Матч-центр Вчера Сегодня Завтра
не начался идёт окончен
Футбол. РФПЛ свернуть
  • Амкар - Динамо
    — : —
    17:30
Хоккей. КХЛ 2017/18 свернуть
  • Куньлунь - Локомотив
    — : —
    14:30
  • Автомобилист - Динамо Р
    — : —
    17:00
  • Трактор - Спартак
    — : —
    17:00
  • Металлург Мг - Торпедо
    — : —
    17:00
  • Лада - Северсталь
    — : —
    18:00
  • Нефтехимик - Сочи
    — : —
    19:00
  • Динамо Мн - Авангард
    — : —
    19:30
  • Йокерит - Адмирал
    — : —
    19:30
Хоккей. ВХЛ 2017/18 свернуть
  • Молот-Прикамье - Торос
    — : —
    17:00
Хоккей. НХЛ свернуть
  • Бостон - Питтсбург
    — : —
    21:00
Хоккей

«От работы в Академии получаю удовольствие». 10 цитат Захаркина о детском хоккее

Эту неделю Игорь Захаркин провёл в Казани, помогая «Академии хоккея «Ак Барс». Бывший тренер сборной России в настоящее время является главным методистом академии, в круг его обязанностей входит разработка методологии подготовки юных хоккеистов и взаимодействие с тренерами ДЮСШ. Накануне Захаркин посетил тренировку казанского «Динамо», а корреспондент «БИЗНЕС Online» зафиксировал главные цитаты экс-главного тренера «Салавата Юлаева» и «Югры» о детском хоккее.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Игорь Захаркин не первый раз за этот год приезжает в Казань. Летом по приглашению «Академии хоккея «Ак Барс» он посетил конференцию, посвященную перспективам развития детского и юношеского хоккея в Татарстане, с тех пор специалист регулярно посещал столицу Татарстана, принимая участие в работе научно-методического центра академии.

На этой неделе Захаркин лично наблюдал за тем, кем проходят ледовые тренировки в «Золотой шайбе» – домашней арене казанской ДЮСШ «Динамо», входящей в структуру академии. Главный объект исследования – команда рябят 2002 года рождения, которая в этом году пробилась в чемпионат России и уже одержала сенсационную победу. Впервые в истории своего существования «Динамо» обыграло «Ак Барс» (4:2). В традиционных сине-белых цветах под руководством тренеров Станислава Большакова и Сергея Антонова за «Динамо» играет Артур Зарипов – сын четырёхкратного обладателя Кубка Гагарина Даниса Зарипова. Противостоял «Динамо» в том матче 14-летний Джамиль Гарипов – младший брат вратаря «Ак Барса» Эмиля Гарипова, играющий за команду парней, которые на год старше него.

Захаркин внимательно следит за тренировкой перспективных динамовцев, даёт рекомендации тренерам, а после занятия более обстоятельно беседует с ними, разбирая отдельные моменты работы.

1. О команде «Динамо». Очень хорошая группа, мне нравятся эти ребята, я не первый раз вижу их на льду. Сейчас здесь мальчишки, которые в своё время не подошли «Ак Барсу», но я вижу у них хорошую мотивацию, функциональную подготовленность, вижу, с какими глазами они работают и слушают тренера. Думаю, что планомерная методичность работы тренеров позволит этим ребятам, может быть, уже через месяц подняться на новый уровень. Мне нравится, что в этой тренировке высокая плотность: ребята быстро включаются, быстро перестраиваются, всё слушают. Это здорово, учитывая, какую сложную работу они проделали буквально вчера. Мне очень импонирует мотивация этих ребят – они трудятся с большим желанием. 

Фото: «БИЗНЕС Online»


2. О тренировке. 
Тренировка, которую мы наблюдаем сейчас, совершенно очевидно, направлена на быстроту принятия решений. Тренер пытается отработать элементы единоборств: игрок получает шайбу, разворачивается и старается обыграть защитника один в одного, чтобы вылезти на ворота и забить гол, всё делается на высокой скорости. Это занятие логически продолжает вчерашнюю тренировку – идёт упор на единоборства в движении. Во время следующих занятий будет уже тактическая работа, а в субботу и воскресенье команда проведет два матча.

Почему защитник играет другим концом клюшки? Для того, чтобы облегчить задачу нападающему, потому что обыграть один в одного на самом деле очень сложно. А так у нападающего появляется больше возможностей для обманных действий. Защитнику в такой ситуации самое главное – научиться правильно подкатываться под соперника. Мы видим, что здесь игрок обороны достаточно близко играет с нападающим, поэтому такое упражнение имеет смысл.

Фото: «БИЗНЕС Online»


3. Креативные игроки – большая проблема
Сделать игрока креативным, умеющим принимать нестандартные решения и исполнять всё на должном уровне – это большая сложность. Как её решить? Нужно развивать быстроту мышления, ставить игроков в нестандартные ситуации. Тренер должен сам создавать эти проблемные положения для хоккеистов, и не только на льду, но и в обычном игровом зале. Нужно моделировать игровые ситуации, давать минимальное количество времени для решения, чтобы мозг ребенка постоянно работал. Безусловно, у нас появляются неординарные и талантливые игроки, но это штучный товар во всем мире. Поставить на поток их не получится, но возможно поднять средний уровень наших хоккеистов. 

4. До 12 лет не должно быть разделений на нападающих и защитников. Развивать креативных защитников нужно также, как и нападающих. Посмотрите: форвард сделал финт, защитник попытался атаковать, но при этом и подкатился правильно. В таких игровых ситуациях нападающие и защитники учатся искать выход из нестандартных ситуаций. Имеет смысл периодически менять местами нападающих и защитников. Этим мальчишкам на льду сейчас по 15 лет, а, например, в 12 лет не должно быть чётких разделений на нападающих и защитников. На мой взгляд, дети должны пробовать себя в разных амплуа, тогда они будут лучше понимать функциональную особенность игры на каждой позиции. Универсализация должна иметь место в этом спорте.

5. Самая большая ошибка тренеров – перенос системы работы взрослых на детей. Самая принципиальная разница в работе со взрослыми и с детьми в том, что в главных командах происходит:
а) наигрывание тактических эпизодов;
б) функциональная подготовка.

У детей приоритет отдаётся воспитательным моментам. Нужно научить ребят навыкам и закрепить их. Плохо, когда тренеры переносят систему работы и упражнения со взрослых на детей. Потому что между ними огромные пробелы в технических и тактических аспектах. Детей нужно именно воспитывать и обучать.

Фото: «БИЗНЕС Online»


6. Хоккей – не наука.
Важен постоянный обмен мнениями. 
Работа в академии хоккея приносит мне удовольствие, я испытываю радость от общения с коллегами, у нас идет постоянный творческий процесс. Хоккей – это не наука, здесь важен постоянный обмен мнениями. Для себя я нахожу что-то новое, ответы на вопросы при работе со взрослыми хоккеистами, решения этих проблем. Мне безумно нравится подобное обогащение опытом, это дорогого стоит. Очень интересно, когда средства, которые выделяются на развитие хоккея в республике, используются. Я вижу, с каким энтузиазмом в академии пытаются работать над тренировочным процессом, мне нравится хоккейное дело, которое построено здесь.

7. Ребята должны тренироваться в маленьких группах. Самая большая проблема, которую я вижу сейчас – это недостаточно высокая моторная плотность. Ребята должны тренироваться в маленьких группах, должно быть больше тренеров на льду, чтобы во время отработки различных элементов они проходили четыре-пять станций. Это увеличит интенсивность и эффективность тренировочного процесса. 

8. Игровое время на детском уровне должно быть равным для всех. Скажу так: мы не можем знать, кто из этих ребят будет играть на взрослом уровне. Очень важно сейчас научить всех базовым вещам. Это как в школе: не выучив алфавит от А до Я, мы не переходим к другому уровню упражнений. На детском уровне очень важно, чтобы каждый индивид развивался – умел делать первое, второе, третье, а не перепрыгивал с одного на другое. Мы знаем, что в любой команде есть наиболее способные ребята, которые делают всё быстрее остальных. Часто бывает, что тренеры делают ставку на лидеров, забывая об отстающих. Я бы не хотел, чтобы у нас было так. Нужно давать шанс развиваться каждому, все дети прогрессируют в разном такте.

Игровое время на детском уровне должно быть равным для всех. Мы знаем много скандинавских методик, согласно которым и звенья соперников должны совпадать, и смены идти по сигналу. На юношеском уровне несколько иная ситуация – там тренер имеет права усиливать звенья, видоизменять их. Но, повторюсь, все ребята должна получать возможность играть в хоккей.

Фото: «БИЗНЕС Online»


9. Не факт, что большое количество тренировок помогает развиваться.
 
Некоторые из родителей приводят своих детей на дополнительные тренировки. Мы не можем говорить, правильно это или неправильно. Родители ведь тоже мотивированы – хотят, чтобы их дети играли на профессиональном уровне. Но выскажусь по этому поводу так: количество часов на льду, потраченных на детском уровне, очень слабо коррелируется с успехом этих ребят. Здесь важно методически правильно выстраивать работу. Я считаю, что того времени ледовых занятий, которое уже заложено в программу, вполне достаточно. При этом важно, чтобы мальчишки умели играть в футбол, баскетбол и другие игры. Так моторная база детей будет широкой, так они лучше будут усваивать технические элементы. В возрасте до 15 лет важное значение имеет обучение техническим элементам. В России сейчас рано ставят детей в какую-то систему. А нужно, чтобы мальчишки умели выполнять технические действия с шайбой, клюшкой, чтобы они катались правильно. Когда будет широкая моторная база, тогда дети и будут креативнее.

Количество тренировок влияет на уровень катания игрока в определенном возрасте, но совершенно не факт, что это помогает ребёнку лучше развиваться. Огромное количество тренировок может привести к утомляемости нервной системы. Мы знаем, что в определенном возрасте многие игроки просто теряют интерес к хоккею из-за большого объема работы, который они проделывают в детском возрасте. Лучше проводить меньше тренировок, но делать их разнообразными и интенсивными. 

10. О том, чем отличается работа с детьми в Швеции и России. Во-первых, в Швеции огромное значение имеет методическая подсказка. Тренеры постоянно обращаются персонально к каждому игроку. Мы видим, что у нас в стране не хватает общения с каждым игроком лично. Ошибки есть у каждого, а время на исправления – нет. Во-вторых, за рубежом тренеров на льду больше. Там всегда работает по три-четыре специалиста, которые следят за малыми группами в команде. Так педагоги могут очень четко описать то то, что хотят видеть от игрока. И в-третьих, в матче принимают участие все хоккеисты, проводя на льду одинаковое время.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Оставить комментарий
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Свернуть