. Это нужно, чтобы решить несколько вопросов. Один из них: с какого момента считать человека болельщиком того или иного клуба? Например, зритель купил бейсболку «Спартака», но точно ли он болельщик московской команды? Может, он приобрёл её для родственника или друга. Может, он вовсе не интересуются хоккеем и ему просто понравилась сама кепка.

Или зритель посмотрел трансляцию матча СКА – ЦСКА. Да, он попал в базу профилей, вот только как понять, за какой клуб он болеет? За СКА или ЦСКА? К тому же систему необходимо отладить и прописать уникальные для КХЛ программы.

КАЛЕНДАРЬ ЛИГИ БУДЕТ АВТОМАТИЗИРОВАН

Помимо CRM-технологии, немецкая компания предоставила КХЛ ещё два продукта: сервис спортивной статистики и программное обеспечение для создания календаря.

КХЛ будет использовать продвинутую статистику, разработанную на базе данных HANA, на сайте, в соцсетях, во время телетрансляций. Статистика станет более вариативной, данные будут выгружаться практически моментально. Возможно, в будущем у КХЛ появятся новые IT-спонсоры, которые будут использовать разработку SAP как часть более крупного проекта.

Такую же услугу SAP предоставляет НХЛ, так что можно сказать, что в этом компоненте КХЛ догонит североамериканскую лигу. Ожидается, что КХЛ полностью перейдёт на эту систему в сезон 2021/22. Календарь на сезон 2020/21 будет составлять компьютер, но теперь уже на мощностях SAP.

При создании расписания игр в программу будут загружать всевозможные ограничения, статистические и географические параметры: посещаемость матчей, телерейтинги и их зависимость от времени и даты матчей, логистику перелётов, занятость арен, сезонность и так далее. На их основе машина будет прописывать наилучшие варианты.

Создать идеальный календарь невозможно – слишком много противоречивых и взаимоисключающих параметров. Однако итоговое расписание должно быть максимально оптимальным для всех команд лиги. Человеческий фактор будет минимизирован – программа выдаст множество разных вариантов и из них выберут один, который максимально устроит все стороны.

Для сравнения в американских лигах, где расписание также создается компьютерами, программы выдают более тысячи различных вариантов и составители вручную перебирают их все.

ЧЕМ ИЗВЕСТНА SAP

Коротко расскажем о самой компании. Фирма была основана в 1972 году. Сейчас это крупнейшая IT-компания Европы с операционным оборотом в 20 млрд евро. Чистая прибыль SAP в 2018 году была 4,09 млрд евро. Всего же на компанию работают около 100 тыс человек, что делает её одним из крупнейших работодателей Европы.

В Россию SAP пришла в 1992 году, когда открылся офис в Санкт-Петербурге. За 27 лет появились представительства в Москве, Екатеринбурге и Ижевске, также есть офисы в Минске и столице Казахстана. По данным компании, в нашей стране в SAP работают около 1300 человек.

Спортивному болельщику SAP может быть известна как один из спонсоров петербургского «Зенита», а также партнёр немецкого клуба «Хоффенхайм». Основатель компании, миллиардер Дитмар Хопп, в юности выступал за эту команду, а уже потом выкупил её. За время «правления» SAP «Хоффенхайм» выходил в Лигу чемпионов, сейчас клуб называют самым технологически продвинутым в Германии.


Также SAP плотно работает и с хоккеем. В немецкой хоккейной лиге выступает клуб «Адлер Мангейм» - третий по посещаемости клуб Европы. SAP – главный спонсор команды, компания предоставляет ей все свои новые разработки. Также немцы давно сотрудничают с НХЛ, к примеру, они совместно с Apple разработали специальное приложение для тренеров.

Программное обеспечение от SAP применяется почти во всех крупнейших компаниях России. Подписав контракт с КХЛ, немцы не только получили огромную рекламную площадку, но и возможность для неофициального контакта с нефтегазовыми компаниями и банковским сектором. 

ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КЛУБОВ

Подписание контракта с SAP – это новый этап эволюции лиги. Это подтверждение стратегии по увеличению финансовой стабильности и привлекательности клубов. Теперь у команд на руках есть инструмент, который позволит больше зарабатывать и привлекать больше аудитории. Главное суметь правильно им воспользоваться.

Единственные затраты, которые понесут клубы от этой системы, – им придётся ввести в штат должности программистов. К тому же, чтобы полностью капитализировать потенциал проекта, нужно приглашать сильных маркетологов. Так что теперь у клубов на руках будет вся возможность почувствовать себя на месте НХЛовской франшизы и всё будет зависеть только от их желания.

Даже в такой инновационной системе человеческий фактор – ключевой. Неумелые, ленивые, мыслящие старыми стандартами работники клубов могут запросто не понять все преимущества, которые им даст КХЛ.

Фактически лига вступает в XXII век. Когда зритель слышит о технологиях в спортивных лигах Северной Америки и Европы, ему кажется, что это про жизнь на Марсе, очень далеко от наших реалий. Но в КХЛ начинают «колонизировать соседние планеты», причём передовыми даже для американских лиг способами.

Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Загрузка...
  • Анонимно
    Анонимно 0

    Это хорошо, но у клубов нет специалистов для работы с подобными инструментами. Их физически нет на рынке

  • Анонимно
    Анонимно 0

    как правильно заметил читатель сверху, SAP инструмент неплохой.
    Но клубам нужно будет нанять минимум двух программистов и тим-лида для системы, которая очень редка на рынке. И где их найти? Это зарплата каждого 200+ в месяц в среднем плюс налоги(умножайте на 1.45). Миллион в месяц на SAP-команду?

    Нужно будет минимум два маркетолога иметь, которые умеют выстраивать программу лояльности.
    Плюс команду по диджитал-маркетингу. Это еще один миллион рублей в месяц.

    Подскажите мне, у клубов есть автоматизированный учет товаров? есть интернет-магазины, связанные с учетом? В КХЛ у пары-тройки клубов. Ак Барс вон на бумажке носит выручку после матчей, сам видел.

    Где автоматизирован и связан в одну линейку общепит? В каком клубе лиги торгуют через терминалы, а не вручную?

    • Анонимно
      Анонимно 0

      Спецы по SAPу в Татарстане и по России - есть, их найти не сложно. В Татнефти целый отдел по сапу был (привет Энерджи-консалтинг). Зарплаты у них не такие большие как вы описали. Так что все норм.

      • Анонимно
        Анонимно 0

        рынок спецов по SAP очень узок, в отличие от Java, C# и С++.
        Плюс здесь нужны люди с пониманием маркетинговых бизнес-процессов, это очень важно.
        Зарплата нормального middle-разработчика тут от 150 т.р.
        Тимлид - 300 запросит.

        Еще хуже со специалистами по программам лояльности.

    • Анонимно
      Анонимно 0

      "Ак Барс вон на бумажке носит выручку после матчей"

      Именно так все и есть. Продали программку (цена 50р), записали на бумажке. Продали шарф - тоже записали. И это трехкратный обладатель победитель лиги, между прочим.

  • Анонимно
    Анонимно 0

    господа, прекращайте ныть. рано или поздно это придется делать. нужно учиться. да не всё сразу получится, но надо пытаться. в футболе тоже надо внедрять

    • Анонимно
      Анонимно 0

      это не нытье. инструмент есть, но нет понимания как это исползовать и людских ресурсов для всего этого
      кадровый голод по этой части жесточайший

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Про средний портрет зрителя - жаль только, что массовка и нагнанная попкорновая аудитория у того же ЦСКА испортит всю эту статистику и смажет "портрет". Да и им это не надо, они лучше снова выкатят анкету-опросник без защиты от накрутки, а потом будут на него ссылаться.

    И про хороших программистов и маркетологов - им это тоже не надо (видно по тому как ничего не меняется - который год кривой опросник, который год вопросы по атрибутике и тд.). Они отметятся в отчетности руководителям, что вот используют супер систему и вот "результаты".

    А чтобы не испортить собираемые данные - это ведь надо сначала иметь честную посещаемость. И не обманывать самих себя.

    И с тем как есмантович разгоняет настоящих болельщиков (речь не о фанатах. он за сезон сделал всё чтобы я не захотел продлевать абонемент) какие данные они соберут в следующем сезоне? Мне в этом сезоне уже не хотелось быть частью такой аудитории, а в следующем сезоне же будет еще хуже.

  • Анонимно
    Анонимно 0

    sap используют чтобы освоить правильно бюджеты на IT, в целом весь ИТ сектор такой, умной способ по заработку с крупных компаний и госсов. Главное что программа не такой уж и ужас, но специалисты стоят на поддержку КОСМОС.

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Стагнация рынка в области корпоративных приложений продолжает усиливаться.
    Приложения не обеспечивают надежную защиту и
    безопасность корпоративных данных.
    Имиджевые, финансовые потери и убытки от утечек данных растут.
    Партнерство с КХЛ не спасет от банкротства SAP.

Оставить комментарий
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Свернуть