Матч-центр Вчера Сегодня Завтра
не начался идёт окончен

RTAC: стритрейсеры в законе

18 и 19 июля на автодроме «Казань-Ринг» состоялся шестой этап любительского чемпионата RTAC (Russian Time Attack Club Championship), с участием более ста пилотов на мощных тюнинговых автомобилях. Корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online» познакомит вас с некоторыми подробностями популярной гоночной серии. А также поделится впечатлениями от личного участия в заездах на время по скоростной казанской трассе.

С УЛИЦ — НА ГОНОЧНЫЕ ТРАССЫ

35155.JPG

Популярная серия фильмов «Форсаж» и видеоигры, вроде Gran Turismo и Need for Speed, смогли сформировать настоящий ажиотаж вокруг субкультуры молодежного стритрейсинга. В руках вчерашних школьников появилось множество быстрых машин: спортивных, либо обычных легковых, которые подверглись тюнинговым доработкам для повышения мощности и скорости. Уличные гонки стали обыденным явлением как в крупных, так и в провинциальных городах. К счастью среди любителей скорости немало и тех, кто понимает, что гонки по улицам к хорошему не приводят. Многие из них объединяются в клубы любителей быстрой, но при этом грамотной и безопасной езды. Именно для таких ребят и была организована в 2010 году любительская гоночная серия под названием RHHCC (Russian HotHatchback Club Championship).

В последнее десятилетие в России стали появляться специализированные кольцевые асфальтированные трассы для занятий автоспортом. И во время этапов RHHCC организаторы собирали на двух московских трассах «Лидер» и «Мячково» несколько команд молодых любителей скоростей, владельцев «горячих хэтчбеков». Задачей было показать быстрейшее время прохождения круга на настоящем гоночном треке, тусовка и много общения прилагались в качестве бонуса. И такой формат состязаний пришелся по душе вчерашним стритрейсерам. Ведь на кольцевой трассе важна не только мощность машины и скорость по прямой, как в дрэг-рейсинге, гораздо большее значение имеет умение проходить виражи на пределе возможностей машины, правильно тормозить, умело выстраивать идеальные траектории, сохранять баланс автомобиля в любой ситуации. А значит, на первый план выходит мастерство пилота, а не возможности «железного коня».

Профессиональный хронометраж позволяет выяснить, кто действительно самый быстрый с точностью до тысячных долей секунды. Дорожное полотно — асфальт идеального качества с широкими зонами вылета, из-за чего не страшно врезаться во что-то, если вдруг потеряешь управление. Во время зачетной попытки никто не мешает в лице других участников движения, пешеходов, «гаишников» и т. д., гоняй себе в свое удовольствие, соревнуйся по скорости с другими, а после заездов всегда есть, что обсудить с друзьями. И насчет доводки машин, и по тонкостям пилотирования, да и просто лишний раз пообщаться, с такими же как ты фанатами скорости. Особенную атмосферу создает присутствие в качестве антуража паддока гоночной трассы, красивых машин и девушек, которых к слову всегда предостаточно на этапах таких гонок.

БЕСКОНТАКТНЫЕ ГОНКИ

35162.JPG

Формат клубных любительских трек-дней отлично проявил себя, и в гоночных уик-ендах RHHCC стали принимать участие не только обладатели «хот-хэтчей», но и владельцы быстрой техники других классов. Поэтому в 2012 году серия получила название RTAC (Russian Time Attack Club Championship). Сильно расширилась и география этапов, теперь гонки проходят не только в Москве, но и в Казани, Смоленске, Нижнем Новгороде. Основу каравана участников составляют московские пилоты, но все активнее к ним присоединяются гонщики из регионов. Выходят на старт и девушки, которые отнюдь не теряются на общем фоне. Так во время казанского этапа Марина Кареева на VWScirocco 2.0 TSI (210 л.с.) заняла достойное четвертое место в Hot-street, уступив лишь самую малость призерам класса.

А меж тем лидеры RTAC уже способны ехать на уровне профессиональных пилотов. Например, быстрейшим в минувшие выходные был Андрей Чернокнижников на SeatLeonSupercopa (300 л.с.) класса Super-race. Он проехал свою лучшую попытку за 1 мин 33,199 сек. Недавно в Казани проходил этап Кубка России по кольцевым гонкам в классе «Супер-продакшн», и там лучшее время в квалификации составило 1 мин 34,019 сек. Конечно, машины в Super-race мощнее и быстрее. Но для того, чтобы показать хорошее время недостаточно обладать быстрым болидом, нужно еще уметь грамотно реализовывать его возможности.

В комментариях корреспонденту «БИЗНЕС Online» Андрей поведал, что задумывался о возможном переходе в профессиональные гонки, но отпугивают две вещи: гораздо более высокий бюджет в кольцевом первенстве России и обилие контактной борьбы в нем.

— Вы видели последнюю гонку РСКГ здесь на Казань-Ринге? Ее правильно было назвать заезды на выживание. Круто конечно ездить толпой, но если недешевую машину могут разложить за один заезд, меня это не очень устраивает. В RTAC в этом плане все проще. Спокойно работаешь над машиной, с ее настройками, регулировками, оттачиваешь до идеала траектории, точки торможения и т. д. Все спокойно, дружественно, без нервотрепки, мне участвовать здесь очень нравится — заключил триумфатор гонки.

ОТ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДО ПРОФИ — ОДИН ШАГ

Впрочем, организаторы серии готовят сейчас проект, когда ведущие пилоты любительской серии смогут стартовать в профессиональных гонках в специально созданной команде. В этом году отличный пример подал Максим Белоцкий, который выиграл национальный конкурс «Народный пилот» и стартовал в нескольких гонках Кубка России по кольцевым гонкам в классе «Национальный». Так вот с первого же заезда Максиму удалось показывать езду на уровне лидеров первенства. На казанский этап RTAC Белоцкий также приехал. Правда не в ранге фаворита. В 2013-м он был вице-чемпионом серии в своем классе. Но в межсезонье его Renault Clio претерпел ряд изменений, в результате которых машина стала чаще ломаться, такое тоже бывает. Несмотря на это, Максим не унывает, тем более, что он в своей команде выступает и в роли играющего тренера, помогая молодым новичкам коллектива.

— В гонках тайм-аттак можно участвовать на любом автомобиле, даже самом обычном. Другое дело, что если хочешь претендовать на подиум, то в любом случае нужны будут переделки. Стандартные машины, даже спортивные, все равно требуют доработок для активной езды по треку. В первую очередь меняется подвеска, тормоза, убирается все лишнее из салона, желательно вварить каркас из труб — для безопасности и повышения жесткости. Часто проводится тюнинг двигателя и трансмиссии, хоть и не всегда. Некоторые агрегаты могут потребовать установки элементов дополнительного охлаждения, например радиатора для коробки передач. Шины типа полуслик в моем классе используются одной марки, но разных размеров — смотря у кого какие диски колес.

Стоимость участия на этапе составляет около 40 тысяч рублей, что на фоне расходов в профессиональных гонках меньше в разы. Участие на этапах в составе команд позволяет не только весело проводить время компанией. Вместе легче заказывать запчасти и расходные материалы для машин, оплачивать работу механиков для обслуживания, оптом бронировать автовоз для перевозки машин и т. д. А главное постигать гоночные азы гораздо легче и интереснее со своими друзьями и соратниками. Получается, что постигаешь мастерство вождения, становишься грамотным специалистом в устройстве автомобиля и в то же время приятно проводишь досуг. Отличное сочетание я считаю — с улыбкой поведал Максим.

ПРОБУЕМ САМИ


4.jpg

За рулём — наш корреспондент


Немного поварившись в гуще событий гонки корреспондент «БИЗНЕС Online» решил лично попробовать проехать в трек-дне, пусть и вне зачета. Благо под рукой оказался новенький «горячий хэтчбек» Skoda Fabia RS мощностью 180 л.с., пусть и с роботизированной коробкой передач DSG. Надо сказать, что при обычной повседневной езде эта малютка может устроить большинство горячих голов: быстрая, послушная, с адекватными и эффективными тормозами. Но на гоночной трассе царят совсем другие скорости и некоторые нюансы начинают проявляться практически сразу. После напористого разгона по 800-метровому прямику скорость переваливает за 180 км/ч. Начинаешь перед поворотом осаживать машину относительно спокойно, по-граждански, и сразу понимаешь, что при таком торможении теряешь драгоценное время при замедлении. На следующих виражах уже стараешься тормозить в пол — на грани блокировки колес, но на стандартной резине при активной езде это сделать непросто, время от времени колеса все-таки блокируются и вновь происходит потеря времени. Если тормозить в боевом режиме на всем протяжении трассы, то тормозов хватает максимум на два круга. И это еще нормальный показатель, у многих стандартных машин тормоза сдаются и резко теряют в эффективности уже после единственного боевого прохождения 3,5-километрового кольца.

Еще одной проблемой становится быстрое преодоление крутых виражей-спусков, которыми славится «Казань-Ринг». Один из них нужно проходить с газом в пол, но психологически сделать это совсем непросто. Ведь до входа в поворот ты не видишь — куда там вниз устремляется дорога и нет уверенности, что машина не полетит в неуправляемом заносе с уклона. На следующем прохождении набираешься смелости, но гражданские колеса не держат надежно и машина начинает скользить опять-таки с потерей драгоценных долей секунд. А скорости меж тем растут. Инструктор, сидящий рядом, подсказывает — какую лучше выбрать траекторию, чтобы быстрее проходить трассу, где находятся оптимальные точки торможения. Там где вначале боялся проходить вираж на 60 км/ч, в очередной попытке проходишь его уже на скоростях за 100. Но вдруг машина сама сбросила скорость и стала удерживать ее на уровне 80 км/ч — скорее всего механизмы в коробке передач перегрелись и электронные помощники решили их поберечь, намеренно ограничив обороты. Недолго музыка играла.

Правда через получаса машина отдохнула и позволила пройти еще два быстрых круга, а затем еще несколько. Но суть стала ясна сразу — даже машины из разряда «хот-хэтчей» не приспособлены для полноценного участия в гонках, пусть даже речь идет о формате заездов на время. Многочисленные изменения в конструкцию базовой машины просто необходимы, чтобы она поехала быстрее, надежнее, послушнее и приносила максимум удовольствия своему владельцу при езде на грани и за гранью.

ГОНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Стоит отметить, что накатавшись вдоволь на гоночной трассе получаешь не только отличные уроки экстремального вождения, но и мощный выброс адреналина. После которого возвращаешься на улицы города одним из самых спокойных и уравновешенных водителей. Этот эффект отмечают практически все гонщики, как профессионалы, так и любители. Соревнования тайм-аттак проводятся по всей стране и они действительно помогли убрать с улиц не один десяток стритрейсеров. А относительно доступная серия RHHC-RTAC является фактически вершиной этого движения, недаром на каждом этапе собирается более сотни пилотов.

Есть кстати еще одна популярная серия полупрофессиональных гонок по тайм-аттак. Она называется MaxPowerCars. Там участников собирается меньше, но сама серия носит более элитарный статус. В ней участвуют в том числе суперкары и мощные мотоциклы, а пилоты порой ставят абсолютные рекорды российских трасс, превосходя результаты профессиональных гонщиков. И ближайший этап MPC состоится в Казани уже в эту субботу. В 2013-м Василий Сабуров установил во время гонки этой серии абсолютный рекорд «Казань-ринга» для легковых автомобилей, проехав круг на Subaru Impreza WRXSTI за 1 мин 26,335 сек. Устоит ли его рекорд в этом году? Узнаем совсем скоро.

Подробный фоторепотаж смотрите здесь

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Загрузка...
Оставить комментарий
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Свернуть