Триумф ясновельможных пшеков

Завершившийся в Польше чемпионат мира по волейболу среди мужских команд вызвал серьезное разочарование в среде российских болельщиков. Уже начав привыкать к победам прошлых лет — на турнире «Мировой лиги» и Олимпиаде-2012, на чемпионате Европы прошлого года, на клубных европейских турнирах, мы с некоторым недовольством встретили итоговое пятое место. Хотя и пришлось оно на вид спорта, в котором события меняются с калейдоскопической скоростью.

СБОРНАЯ АЛЕКНО — ЧЕМПИОН. СБОРНАЯ ВОРОНКОВА — ЛУЧШАЯ ТОЛЬКО В ЕВРОПЕ

Несколько удивительно было ожидание непременного триумфа от нашей мужской волейбольной дружины. Если ознакомиться с ее актуальным составом, то звание олимпийских чемпионов носил только каждый третий из команды, а именно, Николай Апаликов, Сергей Гранкин, Дмитрий Мусэрский и чаще пребывавший в Лондоне в роли запасного Дмитрий Ильиных. Cлишком серьезными оказались изменения по сравнению с олимпийским составом. Чаще вынужденными, когда ушли из сборной Сергей Тетюхин и Тарас Хтей, травмировался Максим Михайлов, не восстановился в полной мере Александр Волков, снизил уровень игры Алексей Обмочаев. Наконец, место натурализованного россиянина вместо белоруса Александра Бутько занял украинец Николай Павлов. Но, справедливости ради, следует отметить, что именно это секстет, совместно с Михайловым, Апаликовым и Гранкиным, и главным тренером той дружины Владимиром Алекно «ответствен» за победу в Лондоне. И не располагает пока российский волейбол столь большим запасом прочности, чтобы, поменяв две трети состава, мы могли рассчитывать на очередной триумф.

Тут, кстати, уместна фраза о роли личности в истории. Лично мне вспомнилось, как 30 с лишним лет назад вылетала из высшей лиги чемпионата СССР «Заря» из Ворошиловграда. В 1979 году два ее лидера Валерий Кривов и Федор Лащенов привели команду к бронзовым медалям чемпионата страны, спустя год стали олимпийскими чемпионами, а в 1981 году вылетели с командой из высшей лиги, перешагнув порог 30-летия, и снизив уровень игры.

«ЯСНОВЕЛЬМОЖНЫЕ ПШЕКИ»

Триумф хозяев чемпионата — это дань их безудержной любви к волейболу. Скажу больше, и приверженности к здоровому образу жизни. Из личных наблюдений отмечу, что, отдыхая в этом году в Египте, с интересом мог понаблюдать за тем, как себя ведут на отдыхе представители трех наций — англичане, итальянцы и поляки. Представителей каждой из этих наций было по несколько десятков в нашем отеле, и поляки удивили своей страстью к спорту. Ежедневно в местном тренажерном зале было по полдесятка поляков, причем, они, большей частью, качались. И это при наличии системы олл инклюзив. Для сведения, после потребления алкогольных напитков нельзя приближаться к силовым тренажерам раньше, чем через 36 часов. Неудивительно, что телевизор в тренажерном зале был настроен на канал с легкой польской музыкой, чтобы приятней было треироваться. К примеру, вечно бухающие англичане, обходили тренажерный стороной. Именно с ними поляки едва не сошлись врукопашную, когда жюри не могло определить победителя в конкурсе «Мистер отеля», причем, славяне тут же воинственно затянули свой гимн, обозначив вторую отличительную черту нации — патриотизм, подчас бьющий через край.

Теперь эта патриотично-спортивная нация имеет право на ликование. Отнесемся с пониманием к их ненависти к российской команде, потому, что поляки в разной степени ненавидели всех, кто попадался на пути их национальной команды.

К тому же, слишком редко эта патриотично-спортивная нация имела повод для гордости свой национальной дружиной. Даже проводя чемпионаты Европы, то по футболу 2012 года, то по тому же волейболу 2013-го, поляки разочаровывались. Но не переставали вкладываться в проведение крупных турниров, веря в свою счастливую звезду. Она для поляков вспыхивала всего семь раз. Для женских баскетбольных и волейбольных команд, выигрывавших континентальные первенства в 1999-м и в 2003—2005 годах, когда их вели к триумфам две великолепные Малгожаты: баскетболистка Малгожата Дидек и волейболистка Малгожата Глинка. Для футбольной команды, отличившейся на Олимпиаде 1972 года. И для волейболистов, выигравших чемпионат мира 1974 и олимпийский турнир 1976 года, когда в их составе блистал связующий Томаш Вуйтович, и играли, среди прочих, Лех Ласко и Мирослав Рыбачевский. Выделить двух последних меня заставило то, что их дети сейчас задают тон в мужской сборной Италии (Михал Ласко) и женской сборной Франции (Анна Рыбачевски). Это обстоятельство, когда ясновельможных панов судьба разбрасывала по всему миру, от Бразилии (футболист Филипе Луис Касмирски и Ко) и Канады (хоккеист Уэйн Гретцки и Ко) до Германии (Мирослав Клозе, Лукас Подольски, Петр Троховски и Ко) и Франции (футболисты Раймон Копа (Копачевский), Лоран Косьельни (Кошельны), волейболистка Кинга Макулевич, тоже, кстати, исторически не позволяло Польше собирать сильные сборные по игровым видам спорта.

Сейчас польский мужской волейбол настолько силен, что не только не теряет игроков, выступающих за другие страны, помимо упомянутого Ласко, но и в национальной команде имеется всего один легионер Матеуш Мика. Все остальные выступают в национальном чемпионате. В рамках которого удалось осуществить идею создания команды на основе юниорской сборной. СМС из города Спалы пусть и не выступает в высшей лиге чемпионата Польши, но через его юниорский состав прошли новоиспеченные чемпионы мира — Фабиан Дрызга, Павел Заторски, Марцин Моздзонек, и упомянутый выше Мика. В Спалах СМСили в свое время и чемпионы Европы 2009 года Михал Бакевич и Михал Руцяк, не попавшие в нынешнюю сборную.

ИСТОРИЯ ВОЛЕЙБОЛА, КАК И САМА ИГРА

Как известно, в волейболе принято менять диспозицию на площадке с каждым переходом мяча. Интересно, что и история развития этого вида спорта чем-то напоминает события на площадке. Если говорить о чемпионатах мира, то сейчас завершился 18. Во времена розыгрыша первых девяти чемпионатов наблюдалось ощутимое преимущество сборных, представлявших социалистические государства. Помимо поляков, это СССР и ЧССР, Болгария и Югославия, Венгрия и Румыния, ГДР и Куба, которые «узурпировали» призовые места на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы. Единственной сборной, которая в те годы оказывала сопротивление странам Варшавского договора, была Япония.

Как ни странно, но ситуацию изменила Олимпиада, на которой сборные социалистических стран не участвовали из-за бойкота. В Лос-Анджелесе 1984 года на пьедестал почета поднялись США, что было тогда сродни сенсации, а также Бразилия и Италия.

С появлением этой троицы в элите и начала меняться в корне вся диспозиция мирового волейбола. Во-первых, пошатнулись позиции нашего волейбола, так как выигрыш сборной СССР чемпионата мира 1982 года остается пока последним на данное время. Во-вторых, в Бразилии и Аргентине осознали, что не только в футболе могут доминировать. На чемпионате мира 1982 года сборная Бразилии с нынешним тренером Бернарду Резенде, выступавшим тогда в качестве игрока, сенсационно заняла второе место, после чего заболела волейболом всерьез и… до наших дней. То же самое произошло с Аргентиной, которая на том же ЧМ-82, стала бронзовым призером. Причем, там волейбол превратился в семейный вид спорта. Даниэль Кастеллани, Рауль Кирога, Уго Конте, Джон Эмили Уриарте тогда, на домашнем старте, произвели фурор, а сейчас на чемпионате мира выступали их сыновья Родриго Кирога, Факундо Конте и Николас Уриарте, помимо них, в сборную привлекается еще и Иван Кастеллани.

Но самый фееричный прыжок в элиту тогда совершили американцы, которые также осознали, что могут лидировать не только в баскетболе. Не имея практически ничего, ни национального чемпионата, функции которого до сих пор выполняет первенство студенческих команд, ни традиций и успехов, в 1982 году американцы заняли 13 место из 24 на чемпионате мира, янки выиграли домашнюю Олимпиаду. Легко и непринужденно, сам счет финального матча с бразильцами — 15:6, 15:6, и 15:7 говорит об этом. Все началось с 1983 года, когда сильнейшие студенты-волейболисты были собраны в состав национальной сборной, которая провела не один десяток товарищеских матчей с сильнейшими сборными мира. Крэйг Бак, Дуглас «Дасти» Дворяк, Карч Кирай, Патрик Пауэрс, Дэйв Сандерс, Стивен Сэлмон, Стив Тиммонс стали олимпийскими чемпионами, а спустя два года заставили замолчать людей, скептически отнесшихся к их успеху. Мол, выиграть без СССР, Болгарии, Польши и других перечисленных выше фаворитов из соцстран — невелика заслуга. Американцы в 1986 году стали чемпионами мира. И с тех пор не покидают элиту мирового волейбола, как и Италия.

Ее появление в элите в 1978 году, когда итальянцы заняли второе место на домашнем чемпионате мира, поначалу сочли эффектом родных стен. Так бы оно и случилось, потому, что поколение Джованни Ланфранко, Марко Негри и Франческо Даль Олио никак нельзя было причислить к «поколению победителей». Но на счастье Италии у нее выросло еще одно, куда более классное поколение, что тренерам национальной сборной оставалось только ждать его появления в сборной. Андреа Гардини, Андреа Зорси, Лука Кантагалли, и, в меньшей степени, Марко Мартинелли, уроженцы 1965 года рождения, начали победную карьеру в юниорской сборной страны, и стали тем костяком, который помогал Скуадре Адзурре быть одной из сильнейших волейбольных держав, начиная с 1989 года.

КАЛЕЙДОСКОП ФАВОРИТОВ

Именно с 80-х годов произошла смена фаворитов в мужском волейболе. Практически каждое десятилетие мировой волейбол знакомился с очередной суперсборной. Правда, и терял привычного лидера. Чехословакия, чей последний успех датирован серебряными медалями ЕВРО-85, сейчас располагает двумя неплохими сборными Чехией и Словакией, но мирный развод страны в 1993 году уже не позволяет местному волейболу претендовать на что-то серьезное. Игроков на две команды не хватает. Куба не может рассчитывать на что-то серьезное в последнее время из-за постоянного бегства сильнейших игроков. Румыния и Япония тихо-тихо скатываются на аутсайдерские позиции, последние, впервые за долгое время, не попали даже в число участников ЧМ-2014.

Но свято место пусто не бывает, тем более, что исторически доказано, что в волейболе можно добиться сию минутного успеха всего лишь шестью-семью основными игроками, два-три из которых должны быть мирового класса. И это выглядит очень привлекательно и несложно. К примеру, Швеция дошла до второго места на домашнем чемпионате Европы 1989 года, обыграв, кстати, на пути к медалям, непобедимую, как казалось, советскую «машину», располагая всего лишь одной суперзвездой Бенгтом Густавссоном. Он, да еще Петер Тольсе и Яннис Калмацидис — это все самое яркое, чем располагал шведский волейбол тех лет. Тем не менее, на достижение одноразового успеха хватило и этого. Примерно такое же количество ярких игроков привело к европейским высотам Грецию-87, Испанию и Финляндию-07. Испания и Финляндия на том чемпионате Европы, проодившем у нас в стране, располагали лидерами-ветеранами (Рафаэль Паскуаль и Томми Саммельвуо, соответственно) и дуэтами братьев Фаласка и Ойваненов (Мигель Анхель и Гильермо Фаласка у испанцев, Матти и Микко Ойванен у финнов), которые были в числе лидеров команд: сенсационного чемпиона и сенсационного четвертого места, соответственно, того турнира. Увы, но Испания сейчас снова играет более привычную ей роль аутсайдера, а вот набравшая темп Финляндия позиций пока не сдает.

Два ярких волейболиста связующий Ален Фабьяни и бомбардир Филипп Блэн стали залогом успеха сборной Франции, ворвавшейся в элиту европейского волейбола в середине 80-х годов. Фабьяни был настолько хорош, что его признали даже лучшим связующим 20 века, и это при «живом» Вячеславе Зайцеве, с которым Фабьяни никак не мог сравниться по количеству титулов. Но все дело в том, что у Зайцева были великолепные партнеры, а у Фабьяни только Блэн, да изредка Эрик Бувье или Жан-Марк Юркович. Будущий тренер сборной Франции Блэн, кстати, получил титул MVP чемпионата мира 1986 года, настолько ярко он смотрелся в атаке, в чем целиком и полностью была заслуга гениального связующего той команды. В дальнейшем Франция не располагала такими выдающимися волейболистами, за исключением, пожалуй, Франса Гранворка, но продолжает оставаться в числе фаворитов мирового волейбола. Этому способствует, в частности, то, что сборная заметно «потемнела». К примеру, в нынешнем составе четвертой команды мира есть трио афро-французов, один из которых Эрвин НГапет является сыном серебряного призера ЧЕ-87 Эрика НГапета.

Девяностые — годы выхода на волейбольную авансцену еще двух сборных. Это Голландия еще в 1989 году стала третьей на чемпионате Европы, обыграв в матче за «бронзу» сборную СССР, вершиной своей волейбольной истории может считать победу на олимпийском турнире 1996 года. А также Сербия и Черногория, в отличие от Чехословакии, пережившая не мирный распад, а военный раскол. Что не помешало экс-«югам» вернуться в число сильнейших команд мира.

Голландия, увы, сейчас снова в привычной роли аутсайдера. Ее взлет был связан с работой тренера Ари Селинджера. Уроженец польского Кракова считается одновременно и американским и израильским тренером. К работе с мужской сборной Голландии он пришел через серебряный успех с женской сборной США на домашней Олимпиаде 1984 года. На его счастье страна тюльпанов к концу 80-х воспитала целую россыпь будущих звезд мирового волейбола Петера Бланже, Рона Зверфера, Яна Постуму. Селинджер руководил командой, находясь рядом с площадкой, а его сын Авитал Селинджер направлял ее атаки, будучи в роли связующего. Наивысшего успеха голландцы добились на Олимпиаде в Атланте, когда в сборной появились братья Бас и Майк Ван де Горы, причем, старший Бас, вышел на лидирующие роли.

Эта братская тема является еще более актуальной, если говорить о сборной Сербии и Черногории, олимпийском чемпионе 2000 года. Владимир и Никола Грбичи являются сыновьями бронзового призера чемпионата Европы 1975 года Милоша Грбича. Вот примерно с тех пор Югославия и перестала на время фигурировать в числе фаворитов волейбольных соревнований. Кстати, именно в эти годы в число лидеров клубного волейбола страны вышли хорватские и даже боснийские клубы, откровенно говоря, не сильно котирующиеся и поныне.

Возвращение «югов» в число фаворитов мирового волейбола было отложено до 90-х годов, пока не выросло сильное поколение, лидерами которого стали братья Грбичи, а потом к ним не присоединился Иван «Грозный» Милькович. Даже, после того, как Сербия и Черногория пережила еще одно разъединение, национальная команда Сербии продолжает входить в число лидеров мирового волейбола. Только теперь ее ведут к успеху другие братья — Никола и Урош Ковачевичи со товарищи.

Наконец, бронзовые медали завершившегося чемпионата мира, ознаменовали возвращение в число фаворитов мирового волейбола сборной Германии. Сборная страны, становившейся чемпионом мира 1970 года под флагом сборной ГДР, в последние годы входила в число сильнейших волейбольных держав, но завоевать медали ей никак не удавалось. Здесь, как раз, политические изменения пришлись в самый раз. Не произойди их, шесть игроков защищали бы цвета ФРГ, пять волейболистов нынешней команды выступали бы за ГДР, полтавчанин Денис Калиберда за Украину, Микаэль Андре за Румынию, а Георг Гроцер за Венгрию, за которую он и играл в «нулевые», под именем Дьордь Гроцер. И не было бы единой сильной сборной, а как у Чехии и Словакии — по две дружины средней силы. Кстати, в Германии, как и в Польше, не чураются наличия в чемпионате команды, в которой играют только молодые волейболисты из юношеских и молодежных сборных, причем, она, а именно, VCO Берлин выступает в первой Бундеслиге.

Чтобы не быть обвиненным только в констатации фактов, осмелюсь назвать имя одного из фаворитов предстоящих турниров. Впрочем, оно и так является секретом Полишинеля. Наш соперник по матчу за пятое место — сборная Ирана, которая давно уже вышла на лидирующие позиции на Азиатском континенте. Персы с начала «нулевых» начали стабильно попадать в число призеров юниорских и молодежных чемпионатов мира, однажды даже став первыми среди юниоров. Сейчас Иран «монетизирует» успехи на юниорском уровне. В стране сильный волейбольный чемпионат, в котором многолетнего лидера «Пайкан» из Тегерана в последние годы потеснили с первого места на пьедестале почета провинциальные команды «Калех Мазандаран» из Амоля и «Матин Варамин» из Матина. Из лидеров юниорских сборных различных лет и сформирована нынешняя национальная команда Ирана.