В грядущем сезоне в УНИКСе не будет Яна Вуюкаса и Владимира Веремеенко — двух основополагающих игроков команды образца 2013/14. Значит, в игре под щитами ставка будет сделана на других больших: наших старых знакомых и только подписанных легионеров. «БИЗНЕС Online» пытается ответить на интригующий вопрос: как будет выглядеть передняя линия УНИКСа в новом сезоне? Мы берем за основу выступления баскетболистов в квалификации Евробаскета-2015 и чемпионате мира-2014, а в случае с легионерами учитываем их роль в предыдущих клубах.
ЦЕНТРОВЫЕ
ДМИТРИЙ СОКОЛОВ
Изменилось. Человеческая память не работает по определенным шаблонам, но почему-то в большинстве случаев запоминается не главное, а последнее. Главное — Дмитрий Соколов провел приличный сезон после просиженных четырех лет в ЦСКА. Последнее — Соколов сделал две пробежки подряд во второй игре полуфинала Единой лиги ВТБ, не понимая, что он сделал две пробежки подряд.
Сейчас Соколов проделывает плодотворную работу над тем, чтобы заставить нас не рассматривать его в комичном ключе как большого русского парня с вытатуированными звездами на левой руке. Пока вокруг сборной витала зловещая аура, Соколов показывал стабильную и вымеренную игру. Он чувствовал, когда оппонентов под кольцом стоит поднять вверх, а когда нужно оформить простой крюк, воспользовавшись своими габаритами. Боролся на подборе, временами отчаянно, прогадывал, когда ситуация обязывает меняться игроками в защите. Вообще интересно выходит: сразу три игрока УНИКСа были задействованы в нашей сборной в квалификации к Евробаскета-2015, но, похоже, только Дмитрий мог сразу ответить, какую роль в команде Пашутина он, собственно, выполнял. Антипов попросту не получал достаточного игрового времени, а Лиходей то попадал в заявку, то нет.
Не изменилось. Привычная атака УНИКСа прошлого сезона: Соколов судорожно подбегает к задней линии, ставит заслон, Гаудлок уходит в сторону, не воспользовавшись заслоном, Дмитрий движется обратно, но все уже бегут в защиту. В матчах нашей сборной на квалификации все обстояло таким же образом. Партнеры не хотели/не могли правильно пользоваться заслонами как Соколова, так и Тимофея Мозгова, что, конечно же, огорчало. И все-таки Дмитрий не унывал и продолжал быть той «батарейкой», которая заряжала партнеров по команде своей активностью.
Д’ОР ФИШЕР
Хорошо. У американского центрового с израильским гражданством есть то особое чутье, за которое центровых холят и лелеют по всему миру. На каком-то инстинктивном уровне он может предсказать, в какой момент нужно выставить свою руку вверх, чтобы наказать неосторожного соперника «горшком». Благо, руки у Фишера длинные и помогают ему не только при блокировании бросков, но и на подборе. Зачерствевшими их назвать нельзя.
Центровой атакует со средней дистанции с процентом близким к 60-ти, а с боковых граней площадки он бросает, словно специально разработанный автомат по забрасыванию мячей. В общем, неудивительно, что именно Фишера выбрали вторым центровым команды в этом межсезонье. Теперь в УНИКСе есть еще один подвижный большой игрок.
Плохо. По впечатлениям от нескольких игр «Брозе Баскетс» в прошлом сезоне можно сказать, что движения Фишера при игре спиной к кольцу… деревянные. Иногда кажется, что в момент разворота центровой буквально свалится на паркет, завязав свои ноги в морской узел. Соответственно, никакого разнообразия обманных движений, как у Яна Вуюкаса, в арсенале Фишера нет. Повторимся, что манерой игры Д’ор, скорее, походит на Соколова. Настораживает и то, насколько большую роль играл Фишер при розыгрыше мяча в своей прошлой команде. Неудивительно, что Д’ор вроде бы и центровой, а в Евролиге не собирал и трех подборов. Если хочешь, чтобы игрок помогал на щитах, его, собственно, и надо подвинуть ближе к щиту.
ТЯЖЕЛЫЕ ФОРВАРДЫ
КОСТАС КАЙМАКОГЛУ
Что ждем. Обстановка в казанской команде для греческого форварда ровно такая же, как и в прошлом сезоне: Каймакоглу не будет главной опцией в нападении, но мы надеемся, что именно бородач будет душой этой команды. Надежным игроком, который в нужные моменты будет выводить игроков из апатии своими трехочковыми или красивыми проходами под кольцо. Лидером, если выражаться проще. Именно такую обязанность поинт-форвард взвалил на свои плечи на групповом этапе чемпионата мира-2014. Каймакоглу успевал все и везде, если игра Янниса Бурусиса и Никоса Зисиса не находилась на подъеме. То он сделает сразу несколько прорезающих передач на открывшихся партнеров, то вгонит целую серию трехочковых, то найдет щель в защитных построениях и просочится под кольцо между двух защитников. Правда, у него есть вредная привычка порой полностью выключался из борьбы. Словно разозленный Рэмбо в первой части франшизы, игрок выходил, пускал пару пулеметных очередей (передач, «трех»
Чего не ждем. Вы же не думали, что мы не вспомним про бороду? Конечно, Каймакоглу ее подстриг перед началом ЧМ, но чтобы лишиться такого роскошного волосяного покрова полностью… Нет, не произойдет.
ВИКТОР САНИКИДЗЕ
Хорошо. «Очевидно, что атлетизм является самой сильной стороной Саникидзе, позволяет ему не теряться в „краске“, взмывать над кольцом и эффектно забивать сверху. Мягкая кисть, хорошая реализация бросков с дальней дистанции (Виктор довольно успешно балуется трехочковыми), быстрый первый шаг — все эти черты, нехарактерные для позиции четвертого номера, дают ему явное преимущество над соперниками. Он отлично действует на подборе, умело действует и при зонной защите, и при персональной опеке. Подвижность и длинные руки также дают Саникидзе возможность защищаться против более маленьких игроков. Временами чересчур активная защита вгоняет Виктора в проблему с фолами, но грузинский форвард постоянно показывает прогресс в этом аспекте».
Относительно хорошо. «Виктор Саникидзе — в общем-то, типичный форвард для европейского баскетбола. Он долговяз, быстр и заряжен на борьбу. Еще будучи подростком, у него получилось заинтриговать многих скаутов в Европе и НБА — на то были свои причины. Игрок обладал всеми фундаментальными навыками, передвигался по площадке, словно тасманский дьявол из мультика Looney Tunes. Но это была его прошлая жизнь, до того, как сразу несколько травм колен саботировали его карьеру и заставили Виктора пропустить весь сезон 2007/08. Уже в конце следующего после травм сезона 2008/09 Виктор дал всем понять, что еще может реализовать свой многообещающий потенциал».
Плохо. «Да, может красиво забить сверху, сделать пару эффектных пут-бэков, но проблемы с реализацией проходов налицо. А все из-за недостатка массы, силы! От этого даже становится грустно, ведь в атаке Виктор эффективен, показывает хорошую координацию, работу ног при игре спиной к кольцу. А силы для толкотни с массивными противниками на площадке нет. Также имеются трудности с дриблингом, изменением направления движения после первого шага. Видел как-то Саникидзе в Летней лиге НБА пару лет назад. Он тогда играл за „Сан-Антонио“. Я подумал „Что это за старый и бездомный мужик играет на площадке?“ — в 20-летнем возрасте ему можно было дать за 30. Но, все-таки, я заметил несколько положительных моментов в его игре: хороший первый шаг, броски сверху. „Сперс“ должны дать ему шанс, так как все еще владеют на него правами, и подписать игрока где-нибудь после эры Тима Данкана. Лет этак через 100».
Здесь опубликованы фрагменты текста с англоязычного фанатского ресурса «Сан-Антонио Сперз» пятилетний давности. Зная, что, сменив три страны и три команды, нельзя что-то кардинально изменить в своей игре, и посмотрев пару матчей сборной Грузии, можно сказать, что все приведенные «Хорошо» и «Плохо» актуальны и по сей день.
ПЁТР ГУБАНОВ
Хорошо. В «Нижнем Новгороде» настолько верили в бросковые способности Петра Губанова, что и инициативу в решающих матчах передавали именно ему (четвертьфинальный матч с «Химками» как пример). Этот массивный игрок ростом 207 см может выступать на позиции как центрового, так и тяжелого форварда. Широкий арсенал атакующих действий делает Губанова грозным соперником для любой команды. Он действенно атакует с трехочковой, эффективно действует спиной к кольцу и в проходах тоже результативен. Этакий высокий второй номер.
Плохо. Конечно, вряд ли Губанова ждет регресс Евгения Колесникова, который в «Красных Крыльях» был игроком основы, а по переходу в УНИКС стал рядовым скамеечником, но и 17−20 минут на паркете проводить он явно не будет. Все-таки позиция перегружена игроками схожего профиля. А ведь не знал Петр, что так все сложится — в межсезонье его подписали одним из первых, до Каймакоглу, Саникидзе и Фишера.
ПАВЕЛ АНТИПОВ
6 минут в среднем за 12 игр в Единой лиге ВТБ, 7 минут в общем за две игры в Еврокубке. В данном случае сложно что-то анализировать, потому что мы попросту видели слишком мало Антипова за последние годы. Пока же он остается перспективным проектом на будущее, которому будет трудно выдержать конкуренцию с вышеописанными игроками передней линии казанцев.
ВЫВОДЫ
Аргирис Педулакис находится в Казани месяц с небольшим. В своих интервью, в частности «БИЗНЕС Online» (http://sport.business-gazeta.ru/article/100721/)) грек неустанно повторяет что-то вроде «Команде, которая метит в Евролигу, нужны маневренные и подвижные игроки, так как темп игры будет высоким». Баскетбольный клуб не желает упускать возможности попасть в главный турнир Европы.
Можно ли считать работу менеджмента успешной? По формированию передней линии — определенно. У УНИКСа есть два центровых, два тяжелых форварда, один игрок, который может быть и пятым, и четвертым номером, многообещающий баскетболист с прицелом на будущее. Все игроки первой и второй пятерок имеют опыт выступления в Евролиге или на международной арене. Руководство команды свою работу сделало, теперь очередь стоит за тренерским штабом.
Кто будет выходить в старте, кто со скамейки? Сложно сделать выбор по позиции центрового, так как Соколов и Фишер схожи по своей манере игры — кто больше приглянется Педулакису, тот и будет выходить в стартовом составе. Но, разумеется, на сбрасывании приятнее было бы видеть окрепшего Соколова, нашего старого знакомого. С позицией тяжелого форварда все легче: Каймакоглу как лидер новоиспеченного коллектива будет выходить в старте, Саникидзе, прибывший в расположение команды по наставлению тренера-грека, будет на замене. Губанов — третий игрок на позиции четвертого номера в этой ротации, который временами будет играть и центрового. Не стоит также забывать, что на паркет иногда может выходить и легкая пятерка, где под кольцом могут оказаться, например, Валерий Лиходей или Джеймс Уайт.
Что бы было, если не ушли бы Веремеенко и Вуюкас? Казанская публика не стала бы по привычке искать полюбившегося белорусского форварда под номером 12. У Соколова не было бы судьбоносного шанса стать стартовым центровым. Вуюкаса бы заставили хорошенько побегать. Ну и Ян в качестве третьего грека в составе мог бы без проблем общаться с главным тренером. Но это новая команда, и Веремеенко, и Вуюкаса в ней нет.