«Рубин» на последних секундах упустил победу в матче с «Амкаром», допустив коллективную ошибку в эпизоде с пропущенным голом и показав на протяжении всего матча игру без явной остроты и опасности для чужих ворот. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» разбирается, как же так вышло и выделяет причины потери очков в главных статистических итогах матча.
КТО ВИНОВАТ В ГОЛЕ?
«Рубин» снова упустил победу в матче, где был явным фаворитом и доминировал на протяжении 90 минут, за считанные секунды до финального свистка. И это не физический спад после изматывающего матча со «Спартаком», а банальная потеря концентрации целого ряда игроков. Именно их Ринат Билялетдинов после игры заставил просматривать свои действия в последние 35 секунд встречи и чьи действия оставляют желать много лучшего. При чем это не только молодые, как выразился тренер, но и довольно опытные игроки.
Сама атака пришла после ввода аута с правого фланга, где Эльмир Набиуллин и сместившийся на фланг Магомед Оздоев не смогли помешать Игорю Кирееву доставить мяч к штрафной. Януша Гола же остановить пытались Олег Кузьмин с Русланом Камболовым, но не помешали поляку выкатить мяч под удар Бранко Йовичичу. Выпад «Амкара» вызвал в обороне «Рубина» настоящую неразбериху и перед сербским полузащитником в качестве последних защитников оказались Максим Канунников и не поспевающий к эпизоду Сергей Кисляк, которые не смогли этот удар заблокировать. Линия обороны полностью сломалась со смещением Кузьмина влево, так и никто из опорных полузащитников не сумел подстраховать защитников в момент перестроения. «Амкар» не был в численном большинстве, напротив целых семь игроков «Рубина» встречали атаку в своей штрафной и, пожалуй, именно это стало ключевой ошибкой казанцев.
Гол нельзя списать на конкретную ошибку какого-то игрока, как, к примеру, в случае с Тарасом Бурлаком, потому как ошибка была коллективной. Опустившись слишком глубоко к воротам, «Рубин» оголил опорную зону перед штрафной, откуда Йовичич и расстреливал ворота Сергея Рыжикова. Не сядь «Рубин» так низко и не прижимался бы он так плотно к своим воротам, опасной ситуации, вероятно, можно было бы избежать. В итоге в изначально невыгодном положении и сумбуре, в поломанных линиях при перестроениях, игроки просто не поняли, кто кого должен закрыть и с кем персонально сыграть. Формально всего три игрока «Амкара» в эпизоде с голом переиграли восьмерых казанцев. Некоторые из них, по всей видимости, матч с «Краснодаром» проведут на скамейке запасных.
ИНОРОДНЫЙ КИСЛЯК
Статистика Сергея Кисляка
В связи с травмой Сесара Наваса и неучастием в матче Благоя Георгиева, тренерским штабом было принято логичное решение оставить Камболова на позиции центрального защитника, которую Руслан занимал в матче со «Спартаком», а вместо болгарина дать игровое время Кисляку. Именно игра Сергея стала для «Рубина» неким ручником — белорус практически не участвовал в атакующих действиях (что разительно отличает его от Георгиева, к примеру) и в решающий момент матча не смог справиться с непосредственными задачами опорника, бросив зону перед штрафной в эпизоде с пропущенным голом. Помимо этого у Сергея всего 37% выигранных единоборств.
У Кисляка отличные показатели по точности передач — около 85%, но ни одна из них не стала острой, обостряющей или направленной адресату в штрафной площади, не говоря уже о длинных переводах. Почти все передачи белоруса были направлены либо поперек поля, либо вовсе назад по принципу «лучше не ошибиться, чем привезти гол». Ринат Билялетдинов по ходу матча был крайне недоволен действиями именно Кисляка, всякий раз после очередного паса назад, выдавая игроку очередную порцию критики. Тренер был в ярости от того, что белорус не пытался играть вперед и в эпизодах, когда можно было обострить и выкатить мяч подключающемуся в атаку партнеру, Кисляк принимал другие решения и не пытался рисковать. С таким стилем игры полузащитник выглядел инородным в схеме «Рубина» с игроками, от которых тренер всегда требует играть именно в атаку и которые обычно именно так и играют.
Возможно, оттого и Оздоев выглядел в матче с «Амкаром» не самым лучшим образом. В паре с Георгиевым молодой полузащитник обычно бывает нагружен функциями в разы меньшими и болгарин зачастую был тем, кто начинал атаки первым пасом вперед, либо сам оказывался в роли игрока, разгоняющего атаку. В матче с «Амкаром» именно от Оздоева Билялетдинов требовал, возможно, даже больше, чем-то, на что игрок в данный момент способен. Нагнетать темп, чертить диагонали, защищаться еще и сзади — требования тренера не ограничивались чем-то одним и Оздоеву, игравшему третий матч на неделе, приходилось отрабатывать за себя и за того парня, но в итоге не получилось успешно выполнить даже свой объем работы.
ЛИВАЙЯ НА ГОЛОДНОМ ПАЙКЕ
Статистика Марко Ливайя
Первый матч Марко Ливайя в старте после выздоровления оставил у болельщиков самые худшие впечатления и обеспокоенность о том, когда в строй вернется Игорь Портнягин. Но стоит отметить, что хорват играет совершенно в другом стиле, нежели Игорь и та игра, к которой игроки «Рубина» привыкли в формации с российским нападающим, в схеме с хорватом по сути бесполезна. Ливайя не так хорош в верховой борьбе и не так ярок в роли столба, как Портнягин, но партнеры пытались задействовать его именно в этой роли, более привычной для них в последних матчах. Потому Марко показал один из худших процентов точности передач — 67% и самый низкий показатель по количеству выигранных единоборств — 32%, и вдобавок 20 потерь мяча.
При этом у Ливайи практически не было моментов, чтобы отличиться или как-то угрожать воротам «Амкара». Из-за чрезмерной осторожности ряда игроков полузащиты мяч вообще до хорвата порой не доходил и все свое игровое время Марко по сути провел на голодном пайке. Во многом виновниками такой слабой игры стали и игроки атаки, которые крайне редко нагружали форварда передачами и когда Билялетдинов активно выкрикивал игрокам середины поля и фланговым искать Марко, те предпочитали отыграться с ближним или отдать очередной пас назад.
Полезный и опасный Ливайя, которого вскрывающими передачами ищут партнеры, предстал перед казанцами в матче со «Спартаком» и за коротких отрезок времени имел целый ряд моментов для гола, один из которых успешно реализовал. В матче с «Амкаром» же игроки почему-то забыли, как нужно действовать в схеме с хорватом на острие.
«ПРАВЫЙ ЗАЩИТНИК» ЭДУАРДО
Статистика Карлоса Эдуардо
Одним из теневых виновников слабой игры «Рубина» в атаке стал Карлос Эдуардо, который на фоне недавней болезни провел свой, возможно, худший матч после возвращения в Казань. Бразилец по оценке аналитического центра Instat Football стал худшим полевым игроком в составе «Рубина» и получил самый низкий индекс полезности — 187 (меньше только у Рыжикова, который практически не вступал в игру из-за пассивности соперников — 163).
У Эдуардо традиционно высокий процент точности передач — 88%, но ни одной острой или обостряющей передачи, при этом, как и в случае с Кисляком, такой процент бразилец «набил» за счет поперечных передач и назад. В первом тайме игрок, который в «Рубине» по сути должен выполнять функции плеймейкера и дирижера, сваливался глубоко назад и на фланги, вместо попыток развития атакующей игры через центр и выше. Билялетдинов в определенный момент игры даже кричал бразильцу дословно «перестать играть правого защитника». Эдуардо тем не менее до самого финального свистка так и не отметился полезными действиями, показав вдобавок один из самых худших показателей по работе в обороне — всего одно выигранное единоборство на свой половине поля из пяти.
Крайне показательно, что в моменте с голом, когда Кисляк и Оздоев бросили зону перед штрафной, пытаясь потушить пожар в штрафной, бразилец стоя смотрел, как в эту зону врывался автор гола Йовичич и даже не думал поучаствовать в эпизоде. Не очень похоже на обновленного Карлоса, которого Билялетдинов только-только приучил отрабатывать не только в атаке, но и в обороне. Так «Рубин» пару секунд почувствовал себя сборной Бразилии в полуфинале с немцами на прошедшем чемпионате мира.