Большинство автоспортивных чемпионатов традиционно заканчивается осенью. Один за другим финишируют первенства в самых разных дисциплинах. Татарстанские автогонщики в 2014 году поучаствовали в большом количестве соревнований. Сегодня спортивная редакция «БИЗНЕС Online» подводит выступлений наших земляков и команд из РТ в автокроссовых первенствах страны.
Михаил Ведерников может стать двукратным чемпионом России по автокроссу
НИЖНЕКАМЦЫ ПОБДЕЯТ ПРИ ЛЮБОМ РАСКЛАДЕ
Татарстанский автокросс в последние годы окончательно переместился из Казани в регионы республики. Лучшая трасса находится в Бугульме, а сильнейшие команды в Набережных Челнах (КАМАЗ-Мастер) и Нижнекамске (KAMA-EURO). При этом оба коллектива входят в число лидеров российского автокросса. Особенно представительным является десант участников от нижнекамского шинного гиганта — девять пилотов сразу в четырех разных классах. И в трех из них «кама-евровцы» смогли завоевать титулы в 2014 году! Наиболее мощным было выступление в дивизионе Д3-спринт. Это самый массовый класс в России среди участников, выступающих на специальных-кроссовых машинах под названием багги. В текущем сезоне на старт четырех этапов чемпионата вышло 34 пилота. Все на однотипных машинах тольяттинского производства под названием «Спринт», в задней части которых установлены вазовские двигатели рабочим объемом до 1400 куб. см, привод осуществляется на задние колеса.
Перед финальным этапом в Алапаевске Свердловской области, в турнирной таблице три верхние строчки занимали баггисты из KAMA-EURO — Денис Тетенов, братья Михаил и Тимофей Ведерниковы, выигравшие по одной гонке. Имел шансы на чемпионский титул и Денис Деликатный, занимавший шестую строчку и также имевший победу в активе. Любопытно, что все четверо являются представителями Ижевска. Алапаевская гонка в классе Д3-спринт прошла в драматичной борьбе и разбирательство по итогам столкновений в ней идет до сих пор. Михаил Ведерников победил в решающем заезде, и он должен стать чемпионом — второй год подряд. А Тетенов и его брат Тимофей должны будут расположиться на втором и третьем местах. Оба кроссмена крайне неудачно выступили на финальном этапе. Но возможно результаты последней гонки будут вовсе отменены. В этом случае сохранится расстановка накануне этапа, и титул достанется Тетенову. Может измениться и победитель в командном зачете. Если гонку отменят, то кубок достанется нижнекамскому коллективу, а если нет, то главный приз уедет в нижнетагильский ДОСААФ.
Петр Дрофичев мчится к победе на своем боевом УАЗе
ЗА ДВА ЭТАПА ДО ФИНИША
Зато уже совершенно точно определено имя чемпиона России в зачете Т1−2500. Это класс, в котором все пилоты используют внедорожники УАЗ. Статус чемпионата страны гонки на «уазиках» получили только в 2013 году. Здесь интересы KAMA-EURO представлял титулованный москвич Петр Дрофичев. Он уже 30 лет выступает на ульяновских внедорожниках, был в свое время чемпионом СССР и многократным обладателем Кубка России. Причем в 2014-м выиграл Петр Васильевич, как говорится «в одни ворота», за два этапа до финиша. Из семи первых гонок — четыре оказались на победном счету нестареющего кроссовика, три из них — подряд. При этом финальная гонка еще не состоялась, она пройдет в последний уикенд октября в Ульяновске, на родине знаменитых вездеходов. Стоит отметить, что гонки в классе Т1−2500 по-прежнему собирают немало участников, после семи этапов в турнирной таблице фигурирует уже 32 фамилии.
А вот зачет кузовных машин Д1 в Кубке России не сильно представителен по числу стартующих. В четырех гонках отметилось 15 пилотов. Зато заезды мощных полноприводных кроссовых болидов являются одними из самых зрелищных, ведь лучшие машины имеют силовые агрегаты с отдачей за 500 л.с. Весь сезон за KAMA-EURO проехал Игорь Усов из Омска на Ford Puma. Главным его соперником был Вячеслав Чеботарев из Новосибирска, выступавший на Honda CRX. У каждого сибиряка было по победе на этапах. Но Усов единственный в классе, кто проехал весь турнир, без пропуска гонок, ему и достался кубок страны. Один из этапов проходил в Бугульме, и на старт там вышло еще два «кама-евровца» — казанец Айдар Нуриев и Олег Жаворонков из Нижнекамска. Олег не смог набрать очки по техническим причинам, зато Айдар выиграл заезд на Ford Focus, который напомним, принадлежал ранее Салавату Фатхетдинову. Этот успех позволил Нуриеву разом переместиться на четвертое итоговое место в турнирной таблице.
Хорошим уровнем пилотирования отметился и еще один представитель KAMA-EURO — юный казанец Рустам Фатхутдинов, который выступил в пятиэтапном первенстве России в класса небольших багги Д3-мини. На счету Рустама блестящая победа на гонке в Бугульме, стоит отметить и отличное второе место, добытое на воронежской трассе. Но еще три гонки прошли не слишком удачно, и поэтому по итогам года пилот занял шестое место. Впрочем, в столь юном возрасте каждый сезон важен в плане роста, стабильность и удача придут со временем, тем более, что победы уже имеются.
Валентин Николаев одержал победу в финальной гонке чемпионата России
ЗАКОНЧИТЬ НА ПОБЕДНОЙ НОТЕ
В то же время, команда КАМАЗ-Мастер выступает только в одном классе российского автокросса, зато в самом престижном — Д3. Там стартуют самые быстрые багги, полноприводные, мощностью до 300 л.с. Число этапов максимальное — семь, да и по количеству машин все в порядке — 33 специальных-кроссовых авто. В состав «камазовской» команды входят два опытных челнинца Валентин Николаев и Ильнур Мустафин. Оба входят в число лидеров, каждый из них имел по победе перед финальным этапом. Но у Мустафина был ряд неудачных гонок в течении сезона и он уже не мог претендовать на чемпионский титул, по итогам 2014-го пилот занял четвертое место.
В то же время у Николаева шанс на чемпионство имелся, для этого было необходимо выигрывать заключительный заезд и в то же время рассчитывать, что не очень удачно выступят два его главных конкурента — москвичи Сергей Маликов и Андрей Бойко, которые были расположены выше в турнирной таблице. Последний из них смог выиграть старт и лихо понесся вперед, но допустив ошибку вылетел за пределы трассы, вернуться ему удалось, но только на третьем месте.
А в это время челнинский пилот смог возглавить заезд и затем лидировал большую часть финала, одержав в итоге победу, вторую в сезоне. Правда, Маликов финишировал сразу вслед за ним и поэтому чемпионом стал москвич. Зато Николаев переместился на второе место, что тоже можно считать большим успехом. Не стоит забывать, что камазовскому ветерану в ноябре исполнится 55 лет, и в таком возрасте похвастаться победами в гонках на сверхмощной технике могут единицы. Отметим также, что Валентин является 7-кратным чемпионом России по автокроссу и отцом Эдуарда Николаева — победителя ралли-рейда «Дакар-2013».
Предлагаем вам посмотреть нарезку лучших фрагментов финальной гонки в классе Д3, которая проходила в Курске и закончилась победой Николаева-старшего.