Приставы развернули Курбана Бердыева в международном аэропорту

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в день первого матча «Рубина» на новом стадионе «Казань Арена» случился неприятный инцидент в международном аэропорту «Казань»: на пункте таможенного контроля судебные приставы не выпустили за пределы России бывшего главного тренера команды Курбана Бердыева. Причина — долги по коммунальным платежам почти в 80 тыс. рублей. Удивленный экс-наставник «рубиновых» погасил всю задолженность на месте, но вылететь за границу он все равно сможет только через 7−10 дней. Приставы заявляют о росте исполнительных производств на 37,5%, однако взыскивать удается не более 5%. Эксперты нашей газеты считают, что случай с Бердыевым имеет в том числе и показательный характер.


Судебные приставы не выпустили бывшего тренера футбольного клуба «Рубин» Курбана Бердыева за пределы России из-за большого долга по коммунальным платежам

Судебные приставы не выпустили бывшего тренера футбольного клуба «Рубин» Курбана Бердыева за пределы России из-за большого долга по коммунальным платежам


КАК ТАМОЖЕННИКИ ЗАДЕРЖАЛИ БЕРДЫЕВА


В международном аэропорту Казань на пункте таможенного контроля в минувшее воскресенье случился неприятный инцидент: судебные приставы не выпустили бывшего тренера футбольного клуба «Рубин» Курбана Бердыева за пределы России из-за большого долга по коммунальным платежам. Об этом газете «БИЗНЕС Online» стало известно от источника, знакомого с ситуацией. Пункт назначения он не сообщил, но известно, что в воскресенье из аэропорта международные вылеты осуществлялись в Душанбе, Алмату, Барселону и города Турции.

О том, что за экс-главным тренером «Рубина» числится задолженность за коммунальные платежи — 79,7 тыс. рублей, наша газета уже писала ранее. Исполнительное производство берет начало в марте — взысканием «коммуналки» с бывшего тренера занимался отдел судебных приставов в Ново-Савиновском районе Казани.

Бердыев не обратил внимание на публикацию и долг не погасил, а судебные приставы, как выяснилось, внесли его в список невыездных. Причем узнать о долгах тренер мог и без участия СМИ — после вынесения постановления о запрете выезда из России судебный пристав должен известить об этом не только таможенную и миграционную службу, которые составляют черный список, но и самого должника. Кстати, если ранее приставы могли наложить запрет на выезд даже на злостного должника со смешной суммой, к примеру, в 1 тыс. рублей, то с июля прошлого года запрет судебный пристав может наложить только при наличии задолженности более 10 тыс. рублей.

То, что Бердыев не смог улететь из Казани, «БИЗНЕС Online» подтвердили в ФССП РФ по РТ. Причем приставы и ранее имели претензии к тренеру — долгое время он не мог погасить штраф ГИБДД. В феврале Бердыев должен был пополнить казну государства на 1,5 тыс. рублей и заплатить за просрочку 500 рублей. Впрочем, в настоящее время эта задолженность погашена.


ДОЛГ ПОГАСИЛ, НО УЛЕТЕТЬ НЕ СМОГ


Как стало известно нашей газете, Бердыев сразу же нашел деньги и долг погасил, но выехать из России все равно не смог. Дело в том, то даже если должник погасит долг, как только узнает о нем в аэропорту, бюрократических проволочек не избежит. Система следующая — Бердыеву надо предъявить судебному приставу-исполнителю платежный документ, подтверждающий оплату задолженности. Судебный пристав выносит постановление об отмене временного ограничения выезд. Затем пристав направляет документ в территориальное управление федеральной службы судебных приставов, где данные об отмене временного ограничения на выезд сводятся в единый реестр. Этот документ поступает в пограничную службу ФСБ РФ и в территориальный орган ФССП. Копии постановления об отмене временного ограничения на выезд отправляются в миграционную службу и должнику. Каждый из этих органов отправляет информацию не сразу. Соответственно, чтобы должника исключили из «черного списка», необходимо как минимум десять дней.

Приставы ранее подтверждали эффективность такой меры, как «закрытие границ» для должников, особенно, в период отпусков, поэтому к ней стали прибегать в РТ все чаще (и не оглядываясь на заслуги и чины). Накануне ведомство, возглавляемое Радиком Ильясовым, сообщило о том, что с начала года вынесено более 16 тыс. постановлений о запрете на выезд за границу. За аналогичный период прошлого года приставами было ограничено около 12 тыс. должников — жителей республики. Но и количество исполнительных производств за полугодие возросло на 37,5% и составило 1,35 млн. дел на общую сумму 78,5 млрд. рублей, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе судебных приставов. Взыскано приставами было 4,4 млрд. рублей. В среднем один пристав за месяц работает с… 469 исполнительными производствами.

Это заставляет приставов действовать принципиально и не пускать за границу даже сенатора от Татарстана Вагиза Мингазова. Как писала газета «БИЗНЕС Online», в июне он обратился в Арбитражный суд РТ с просьбой предоставить отсрочку в выплате долга — в связи с личным поручительством по кредитам ОАО «Вамин Татарстан» сенатор оказался крупнейшим должником кредитных организаций с суммой долга в 4,3 млрд. рублей и не может выехать в Германию на лечение. Попытка оказалась неудачной, однако позже сын экс-главы ВАМИНа Минтимер Мингазов рассказал нашему изданию, что его отец (к тому времени сложивший свои полномочия в СФ) все-таки выехал за рубеж.

Приставы настоятельно рекомендует перед поездкой погасить имеющуюся задолженность, а платежные документы предоставить судебному приставу-исполнителю. Узнать о наличии исполнительных производств можно на сайте УФССП России по РТ www. r16.fssprus.ru в разделе «Банк данных исполнительных производств».


ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЕЗДИТ ЗА ГРАНИЦУ


Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать инцидент на границе.

Олег Колесников — директор ООО «Северо-Западное долговое агентство»:

— Это просто показательный случай — он получит большую огласку и поставит на один уровень разные слои населения. Естественно, Бердыев мог оплатить коммуналку, и, скорее всего, оплатил ее после инцидента. Сумма ведь для него не большая. Я думаю, здесь больше политики. Невыезд — это очень эффективная мера взыскания долгов. Люди, которые могут позволить себе выехать за границу, но не оплачивают долги, либо имеют принципиальную позицию, либо напротив, относятся к своим обязанностям безразлично. В цифрах сейчас не скажу, но как показывает наш опыт работы с должниками, процентов 90 из них, если не больше, рассчитываются после проблем на границе.

Сергей Пасечник — гендиректор Магазина путешествий «Компаньон СП»:

— Подход ко всем гражданам нашей страны единый. Хотя мы не знаем, насколько приставы были в курсе, кто такой Бердыев и какой резонанс могут приобрести их действия. В целом эта ситуация скорее вызывает улыбку. В нашей практике такие случаи тоже бывают. Но часто возникает вопрос — знал человек о своем долге или нет? У нас были клиенты, которые просто не были в курсе, что у них возник какой-то долг, по какому-то адресу, по которому они, может быть, прописаны, но не живут. Также бывает, что какие-то судебные письма не доходят до адресатов. Конечно, сейчас пора уже всем выезжающим туристам взять за правило проверку своих долгов в интернете. Для этого есть специальный сайт, но люди к этому пока не привыкли. Другое дело, что в самой службе судебных приставов творится непонятно что — это конечно, совок, который надо исправлять прежде всего. Легко найти у человека долг, а вот погасить его с такой же легкостью — электронным платежом, например, не получается. Все это превращается в унизительную процедуру со стоянием в очередях. Это уже проблемы, а людей еще и за границу могут не выпустить. Это механизм, который еще нуждается в доработке.

Наталья Абрамович — генеральный директор туристско-информационного центра Казани:

— Как гражданин Российской Федерации считаю, что законы должны быть едиными для каждого человека, для всей страны, для всего мира. И если законодательство РФ предусматривает такую меру воздействия на должника, как недопущение выезда за границу, то не должны играть роли никакие заслуги. Даже пусть сам президент, если он имеет задолженность по налогам, неоплаченные штрафы и так далее, то, значит, он нарушает закон. И к нему должны применяться такие же санкции, как и к любому другому. Судить об эффективности же этой меры с точки зрения именно взыскания штрафов довольно сложно. Но как сотрудник туристической отрасли знаю, каким шоком для людей становятся такие инциденты на границе. И знаю, к тому же, что в этой схеме существует много ошибок. На самом деле у людей долгов нет, а им заявляют, что есть и не выпускают за границу. И компьютерные сбои же бывают, и к полным тезкам предъявляют претензии и так далее. В нашей работе это, конечно, мешает.

Александр Шагулин, Влас Мысько, Сергей Кудрявцев