Вратарь «Рубина» Сергей Рыжиков накануне встречи со «Спартаком» в Кубке России дал интервью для официальной клубной программы к матчу, в котором поделился ожиданиями от предстоящего матча, мнением о болельщиках казанского и московского клубов. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» приводит большое интервью первого номера казанского клуба.
«У НАС МОЛОДАЯ, АМБИЦИОЗНАЯ И ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННАЯ КОМАНДА»
— Сергей, ещё свежа в памяти последняя домашняя игра «Рубина». За счет чего удалось обыграть «Мордовию» с таким крупным счётом? Всё-таки эту команду слабой никак не назовёшь.
— Нам удалось быстро забить, после чего была борьба. Игра в этот момент шла до гола: либо мы увеличим отрыв, либо соперник сравняет. Забили мы, а дальше было легче. Молодцы Карадениз, который исполнил отличную передачу, и Канунников, который оторвался и забил. Если бы сравнял соперник, мы бы пошли вперёд, но было бы намного тяжелее.
— Но порой в этом сезоне «Рубин» очки теряет с не самыми сильными соперниками: с «Арсеналом», с «Уфой». Чего не хватает?
— Опыта не хватает. Много новых игроков в команде, молодёжи. Притирка идёт. Мы сыграли 12 матчей: 11 в чемпионате и один в Кубке. Немного опыта поднабраться, и всё нормализуется. Опыта «удава», дожимания соперника. Душишь, душишь соперника и не отпускаешь. В футболе так и нужно. А если один забил и успокоился, то могут наказать. С «Уфой» бы второй забили и всё, шансов у них вообще не было бы. И как можно меньше допускать таких игр, как с «Уфой».
— Какими качествами можно охарактеризовать современный «Рубин»?
— Азарт, непримиримость, неуёмное стремление побеждать. У нас молодая, амбициозная и целеустремленная команда.
— Сетка у «Рубина» в Кубке России довольно непростая. Реально ли команде пройти в этом турнире далеко?
— Так или иначе, чтобы завоевать трофей, нужно выиграть пять матчей. Поэтому нужно обыгрывать любого соперника, который будет стоять на пути. «Спартак» дома или «Тосно» на выезде — не важно. Так что всё будет зависеть от нас. В любом случае матч «Рубин» — «Спартак» украсит не только 1/8 финала Кубка, но и весь турнир. Думаю, будет полный стадион, ажиотаж среди болельщиков. А нам нужно сыграть в свою силу, болельщики поддержат и всё будет нормально.
— Что касается болельщиков. Считается, что у «Спартака» самый сильный так называемый 12-й игрок в премьер-лиге. Практически всегда в Казань приезжает солидная красно-белая торсида. Сумеют ли наши болельщики достойно противостоять на трибунах спартаковским?
— Это культура боления такая. Посмотрите, какая у них история движения. А у нас движение молодое. Думаю, они не только в Казани так заметны, но и во всех других городах. Не знаю, как насчёт Греции или Италии, но в России точно. Даже когда «Зенит» построит свой стадион 70-тысячник и будет выделять гостевую квоту, то «Спартак» перекричит вираж. Конечно, моё мнение такое, что к этому нужно стремиться, а не поджиганию файеров и кресел, даже если это случайно получается. Хотя в матче с «Мордовией» очень здорово нас поддерживали, и перекличку устроили с болельщиками не из фан-сектора. Было приятно, что болельщики до конца сидели несмотря на холод и ждали, чем закончится матч. Было отлично. Для нас в игре со «Спартаком» это тоже будет очень важно.
— Насколько это всё чувствуется во время игры? Многие игроки говорят, что во время матча ничего не видят, что происходит на трибунах.
— А вратарю легче. Когда наши атакуют, я стою и могу обратить внимание на трибуны.
— Ваш бывший одноклубник Александр Рязанцев как-то сказал, что лучше пусть полный стадион болеет против нас, чем будет пустой стадион за нас.
— Согласен. Полные трибуны создают незабываемую атмосферу в том числе в гостевых матчах. В Туле мы играли, в Грозном, в той же Кубани. Было приятно. Хоть они и болели не за нас, но наша сотня то была всё равно. И мы знали, что они приехали и нас поддерживают. Саша Рязанцев прав: лучше играть на выезде при полных трибунах, чем дома при пустых.
— Как, на ваш взгляд, изменился «Спартак» с приходом Мурата Якина?
— «Спартак» стал дисциплинированнее на поле. Играют новую схему в три центральных защитника. Дзюба у них раскрылся. Так что будет интересно. Тем более, что с нами они расправились в первом туре чемпионата.
«УЖЕ ПОНЯЛИ, ЧТО С ДЗЮБОЙ ШУТКИ ПЛОХИ»
— Если в первом матче с Дзюбой не справились, то сейчас более внимательно наши защитники к нему отнесутся?
— Однозначно. Уже поняли, что с ним шутки плохи. Так что постараемся быть внимательными. И я буду подсказывать, и Ринат Саярович направит как нужно. Такого, как в первом туре постараемся не допустить. А там как игра покажет.
— От кого ещё стоит ждать опасности?
— От любого. Это и Хурадо, и Комбаров, и Коста. И тем более Широков и Мовсисян могут против нас сыграть. В этом году состав у команды очень хороший. Интересно будет.
— В чём, на ваш взгляд, причина того, что «Спартак» уже давно ничего не выигрывал? «Рубин» выиграл больше намного за последние десять лет.
— Если брать высшие трофеи, то у «Спартака» действительно их за последние годы нет. Серебряные медали я не считаю, это не выигрыш. В то время как мы выиграли пять: два чемпионства, два Суперкубка и Кубок. В чём причина, сложно сказать, не зная ситуацию изнутри. Вроде бы всё есть у команды: спонсор хороший, болельщики, сейчас стадион открыли суперсовременный. Не знаю, чего не хватает. Может, давление какое-то над игроками. Где-то просто везения не хватало: бывало, и на одно очко отставали от чемпиона, и по количеству голов даже проигрывали. Но факт, что «Спартак» уже не выглядел на голову сильнее конкурентов, как в 90-е годы. То есть нельзя сказать, что где-то не побеждал не по делу.
— Чем запомнились матчи со «Спартаком»? Их у вас было немало в футболке «Рубина».
— Запомнилась наша победа 3:0 в гостях, когда Серёжа Семак забил хороший гол, Бухаров головой забил. В 2008 году запомнилась победа. Были спаренные матчи на выезде с «Амкаром» и «Спартаком». Оба соперника были на ходу, и мы обоих обыграли. И дома 3:0 обыгрывали, когда Натхо Диканя перекинул. Запомнилось, как Корниленко сравнял на последних минутах. Вместе с тем и обидные поражения были домашние.
— В 2010 году вы едва не оказались в стане красно-белых. Расскажите о том несостоявшемся переходе.
— Я действительно хотел перейти в московский клуб, но в итоге переход не состоялся. В результате переговоров с тогдашним руководством клуба я решил остаться, и сейчас, по истечении времени, понимаю, что был прав. В «Рубине» у меня все замечательно, а как было бы в «Спартаке», никто не знает. Да и жизнь в столице все-таки не для меня. Так что все что не делается, к лучшему.
— На сегодняшний день «Рубин» и «Спартак» — это команды примерно одного уровня?
— Если смотреть трансферную стоимость состава, то у них повыше. Думаю, именно в паре «Рубин» — «Спартак» на нас немногие ставку ставят так. От «Спартака» с новым тренером, с новым стадионом ждут многого, как минимум призовой тройки. Мы всё-таки скорее тёмная лошадка. Нам не хватает стабильности результата. Надеюсь, что мы всё это опровергнем.
«ДЕЛАЛ В СБОРНОЙ ВСЕ»
— Вы довольно долго вызывались в сборную, но в последнее время вызываются более молодые вратари. Нет обиды, что за всё это время так толком и не дали шанса себя проявить?
— Да нет. Какая обида. Я считаю, что делал в сборной всё, старался. А состав уже тренер определял. С другой стороны, побывал на чемпионате мира, хотя неважно сборная сыграла. Работаем, тренируемся. Главное, хорошо играть за клуб, а там видно будет.
— Ваш старший сын в «Рубине» занимается. Как у него успехи?
— Всё нормально. В матче с «Торпедо» вот меня на поле выводил, потом эту фотографию подарили на день рождения. Было приятно. А так по возможности прихожу на его игры, на тренировки. Редко, конечно, получается. Хотелось бы чаще это делать. Он у меня левша, и тренер отмечает, ему нравится.
— Амплуа от отца не перенял?
— Нет, слава Богу (смеётся).
— В плане воспитания есть ли настрой с вашей стороны, чтобы сын обязательно стал профессиональным футболистом?
— Нет, такого настроя нет. Пусть сам выберет, пока тренеры не выгоняют (улыбается). И в учёбе он старательный, хотя, конечно, где-то хотелось бы лучше оценки.
— То, что у него такой звёздный отец, как-то помогает ему? Поблажки делают?
— Нет, что вы? По крайней мере он мне об этом не рассказывал (смеётся). Я ему помогу, чем смогу, в том числе и советом. Но пусть сам пройдёт все этапы.
— А дочки ваши к чему склоняются?
— Дочки наши ещё маленькие. В декабре по пять лет им будет. Они такие интересные, хотя и разные. Они и внешне, и внутренне не похожи друг на друга. Чувства, конечно, невероятные быть отцом двойняшек. Интересно за ними наблюдать: как они дружат, играют, ссорятся, мирятся (улыбается).
— Ваш брат Андрей Рыжиков — вратарь в ивановском «Текстильщике». Следите за ним? Вы как-то повлияли на его выбор?
— Это наверно лучше у него спросить, но папа хотел, что он полевым игроком был. Иногда спрашивает у меня советы. На днях звонил, спрашивал, надевать ли термобельё (улыбается). Могу сказать, что у Андрея лучше заложенная вратарская школа. На начальной стадии у него более профессиональные тренеры были. Он в интернате с девяти лет был. А я до 23-х лет арбузы ловил.
— В одном из интервью вы говорили, что есть вероятность остаться работать в Казани после завершения карьеры.
— Остаться работать — с удовольствием! Если Москва — слишком большой город, то Казань -самое то после Шебекино, после родины. Здесь родились дочки, здесь мы встали на ноги, здесь я обрел и футбольных друзей, и таких. Восемь лет мы уже здесь, это четверть моей жизни. Но всё-таки жить я планирую в Шебекино. Там и мама, и папа, и жильё. Хочу ещё белгородский «Салют» вывести в высшую лигу, как тренер (улыбается).