Матч-центр Вчера Сегодня Завтра
не начался идёт окончен
Футбол

«Спартак» – самый популярный клуб в России, но на «Зенит» ходят больше

Аналитика посещаемости матчей клубов РПЛ.

Завершился чемпионат России. Средняя посещаемость турнира получилась рекордной – 16816 зрителей при заполняемости стадионов 51,7%. В нашей стране так массово не ходили на футбол с советских времен. По сравнению с прошлым сезоном посещаемость увеличилась почти на три тысячи зрителей или 21%.

Но, несмотря на этот неплохой результат, им нельзя быть полностью довольным. Есть несколько выводов, которые можно выделить из итогов сезона: 

  •  «Спартак» – самый посещаемый клуб в гостях. На красно-белых зритель готов ходить даже по понедельникам и пятницам
  • Посещаемость РПЛ в выходные намного больше, чем в понедельник и пятницу. Так что, для увеличения аудитории нужно серьезно уменьшить количество этих встреч.
  • Новые стадионы, которые были построены к ЧМ-2018, помогли увеличить посещаемость. Но нигде, кроме Ростова-на-Дону, рост не такой большой, как ожидалось.
  • Летом и в начале осени посещаемость чемпионата России была рекордной, но потом резко просела.
  • Несмотря на новые стадионы, РПЛ так и не смогла опередить чемпионат Голландии. Хотя там проживают в восемь раз меньше человек, чем в России.  

А теперь рассмотрим подробнее, как ходили на футбол в России в завершившемся сезоне. 



«СПАРТАК» – САМЫЙ ПОСЕЩАЕМЫЙ КЛУБ В ГОСТЯХ

Самые высокие показатели, как и год назад, в Санкт-Петербурге – 48122 зрителя. Это рекорд чемпионатов России, но «Зенит» так и не сумел побить рекорд РСФСР – в сезоне 1961 года на «Спартак» в среднем ходило 48913 болельщиков. Хотя до наступления зимы на «Газпром-Арену» ходило свыше 50 тыс зрителей.

Помимо «Зенита» рекордную для себя посещаемость показали еще два клуба РПЛ – «Краснодар» и «Ростов». Команда Сергея Галицкого по итогам сезона впервые квалифицировалась в Лигу чемпионов, а в Ростове-на-Дону лучше всех за пределами двух столиц используют наследие чемпионата мира.

Худшая посещаемость у «Анжи». Средняя аудитория в Дагестане – 3,9 тыс зрителей, это один из самых низких показателей в истории РПЛ. Хуже в России ходили только в 90-е годы. На старте сезоне наименьшие цифры были у «Енисея», но после возвращения в Красноярск, как и предполагалось, аудитория увеличилась.

Традиционно провальные показатели у «Динамо», хотя есть предпосылки, что с новом сезоне аудитория резко возрастёт – клуб спустя 10 лет вернулся на родной стадион. «Уфа» никак не может преодолеть психологический барьер в 8 тыс. Совсем немного не хватило ЦСКА и «Крыльям Советов», чтобы преодолеть отметку в 20 тыс зрителей.



Самая посещаемая команда на выезде – «Спартак», в среднем москвичи собирают по 23 тыс зрителей. Им же принадлежит лучшая заполняемость и наибольшее число аншлагов в гостях. Отметим, что средняя посещаемость ЦСКА выше, чем у «Зенита», но заполняемость хуже. Это связано с тем, что у петербуржцев выездная игра с армейцами была на 30-тысячном стадионе в Москве, а красно-синих, соответственно, на 67-тысячной «Газпром Арене».

В КАЛИНИНГРАДЕ И СОЧИ НЕ ЗАМЕТИЛИ НОВЫЕ СТАДИОНЫ

РПЛ переживает эффект новизны после ЧМ-2018. Такая ситуация характерна для любой страны в мире после крупного турнира. К примеру, вот уже как 20 лет самая посещаемая футбольная лига Европы – немецкая бундеслига. Показатели чемпионата Германии резко возросли перед ЧМ-2006, когда были построены или реконструированы множество стадионов по всей стране. В России постоянно используются 11 из 12 стадионов, принимавших ЧМ-2018. 

Из стадионов, принимающий матчи РПЛ, хуже всех заполняется «Казань Арена». Второй год подряд казанская команда не может преодолеть отметку средней аудитории в 10 тыс зрителей. Даже в Саранске больше болельщиков ходят на футбол, чем в столице Татарстана.



И если высокая посещаемость в Ростове-на-Дону, в Самаре или в Екатеринбурге прогнозировалась, но большая аудитория в ФНЛ стала неожиданностью. В среднем в Волгограде ходят 18 тыс зрителей, в Нижнем Новгороде, который попал в стыковые матчи – 15 тыс. Неплохой результат показала «Мордовия», весь сезон шедшая в середине турнирной таблицы.

К примеру,  в 8-м туре первенства ФНЛ, в конце августа клубы установили рекордную среднюю посещаемость в истории лиги – 11236 зрителей. Примерно столько же ходило на матчи РФПЛ два года назад. И такие цифры целиком заслуга новых арен – уже в следующем туре средняя аудитория составила всего 3 тысячи.

А вот посещаемость в Калининграде и Сочи оказалась провальной. На старый стадион «Балтики», построенный еще в начале XX века, зритель ходил охотнее, чем сейчас. это можно объяснить плохой игрой команды – «Балтика» заняла 16-е место и вылетела в ПФЛ. руководство клуба уверяет, что на 99% команда останется в ФНЛ, поскольку нет команд, желающих подняться в ФНЛ

На «Сочи», который занял второе место в ФНЛ и вышел в РПЛ, ходят в среднем 3,8 тыс зрителей. Такой провал можно списать на несколько факторов. Во-первых, в городе давно не было футбола. Во-вторых, команда только перед началом сезона переехала на юг из Санкт-Петербурга. В-третьих, и географическое положение арены - она находится на окраине города. Но теперь «Сочи» будет выступать в РПЛ, а значит в чемпионате России стало на один шикарный стадион больше. И можно ожидать взлет интереса южан к футболу, ведь они полностью заполняют «Фишт» на игры сборной.

ПОСЕЩАЕМОСТЬ ПРОСЕЛА ПОЗДНЕЙ ОСЕНЬЮ И В ДЕКАБРЕ

В начале сезона казалось, что в РПЛ и ФНЛ будут биты вечные рекорды – на матчи чемпионата России ходило свыше 20 тыс зрителей, а «Ротор» и «Нижний Новгород» претендовали на попадание в сотню самых посещаемых команд Европы. Однако, этому не суждено было сбыться из-за календаря.


Чем ближе к зиме, тем меньше посещаемость. Относительно высокие показатели декабрьских матчей связаны с дерби между «Спартаком» и «Локомотивом». Даже на юге, в Краснодаре, на встречу между местной командой и «Уралом» пришло всего 12 тыс человек.

Также на посещаемость влияет день недели. Календарь турнира распределен так, что почти в каждом туре некоторые игры проходят по пятницам и понедельникам. аудитория этих матчей проседает – возникают трудности у выездных болельщиков, к тому же встречи по понедельникам обычно заканчиваются поздно вечером, а вторник – рабочий день.

Средняя посещаемость воскресных матчей – почти 22 тыс зрителей. С такими цифрами не может сравниться ни один день недели,даже субботу. Единственная вторничная игра сезона прошла в июле в Самаре – тогда 40 тыс человек пришли на матч «Крыльев» с ЦСКА. За весь сезон в среду и четверг были сыграны 9 матчей и все они прошли в мае. Эти майские игры прошли в отличную погоду, поэтому не стоит удивляться такой высокой аудитории.

ТРИ РОССИЙСКИХ КЛУБА ВОШЛИ В ТОП-100 В ЕВРОПЕ 

Чемпионат России – девятая европейская лига по средней аудитории. Из-за резкого снижения посещаемости зимой и в начале весны РПЛ поднялась в рейтинге лишь на одну позицию.



Несмотря на рекордную посещаемость, «Зенит» так и не смог попасть в топ-25 в Европе – клуб оказался на 28-й позиции. Хотя в начале сезона клуб шел на 19-м месте. Причина такого падения лежит даже не на «Зените» – просто произошёл резкий рост аудитории у соперников. К примеру, у «Гамбурга», который играет во второй бундеслиге, или у «Лиона», боровшегося в конце сезона за попадание в Лигу чемпионов. 

Аудитория «Зенита» больше, чем у «ПСЖ», «Челси», «Ювентуса». Если бы петербуржцы сохранили свой график в 50 тыс зрителей в среднем на игре, то они стали бы 21-ми в Европе. В топ-100 также вошли «Ростов» (57-е место), «Спартак» (59-е), «Краснодар» (81-е). И это не тот результат, на который можно было рассчитывать в начале сезона – ожидалось, что и Самара окажется в лучшей сотне, как и ЦСКА. Летом даже Волгоград и Нижний Новгород входили в топ-100. Но, холодный климат России еще долго будет мешать российскому футболу.

Как ходили на футбол в России в начале сезона

Фото на превью: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online

Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Загрузка...
  • Анонимно
    Анонимно 0

    В Казани стадион не новый, поэтому эффекта новизны нет. Можно конечно камень из Саранска кинуть в сторону Казани, но если посмотреть на последний их домашний матч сезона,там всего 2781 зрителя пришёло. Как и предполагалось все вернулось на свои места. Со всеми новыми стадионами такая история. Думаю в следующем сезоне общая лиги посещаемость просядет, если не чего не изменится. Маркетинг слабый.

    • Анонимно
      Анонимно 0

      Насчёт маркетинга согласен полностью, но с Казанью история вообще особенная: во всех остальных городах, кроме Питера и Москвы посещаемость будет расти после введения новых арен, потому что там нет команд становившихся чемпионом России, а в в Казани живут люди дважды познавшие что это такое, поэтому только одним новым стадионом их уже не заманишь на футбол! В столице РТ- люди - гурманы, в хорошем смысле слова: тут люди не хотят воспринимать любое место команды кроме первого, поэтому именно в этом случае- очень сильная привязка к результату, просто очень неудачно получилось что открытие КА совпало с резким падением результатов Рубина...

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Не плохой климат мешает посещать футбол (с ним ничего не сделаешь), а дурацкая система осень-весна, введённая популистом Фурсенко под предлогом того что все клубы скоро обзаведутся крытыми аренами и наши клубы станут гораздо круче играть в еврокубках, потому что календари с большинством европейских чемпионатов будут совпадать! Ага...разбежались...что-то я не вижу не одного обладателя еврокубка после перехода, а от крытых арен аж в глазах рябит!;)))
    Это было бы смешно, если бы не было так грустно: пора возвращаться на весна-осень (поверьте в СССР совсем не дураки жили)!

  • Анонимно
    Анонимно 0

    нет маркетинг здесь не влияет на посещаемость
    1. команда должна бороться за еврокубки
    2. должна быть какая-нибудь стабильность в игре:
    - команда показывает результат в домашних матчах
    - команда хорошо играет против авторитетных команд
    - команда много забивает, но много пропускает и результата нет
    3. в команде должны быть звезды футбола:
    - если нет стабильного результата, то часть придет хотя бы на звезд посмотреть
    если ничего из 1-3 нет, то зрителя не будет ни при каких условиях
    на шашлыки уедут

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Чувствую Рубин ждут изменения в новом сезоне, в руководстве же тоже болельщики сидят и им, как и нам, противно смотреть такой скучный трусливый футбол! И спонсоры подтянутся к обсуждению, как никак они оплачивают весь этот бардак.

    Предполагаю 2 варианта развития событий:
    1) новый тренер с новой тактикой и парой новых игроков - что смотрится интересно хотя бы на начальном этапе (вспомните Грасию, РБ какие были надежды)
    2) останется Бердыев, но получит деньги (скорее всего небольшие, но на 2-х приличных игроков хватит) и жесткий ультиматум: «зрелищная игра + результат за год, иначе прощаемся».

  • Анонимно
    Анонимно 0

    черный маркетинг не катит
    кому нужна футболка футболиста, который не забивает даже с пенальти?
    чтобы каждому случайно купившему кричали вслед: неудачник?
    кому интересен клуб, который не ставит перед собой серьезных задач перед сезоном?
    только мазохистам!

Оставить комментарий
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Свернуть