Кому помогут выиграть выборы певица Гарипова, футболист Рыжиков и хоккеист Бурмистров?

Кампания по выборам нового состава Госсовета Р Т в полном разгаре. В этом можно убедиться, проехавшись по городу и встретив на основных улицах баннеры «Единой России». Однако кроме традиционной партийной агитации в столице можно увидеть рекламные щиты, с которых на нас смотрят, к примеру, звезды татарстанского спорта. Свежие медийные лица не призывают напрямую голосовать за какую-то структуру, хотя «уши» партии власти заметно торчат из-за улыбающихся лиц Дины Гариповой, Сергея Рыжикова и Александра Бурмистрова. «БИЗНЕС Online» и наши эксперты анализируют степень эффективности и электоральные возможности использования в предвыборных кампаниях рыцарей клюшек и мячей.



DSC_0697.jpg


Cамый распространённый рекламный щит — лица первой тройки «ЕдРа»: президент Р Т Рустам Минниханов, спикер ГС Р Т Фарид Мухаметшин и директор 102-й казанской гимназии Ирина Бакова



ШАЙМИЕВ, НО БЕЗ ЛОГОТИПА


Предвыборная кампания на выборах в Госсовет Р Т уже в полном разгаре. Всё чаще на улицах столицы республики можно видеть соответствующие баннеры, впрочем, почти все из них связаны с «Единой Россией» — безусловно, партия власти вне конкуренции как по финансовым, так и по организационным возможностям. Но это, конечно, не новость, как и то, что самый распространённый рекламный щит — лица первой тройки «ЕдРа»: президент РТ Рустам Минниханов, спикер ГС РТ Фарид Мухаметшин и директор 102-й казанской гимназии Ирина Бакова. «Сила в единстве» — гласит на русском и на татарском языках надпись на этих баннерах. Не самый яркий креатив, но вполне подходящий для бесспорного фаворита предвыборной гонки.





<аннер с портретом первого президента РТ Минтимера Шаймиева c лаконичной надписью «Наша Республика — надежность в людях»


<аннер с портретом первого президента Р Т Минтимера Шаймиева c лаконичной надписью «Наша Республика — надежность в людях»



Однако немало в городе и баннеров, формально не идентифицирующихся с какой-либо партией, и, соответственно, вряд ли оплаченных из соответствующего предвыборного фонда. Например, баннер с портретом первого президента РТ Минтимера Шаймиева и лаконичной надписью «Наша Республика — надежность в людях». Тот же слоган — на баннерах с портретами звезды шоу «Голос» Дины Гариповой, вратаря футбольного клуба «Рубин» и сборной России Сергея Рыжикова, форварда хоккейного «Ак Барса» и чемпиона мира-2014 Александра Бурмистрова, Героя Советского Союза Бориса Кузнецова, благочинного храмов города Казани протоиерея Дмитрия Салкова… Повторимся, что на этих баннерах нет логотипа «Единой России», но вряд ли у кого вызывает сомнение, на какую партию «работают» такие баннеры. Тем более, что, например, основатель «ЕдРа» Шаймиев недавно заявил: «Я верю в нашу партию — это единственная реальная политическая сила».





Александр Бурмистров:  «Об оплате за участие в политической рекламе речи не шло. Значит, будем голосовать за надежных людей»


Александр Бурмистров: «Об оплате за участие в политической рекламе речи не шло. Значит, будем голосовать за надежных людей»



ЧЕМПИОН МИРА ПО ХОККЕЮ — ЗА НАДЁЖНЫХ ЛЮДЕЙ


Своеобразным ноу-хау нынешней кампании стало привлечение к ней известных спортсменов — всё же герои войны и священнослужители это довольно традиционные участники подобных акций, призванные воздействовать на определённые категории избирателей. Спортсмены же — кумиры юного поколения. Да, многие его представители в силу возраста ещё не имеют права голосовать, тем не менее, в спортивной столице России пошли на подобный шаг — то ли просто из необходимости потратить выделенные бюджеты, то ли, действительно, из желания привести к избирательным урнам этой осенью обычно аполитичную молодежь.





Вратарь «Рубина» и сборной России Сергей Рыжиков


Вратарь «Рубина» и сборной России Сергей Рыжиков



«БИЗНЕС Online» удалось дозвониться до Бурмистрова, который сейчас вместе с «Ак Барсом» находится на предсезонном сборе в Риге и поинтересоваться, каким образом 22-летнего игрока занесло в республиканскую предвыборную кампанию. Форвард был лаконичен под стать надписи на баннере с его изображением и отказался назвать инициаторов акции: «Просьба о моем участии в предвыборной агитации пришла не из нашего клуба, а со стороны, не хочу конкретизировать. Но согласился я на это дело с удовольствием. Об оплате за участие в политической рекламе речи не шло. Значит, будем голосовать за надежных людей!» Кстати, по нашей информации, предложение поучаствовать в кампании было сделано и капитану «Ак Барса» в прошлом сезоне Илье Никулину. Он отказался, правда, неизвестно по каким причинам. Впрочем, и Бурмистров, намекающий казанским прохожим на необходимость делать ставку на «надёжных людей», вряд ли сделал это в соответствии с какими-то серьёзными убеждениями. Зная игрока, можно сказать, что он почти никогда не отказывается ни от какой «движухи», получая удовольствие от самого участия во всевозможных акциях, роликах, рекламе.





 Звезда телешоу «Голос» Дина Гарипова


Звезда телешоу «Голос» Дина Гарипова



ГАРИПОВА НЕ ПОВТОРИТ СУДЬБЫ ХАМАТОВОЙ


Пожалуй, спортсмены и раньше в том или ином виде формате, подключались в России к выборным делам, например, во время матча судья-информатор вдруг объявлял, что команда хозяев поддерживает партию или конкретного кандидата. Однажды по окончании хоккейной встречи болельщиков во Дворце спорта попросили немного задержаться и капитан любимой команды из одного сопредельного с Татарстаном региона прочитал по бумажке речь о поддержке, понятно, партии власти, за что, кстати говоря, был освистан публикой. Так что, вопрос воздействия подобными мерами на электорат довольно спорен.

На Западе такие приёмы в предвыборных кампаниях уже давно обыденность, но в российских условиях, когда говорить о реальной конкуренции между партиями не приходится, оценить их эффективность достаточно сложно. Скорее, деятель искусства или спорта может понести в этой ситуации определённые имиджевые потери, вспомните историю с Чулпан Хаматовой — знаменитой актрисой, которая фактически призналась, что стала доверенным лицом Владимира Путина на последних президентских выборах не по политическим убеждениям, а в надежде получить дополнительные возможности в деятельности своего благотворительного фонда. После чего подверглась жёсткой критике со стороны части либеральной общественности.





Протоиерей Дмитрий Салков


Протоиерей Дмитрий Салков



Впрочем, обаятельной заслуженной артистке РТ 23-летней Гариповой, имеющей контракт с крупнейшим мировым звукозаписывающим лейблом Universal Music, не грозит что-либо подобное, ведь градус накала на татарстанских выборах довольно слаб. Кстати, в самой знаменитой компании нашей редакции сообщили, что их подопечные совершенно свободны в политической или или любой другой общественной деятельности. «Политика компании предусматривает, что вся политическая и общественная деятельность и артистов, и сотрудников не требует согласования — она не должна нарушать законодательство и должна осуществляться в свободное время. Поэтому Дина может принимать участие в той общественной деятельности, в которой считает нужной принимать участие, как и любой другой артист. Дина с нами советуется, однако решение всегда принимается ею самостоятельно», — заявил «БИЗНЕС Online» генеральный директор Universal Music Russia Дмитрий Коннов.


«ПРИЗЫВЫ БОЛЕЕ МОЛОДЁЖНЫХ ЛИДЕРОВ МНЕНИЙ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ЭФФЕКТ»


Эффективность включения в предвыборную кампанию в Госсовет Р Т новых медийных лиц оценили эксперты «БИЗНЕС Online».

Алексей Панин — Центр политической информации (Москва):

— Эффект от подобных кампаний, безусловно, есть, в последний раз такая тактика была отработана на федеральном уровне, когда «медийные» личности агитировали за Владимира Путина и за участие в голосовании. Кроме того, необходимо понимать, что даже если данные лица призывают к участию в выборах, то, как правило, поддтекст агитации понятен: нужно голосовать за действующую власть — ассоциации все-таки на данные лица такие. Считаю, что подбор лиц здесь правильный и уместный, потому что люди средней возрастной категории или даже старшего поколения приходят на выборы в любом случае, их не нужно привлекать к голосованию. Молодежь же исторически аполитична, поэтому призывы более молодежных лидеров должны иметь определенный эффект. Да, возможно, он будет не такой существенный, но он будет. В целом, векторы заданы правильно — это представители футбола, представители хоккея, представители шоу-бизнеса. Можно добавить те лица, которые добились наибольшего успеха в Татарстане, и их мнение, их персона, может стать весомой.





Героq Советского Союза Борис Кузнецов


Герой Советского Союза Борис Кузнецов



Лилия Низамова — социолог, член Российского общества социологов, доцент КФУ:

— Я бы не стала называть перечисленных вами людей «лидерами мнения» — это скорее широко известные и популярные личности. Степень эффективности оценить очень сложно (требуются специальные и трудоемкие замеры), она будет варьироваться в разных группах населения, но, несомненно, апелляция к знаменитостям имеет эффект, привлекает внимание к выборам, способствует мобилизации избирателей. Прием активно используется в разных странах и входит в широкий арсенал предвыборной кампании. Кого могут привести? Прежде всего, тех, кто «голосует сердцем», таковых немало, не имеет своего мнения, у кого еще не исчерпано доверие к выборам как институту народовластия. В связи с тем, что в российском обществе нет институтов, организаций, персон, пользующихся абсолютным авторитетом и доверием, круг привлекаемых к агитационной работе знаменитостей неизбежно будет очень широким и пестрым.

Артем Прокофьев — депутат Госсовета Р Т, член ЦК КПРФ:

— Очевидно, что данный прием принадлежит «Единой России»: есть часть роликов, часть плакатов и билбородов, слоган которых повторяет те, о которых вы говорите, а именно «Наша республика» и «Поддержим нашу республику». В тоже время, агитационная газета «Единой России», которую эта партия выпускает миллионными тиражами, также называется «Наша Республика». На деле же мы имеем использование косвенной агитации, которую фактически можно считать прямым призывом о голосовании за партию власти. Кроме билбородов, я так же видел ряд роликов, посвященных «Нашей Республике», которые транслируют не в установленное законом время, а в обычных рекламных блоках. Безусловно, это не совсем корректный прием политической агитации — некая попытка обойти определённый закон со стороны партии власти. Однако, несмотря на то, что мы все это фиксируем и наблюдаем, не собираемся вступать в какие-то юридические тяжбы по этому вопросу, мы уверены, что избиратели не поведутся на подобные лукавые приемы, а будут давать оценку партиям исключительно исходя из ее заслуг.

Сейчас мы можем наблюдать, когда, с одной стороны «Единая Россия» пытается демонстрировать уверенность в победе на этих выборах, с другой стороны, мы обнаружили следующий момент, говорящий о непростом положении этой партии. Посудите сами, ее список пришлось возглавить нашему президенту, Рустаму Нургалиевичу Минниханову, который фактически взял «на прицеп» эту партию. Таким образом, они используют любую поддержку, чтобы получить голоса, и эта кампания с лидерами очередное тому доказательство. Действительно, далеко не на всех они имеют влияние, поэтому это лишь очередное какое-то ухищрение. А вообще, после того, как Рустам Минниханов возглавил список «Единой России» использовать еще чье-то влияние, как минимум, недостойно и некрасиво.

Фарид Бикчантаев — главный режиссёр Татарского академического театра им. Камала:

— Мне самому предлагали участие в этой кампании, но я отказался — просто не вижу смысла. Что касается молодых участников, то это только их желание, их выбор. На самом деле, я не считаю, что участие этих, так называемых «лидеров мнений», как-то сможет повлиять на решение идти голосовать или не идти. Дело в том, что сейчас понятие о лидерстве очень размытое, но, может быть, на кого-то и повлияет.

Андрей Николаев — кинопродюсер, руководитель московского фан-клуба «Ак Барса»:

— Безусловно, такой кампании быть — люди должны идти на выборы, должны проявлять свою активную гражданскую позицию, поэтому такие меры должны поспособствовать этому. Что касается Бурмистрова, то, несомненно, он один из лидеров казанского «Ак Барса», кроме того, он еще и «красавчик», этакий метросексуал. Соответственно он может привлечь, как поклонников казанской хоккейной команды, так и женскую половину населения Казани. Вообще акцент на футболистов и хоккеистов Казани — очень хороший ход, потому что эти ребята, по определению, патриоты своего города, республики. Следовательно, раскручивая их, мы продвигаем и казанский хоккей, и казанский футбол, и Татарстан. Кого бы я еще предложил? Вероятнее всего, это должны быть выходцы из Казани, добившиеся определенного успеха, а также узнаваемые на федеральном уровне. Именно по этим лицам судят о Казани, это те люди, за которых не стыдно городу.

Бизнес Online