Триумф Артура Егорова и другие итоги ралли-кроссового сезона

Большинство автоспортивных чемпионатов традиционно заканчивается осенью. Один за другим финишируют сезоны в самых разных дисциплинах. Татарстанские автогонщики в 2014 году поучаствовали в большом количестве соревнований. Сегодня спортивная редакция «БИЗНЕС Online» подводит выступлений наших земляков в ралли-кроссовых первенствах страны.

ТАТАРСТАНЦЫ В РАЛЛИ-КРОСЕ

Ралли-кросс одна из главных дисциплин автоспорта, в которой татарстанские гонщики активно выступают и достигают больших успехов. Тимур Тимерзянов трехкратный чемпион Европы, а в этом году он борется за попадание в тройку призеров чемпионата мира. Ильдар Рахматуллин — двукратный вице-чемпион Европы. Тимур Шигабутдинов и Расуль Минниханов в 2014 году поднимались на подиумы этапов чемпионата Европы. Есть еще целый ряд сильных татарстанских ралли-кроссменов, которые выступают в России. Казалось бы, они должны доминировать в федеральных первенствах. Но в реальности ни один из наших пилотов-земляков не принял участие во всех гонках сезона. Про причины мы уже рассказывали. Напомним, вкратце.

Одна из главных составляющих зрелищности гонок — это наполняемость классов. Чем больше машин «бьются» в заезде, тем интереснее зрителям и самим пилотам. К сожалению, участников в федеральных турнирах набирается не так много, как хотелось бы организаторам. К проблемам с наличием трасс и наложением дат добавляется еще целый ряд факторов. Например, когда-то интригой чемпионатов были «жесткие зарубки» между мощнейшими командами из Татарстана и Тольятти. Однако с приходом в руководство ВАЗа иностранцев, отношение к автоспорту на гиганте машиностроения изменилось кардинально. Заводские спортколлективы оказались распущены, и многие тольяттинские гонщики остались не у дел. В отсутствие сильных конкурентов снизилась мотивация для участия и у татарстанских пилотов.


ДОРОГО И ДАЛЕКО


Еще один фактор — ралли-кросс не внесен во всероссийский реестр видов автоспорта, а потому победители турниров не получают за свои успехи никаких спортивных званий. В международных классах ограничителем служат немалые расходы на участие: помимо высокой стоимости самих машин нужно много тратить на их обслуживание, ремонт и шины. К примеру, цена одной импортной покрышки переваливает за 15 тыс. рублей, а на каждый этап требуется примерно четыре новых колеса. Сама же поездка на гонку из Казани в Воронеж составляет 100−150 тысяч рублей, и это без учета стоимости шин. Как итог: в этом году никто из наших земляков на первый, воронежский раунд первенства не поехал. Стимула не нашлось.

К счастью для казанских болельщиков, при посещении гонок на «Высокой горе», они практически не замечают проблем с наполняемостью. Спортсмены со всего Татарстана при любой возможности стараются приезжать на домашний этап первенства, и после объединения с завсегдатаями серии наполняемость классов оказывается на достойном уровне. А на Кубок Президента Р Т приезжают и зарубежные гости. Татарстанские гонщики отлично выступили на двух казанских этапах российских первенств 2014-го. Да так, что например Артур Егоров стал лидером кубка России в своей зачетной группе «Д2-Лада» (Национальный), а среди тех, кто мог его опередить оказался еще один казанец — Айдар Нуриев. Поэтому неудивительно, что они все-таки решили отправиться в Воронеж на финальную гонку. Причем Айдар повез сразу две машины: «Ладу Калину» Дивизиона 2-Лада и турбированный полноприводный Ford Focus класса Supercar (Д1). Увы, на мощном «Фокусе» ему довелось только потренироваться. В заезде должно было участвовать восемь машин, но в последний момент три из них снялись с гонки. А ведь финальные заезды проводятся только при наличии не менее шести автомобилей на старте и поэтому этап в Д1 был признан не состоявшимся.


ЗАЧЕМ БОРОТЬСЯ, ЕСЛИ МОЖНО СНЯТЬСЯ?


Причина оказалась прозаичной, местный воронежский гонщик Владислав Кузьмин лидировал в турнирной таблице, и он таким нехитрым способом стал второй год подряд чемпионом России. В самой гонке его мог легко опередить самарец Роман Степаненко, что он уже проделывал на трех этапах. А на втором месте Роман шел только потому, что на четвертой гонке по технической причине ему пришлось сойти. Утешением для Степаненко может стать тот факт, что в 2014 он победил в престижном северо-европейском чемпионате и занял третье место в международном первенстве Rallycross Challenge. Любопытно, что по итогам чемпионата России в топовом классе Supercar лучшим из татарстанцев стал Рустам Минниханов. Он участвовал только в казанских гонках на «Высокой горе», где оба раза был призером, и по итогам сезона смог войти в шестерку лучших пилотов из 23 участников.

А теперь вернемся к событиям финальной воронежской гонки. В классе «Д2-Лада» (Национальный) также собрался минимум участников, а точнее ровно шесть — минимально необходимое количество для кворума. Технически Артур Егоров тоже мог сняться с гонки и автоматически стать обладателем кубка России. Но такие тактические ходы не приветствуются среди татарстанских гонщиков и Артур решил доказать право на титул в борьбе на трассе. Тем более, что его задачей было приехать не ниже третьего места. Со старта в лидеры смог вырваться Альберт Гайнуллин из Октябрьского, партнер Нуриева по нижнекамской команде KAMA-EURO. Айдар ушел в бой вторым, но вскоре он смог подловить башкирского гонщика на ошибке, и вырвавшись на оперативный простор уехал вперед, к своей второй в сезоне победе.


ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ ДЕБЮТ ЕГОРОВА


А вот у Егорова возникли небольшие технические проблемы с КПП. Периодически вместо третьей передачи включалась пятая, такая ситуация уже происходила с его «Калиной» в гонках РСКГ. Тем не менее, Артур хоть и ушел в гонку третьим, но также смог настигнуть и обогнать Гайнуллина. В итоге представителю команды «Тимерхан» удалось финишировать вторым, и с хорошим очковым запасом победить в кубке России. В целом пилот из Высокогорского района провел великолепный сезон. Напомним, что помимо ралли-кроссового триумфа, в активе Егорова победа в заезде кубка России по кольцевым гонкам в «Национальном» и лидирование уже во второй своей гонке в самом престижном классе «Туринг» чемпионата страны. А в открытом чемпионате Татарстана по кольцу: четвертое место из 29 участников в личном зачете и победа в командном. Невероятно, но это был его дебютный сезон в автогонках! Вот как Артур прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС online» итоги 2014-го:

— Очень рад, что на такой позитивной волне закончился сезон. Он оказался на редкость продуктивным. Был уверен в своих силах накануне стартов, потому что много и упорно готовились к соревнованиям. Но предсказать заранее — каков будет итог невозможно, тем более в автоспорте, где столько нюансов зависящих от пилота, техники, соперников, удачи. Во многом мои успехи стали возможны благодаря нашей команде «Тимерхан», где собраны отличные специалисты и просто хорошие люди. Сейчас получил приглашение от команды SMP Racing выступить в составе их команды из пяти человек в Португалии. Там состоится гонка в новом уникальном формате продолжительностью 32 часа (Maxi Endurance 32 H — прим. ред). После этого, в межсезонье будем решать, где выступать в 2015 году. Надеюсь, удастся порадовать болельщиков красивой ездой и высокими результатами.

На этом ралли-кроссовый сезон в России можно считать закрытым. Большинство автогонщиков после короткого перерыва начнет стартовать в многочисленных ледовых гонках, а возможно состоится и первый зимний турнир по кольцевым гонкам на новой трассе в Сочи. А в наших следующих обзорах читайте итоги автокроссовых первенств, соревнований по дрифту и любительских гоночных серий.

Михаил Афанасьев