Сенсационную новость узнали российские поклонники «Формулы-1» в прошедшие выходные. 20-летний россиянин Даниил Квят в следующем году станет пилотом сильнейшей команды последнего пятилетия — Red Bull Racing! Там он заменит четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля. Спортивная редакция «БИЗНЕС online» вспоминает о любопытных фактах из карьеры молодого гонщика.
redbull.com |
РОДИЛСЯ В УФЕ, ВЫРОС В МОСКВЕ И РИМЕ
При упоминании имени Даниила Квята в российской прессе, часто можно увидеть пояснение «уфимский гонщик», «пилот из Уфы». Однажды корреспонденту «БИЗНЕС online» довелось пообщаться с Даниилом после его триумфа в обоих заездах московского этапа «Мировой серии Renault» в 2012 году. Это была первая международная формульная гонка столь высокого уровня на российской земле. Квят буквально доминировал весь уикенд, одержав две блестящие победы. С радостью поделился своими эмоциями в одной из социальных групп, на которую подписаны несколько тысяч автолюбителей из Башкортостана: «Ребята — ваш земляк победил в престижнейших гонках, ура!» Каково же было удивление, когда более половины откликов оказались с отрицательным уклоном: «Да какой он нам земляк, тут и не видели его никогда», «Ну вот, еще одного мажора хотят сделать национальным героем» и далее в таком духе. Многие комментарии пришлось даже удалять, по причине их полной неадекватности.
И действительно Квят хотя и родился в Уфе, но в совсем юном возрасте он переехал в Москву. Там же будучи 9-летним впервые попробовал проехаться на прокатном карте. Этот вид автоспорта пришелся ему по душе и вскоре он начал заниматься им на регулярной основе. В 11 лет дебютировал в крупных соревнованиях в Сочи, где одержал первую победу. Родители увидев огромный интерес Дани к картингу и его потенциал решили, что продолжить карьеру лучше в Италии. Ведь там находится один из лучших центров по подготовке к профессиональным гонкам юных пилотов. Поэтому с 12 лет Квят-младший постоянно проживает в Риме. Сам он считает, что это было единственно верное решение, потому что гоночная инфраструктура в России до сих пор находится на относительно низком уровне. И сформироваться гонщику высокой квалификации намного проще в Европе, где огромное количество трасс, тренеров-профессионалов, специальных гоночных школ топ-уровня, и огромная конкуренция.
Отец Даниила — Вячеслав Квят, известный в Башкортостане предприниматель и экс-депутат Государственного Собрания —
ПУТЬ В Ф1: КВЯТ VS ПЕТРОВ
Двух первых российских пилотов «Формулы-1» сравнивают довольно часто. Что неудивительно, однако пути прихода в «Королевские гонки» у них отличаются радикально. Карьера пилота у Виталия Петрова складывалась по совершенно нетипичному сценарию. Например, в детстве он даже не занимался картингом, в его родном Выборге попросту не было нормальной картинговой секции — об этом Виталий поведал корреспонденту «БИЗНЕС online» при недавнем посещении Казани. Поэтому азы быстрой езды Петров постигал за рулем папиных машин, изредка участвуя в любительских автогонках по ралли-спринту. И только в 17 лет, будущий пилот F1, впервые стартовал в профессиональных автогонках, причем кузовных, на ВАЗ 2108. Затем были два сезона, проведенных в российских автосоревнованиях.
А в европейские формульные чемпионаты Выборгская ракета попал в 19-летнем возрасте. Считается, что это поздно. Без картингового опыта Виталию было сложно, последовали долгие 7 лет выступлений в евроформулах, прежде чем ему досталось место в «Формуле-1». Ни для кого не секрет, что во многом это произошло по причине серьезных финансовых вливаний со стороны крупных российских спонсоров выборгского пилота. Но когда после трех сезонов деньги кончились, то и места для Петрова в F1 больше не нашлось. Хотя ему и удалось хорошо показать себя в отдельных гонках. Был и подиум в Австралии-2011 и красивая борьба с Фернандо Алонсо в Абу-Даби-2010, стоившая последнему чемпионского титула.
А вот у Квята карьера в Европе оказалась выстроенной по совершенно иной схеме. Начав с 12 лет в юношеском картинге, он уже к 15-летнему возрасту смог достичь немалых успехов и ненадолго попал под покровительство компании «Лукойл». Как известно, нефтяной гигант активно поддерживает наших соотечественников, успешно выступающих в мировом автоспорте. А уже с 16-летнего возраста Даниил оказался в уникальной молодежной программе подготовки пилотов Red Bull Junior. Которая буквально перед его приходом подверглась жесткому реформированию, одновременно с обширным сокращением числа пилотов, среди отчисленных был и весьма быстрый россиянин Михаил Алешин.
RED BULL JUNIOR — ТРАМПЛИН В F1
Программа Red Bull Junior фактически считается на сегодня лучшей в мире кузницей пилотов для «Формулы-1». Основная суть подобных проектов в том, что менеджеры ищут талантливых молодых гонщиков. Берут их под опеку с задачей привести со временем в «королевские гонки», чтобы там они могли добиться максимальных результатов. Например, Red Bull Junior обеспечила для Квята исключительно благоприятные условия для его профессионального роста. С молодым пилотом постоянно занимались персональные тренеры как по пилотированию, так и по физподготовке. Специально для него разрабатывали стратегию постепенного повышения уровня чемпионатов, в которых он участвовал, начиная с младших формул и заканчивая болидом F1 в итоге. Команда брала на себя все расходы по участию в гонках, подготовке к ним, проживание, питание, транспортные расходы и далее по списку. Все для того, чтобы пилот не отвлекался на какие-то мелкие житейские проблемы, а мог целенаправленно и полноценно готовиться к стартам, полностью сосредоточившись на них. Родители и личные спонсоры фактически выключались из дальнейшего финансирования карьеры молодого гонщика.
Итоговый результат работы таких программ впечатляет. Всего один факт: из шести последних чемпионатов мира, пять были выиграны выпускниками подобных проектов! В 2008-м выиграл Льюис Хэмилтон, которого «вырастил» McLaren и четырежды Себастьян Феттель (с 2010 по 2013 годы) — выпускник Red Bull Junior. А всего в F1 благодаря австрийской программе от «Ред Булл», попали 14 участников за 14 лет. Из действующих пилотов, помимо Феттеля и Квята, это австралиец Даниэль Риккардо и француз Жан-Эрик Вернь. Каждый из них быстр не по годам, стрессоустойчив, коммуникабелен, умеет правильно общаться с прессой (здесь можно привести обратный пример, когда невовремя данное эмоциональное интервью Петрова с обвинениями в адрес команды — фактически лишило его места в Lotus). А в 2015-м в «Формуле-1» дебютирует еще один выпускник Red Bull Junior — самый юный пилот в истории этих гонок, 17-летний (!) голландец Макс Ферстаппен. «Королева автоспорта» стремительно молодеет в наши дни.
ВЫБИРАЛИ ПО ХАРАКТЕРУ
По пути в F1 Квят провел четыре сезона в младших формулах. И если разобраться, ничего сенсационного он там не показал. В 2010-м не была выиграна евросерия BMW. Ни в 2011-м, ни в 2012-м Даниилу не покорился еврокубок в формуле Renault 2.0, а малопрестижное альпийское первенство 2012-го в Формуле Renault 2.0 было выиграно с минимальным отрывом от соперника. Впрочем, все это время он мужал, показывал свой характер, и только неудачи не позволяли победить. Но порой в них были виновны и отдельные сотрудники его команды. Например, ошибка руководителя коллектива со стратегией на финальную гонку, практически лишила его уже почти лежавшего в кармане еврокубка в формуле Renault 2.0 в 2012 году. Зато, когда нужно было максимально мобилизоваться в 2013-м, уроженец Уфы смог это сделать и с блеском выиграл серию GP3, пусть она не входит даже в тройку ведущих формульных турниров. А параллельно, Квят блестяще проявил себя в гонках чемпионата Европы «Формулы-3», где сходу, без длительных тестов стал одним из лидеров, пусть и выступал вне зачета. Много раз там приезжал на подиум и одержал победу в одной из гонок.
К концу года в команде Toro Rosso освободилось место боевого пилота на сезон-2014. Руководству Red Bull пришлось принимать непростое решение, кто из программы поддержки займет место в кокпите машины своей второй команды. В начале сезона наиболее высокий рейтинг имели португалец Антонио Феликс да Коста и испанец Карлос Сайнс-младший. Но оба выступили в 2013-м ниже своих возможностей, были и проблемы с мотивацией. А вот Квят прыгнул фактически выше головы, и проявил в течении года настоящие лидерские качества, высокую стрессоустойчивость, умение грамотно настраиваться на максимально возможный результат. Каждый из трех пилотов имеет высокий уровень пилотского мастерства, на решение в первую очередь повлияли моменты, связанные с психологией. Чемпионский характер лучше всего просматривался в Данииле, его и решили отправить в «первую формулу». О чем впоследствии жалеть не пришлось.
НА МЕСТО ФЕТТЕЛЯ
Сезон-2014 Даниил начал с места в карьер. В первой же гонке в «Формуле-1» он смог приехать девятым и набрать очки. Причем Квят стал самым молодым в истории пилотом, набиравшем результативные баллы в «королевских гонках», в возрасте 19 лет и 324 дня. Повторить достижение получилось в Великобритании и Бельгии, удавалось приехать в призовую десятку в Малайзии и Китае. Из 15 гонок, он в семи пробивался в третий сегмент квалификации, а на Гран-при Австрии принял старт с седьмого места. Учитывая уровень конкурентоспособности болида Toro Rosso STR9 в текущем году, это более чем достойные результаты. К тому же молодой россиянин едет не только быстро, но и на редкость стабильно. Что скорее нетипично для гонщика его возраста, учитывая невероятное эмоциональное давление, которому подвергаются пилоты-новички в современной F1. По признанию специалистов — это один из лучших дебютов в «королевских гонках» за последнее время. А главное, что во многих Гран-при Даниил показал себя лучше своего гораздо более опытного напарника Верня, при том, что француз находится на очень хорошем счету у формульных специалистов.
Естественно, Квят мечтал о переходе со временем в основную команду — Red Bull Racing, на счету которой четыре последних чемпионских титула. И здесь, словно гром среди ясного неба прозвучала новость уже на Гран-при Японии: «Феттель уходит из австрийского коллектива!». Разговоры о том, что подобное возможно, велись давно, но многие принимали их за банальные слухи. А они оказались правдой. Причина очевидна, в этом сезоне 4-кратного чемпиона мира полностью затмил новобранец «Ред Булла» — Риккардо. В активе австралийца уже три победы и третье место в чемпионате, а немец хоть и расположился строчкой ниже, но у него на треть меньше очков и ни единой победы в активе. Себастьян не привык быть на вторых ролях и похоже по этой причине принял приглашение Ferrari, где он должен занять место испанца Алонсо. Уход Фернандо еще не подтвержден, но считается наиболее вероятным. Говорят, что «Нандо», в свою очередь, перейдет в McLaren, скорее всего, на место Дженсона Баттона, но есть предположения, что испанец может и вовсе пропустить сезон-2015.
Для российских болельщиков эти перестановки теперь тоже имеют большое значение. Ведь речь идет о прямых соперниках Квята — первого российского пилота, который будет выступать за топ-команду! В этом году чемпионская поступь «Ред Булла» дала небольшую осечку, в связи с тем, что «Рено» подготовила не самый удачный силовой агрегат по новым правилам. Пока он уступает «Мерседесу» и по мощности/эффективности и по надежности. Но прогресс есть и весьма существенный. Ведь инженерный состав, собранный в Red Bull Racing во главе с легендарным Эйдрианом Ньюи, считается многими сильнейшим в современной F1. Поэтому мы имеем полное право рассчитывать на то, что уже в 2015-м сможем лицезреть первую победу российского пилота в автогонках высшей пробы, королеве автоспорта — «Формуле-1»! В том, что Квят в чемпионской команде сможет достичь такой вершины мало кто сомневается, а там глядишь и на титул можно будет замахнуться. Но всему свое время. А пока стоит поздравить Даниила с его очередным грандиозным успехом в карьере. И сделать это многие россияне смогут лично, ведь уже в ближайшие выходные в Сочи на новом автодроме состоится первый в истории российский Гран-при F1. Тем же, кто не полетит на гонку рекомендуем не пропустить телетрансляцию, уверены событие станет грандиозным!