«Раньше футболисты получали 5-10 тысяч долларов, но зато были востребованы в лучших клубах мира»

Проигрыш российской национальной сборной в отборочном матче чемпионата Европы команде Австрии — 0:1 специально для спортивной редакции «БИЗНЕС Online» прокомментировали Нияз Акбаров и Роман Орещук — футбольные функционер и агент. Получился некий «телемост» Казань-Москва, подчас с полярными мнениями на то или иное событие, но, в целом, наши интервьюеры сошлись в главном. Футбольной России необходима «перезагрузка», некая стратегия, которая позволит так подготовиться к домашнему чемпионату мира, чтобы оставить о себе достойное впечатление и на футбольном поле, и вне его.

Нияз Акбаров, руководитель программы развития молодежного футбола ФК «Рубин»:


Акбаров.jpg

Нияз Акбаров


— Если начинать с состава сборной, то, я считаю, что о стороны немного неправильно оценивать тот или иной подбор футболистов, потому, что тренеры выбирают тех игроков, которые наиболее готовы на момент матча. Тем не менее, по составу на матч в Вене возник вопрос — почему мы ограничились одним атакующим футболистом — Александром Кокориным? Если говорить об игроках центральной зоны, которые вышли на поле стадиона в Вене, то там практически никто не мог реально помочь Кокорину. Это мог бы быть Роман Широков, но в его оптимальной форме. А сейчас, только находясь на возвращении своего лучшего физического состояния, он, как опытный футболист, прекрасно понимал, что при подключениях к атакующим действиям, не будет успевать в оборону. И Широков, как бы, очертил себе некое пространство, за которое ни ногой. Буквально, как Хома Брут в старом советском фильме «Вий», нарисовавший себе круг. Денис Глушаков, по сути своей, игрок оборонительного характера. Получается, что из центра поля атаку мог изначально мог бы поддерживать только Виктор Файзулин.

С флангов это пытался делать Денис Черышев, о чем телезрителям неоднократно говорили комментаторы матча. И говорили о его активности. И о том, что парень играет в команде испанской Примеры. Но у футбольных специалистов есть понятие того, что фланговый футболист должен либо делать обостряющие передачи, либо самому пытаться завершать атаки. Что касается Черышева, то были проблемы и с тем, и с другим. А просто бегать наперегонки со своим оппонентом — это бессмысленно. Черышев сделал несколько навесов с фланга «в никуда», то есть, осуществлял действия с низким КПД.

Видя подобные наши действия в нападении, австрийцы стали меньше внимания уделять своей обороне. Учат так, что в защите должно быть на одного футболиста больше, чтобы справляться с игроками соперника. Вот и австрийцы на одного Кокорина оставляли двух, максимум, трех игроков дл подстраховки, а остальные начали участвовать в атакующих действиях. В частности, Марко Арнаутович много действовал впереди, по игре определившись, что может не тратить силы на действия в обороне.

Вообще, говоря об Австрии, я изначально знал только их опытного форварда Марко Янко, и травмированного «баварца» Давида Алабу. Слишком давно австрийцы не играли в финальной части чемпионатов мира и Европы, ограничившись участием в домашнем ЕВРО-2008. Достаточно успешное выступление в еврокубках местного суперклуба «Ред Булл «из Зальцбурга, да присущее австрийскому менталитету, близкому к немецкому, самоотдача и организованность футбольного процесса, вот и все, что можно было сказать изначально о нашем противнике, который, в итоге, оказался сильнее.

Почему? В шутку скажу, что без Казани тут не обошлось. Пусть не вышли на поле Максим Канунников и Магомед Оздоев, но гол-то забил Рубин Окоти, обратите внимание на имя футболиста.

А, если всерьез, то уже третью игру подряд обращаю внимание на гол, который мы пропустили из центральной зоны. Если говорят, что у нас нет игроков на замену Василию Березуцкому и Сергею Игнашевичу, то надо уже привыкать к подобным голам, когда люди просто не успевают за своими оппонентами. Вот и в матче с Австрией случилось так, что Игорь Акинфеев только что спас, казалось бы, можно перевести дух, но тут идет просто дикий провал в обороне, который начался с выноса мяча австрийским голкипером. Что он еще мог делать в этой позиции, только выбивать мяч, как можно дальше, а мы не успеваем перестроиться в обороне, и после скидки мяча в центре поля получаем выход трех австрийцев на двух наших защитников. И гол, в котором, пусть и косвенно, но виноваты игроки центра обороны.

Что дальше? Бороться за третье, «полупроходное» место с Лихтейнштейном? Хорошая шутка. Мне кажется, нам сейчас, как можно быстрее надо определиться с дальнейшей стратегией. Либо бороться изо всех сил за попадание на чемпионат Европы, либо уже заняться, хотя бы попутно, организацией и структуризацией всей футбольной деятельности в стране, чтобы, как можно успешнее, подготовиться к домашнему чемпионату мира. Чтобы потом не выезжать на важнейшие матчи в группе, пережевывая проблемы с выплатой — не выплатой зарплат тренерскому штабу.

Роман Орещук — футбольный агент:

— Состав на игру меня порадовал, мне кажется, он был остроатакующим. Кокорин, при поддержке Черышева и Олега Шатова, были активны. Мои надежды на созидательный футбол они оправдали. А вот кто подвел, так это наши крайние защитники. И Дмитрий Комбаров и Сергей Паршивлюк, на мой взгляд, сейчас не отвечают всем требованиям, которые можно предъявлять к игрокам основного состава национальной сборной. Также действовавший на фланге Комбаров сейчас больше находится на скамейке запасных в своем клубе, что тоже не способствует поддержанию высокой формы. И они, увы, тоже оправдали мои ожидания, только теперь уже пессимистические. То, как действовал Комбаров во время забитого в наши ворота гола, это вообще преступление против футбола. Австрийцы едва не забили, их форварды остались около наших ворот, оспаривая с судьей, предыдущий момент, настаивая на том, что мяч пересек линию ворот. Естественно, наши центральные защитники двинулись к середине поля, готовясь создать положение «вне игры». А тут идет заброс по флангу Комбарова, и австрийский футболист бежит по нему без всякого сопротивления. Где Комбаров?! Зачем он так «высоко поднялся»? А наши центральные защитники уже не успевали за форвардами соперника, ведь тем же пришлось бежать гораздо меньшую дистанцию.

За что нам теперь бороться? Во-первых, я не стал бы очень уж пессимистично оценивать создавшееся в нашей группе положение. Те же шведы с большим трудом «отскочили» в Австрии, потому что соперник крайне непрост. И знакомый нашим болельщикам Мартин Штранцль, и «баварец» Алаба, и Арнаутович, не появились на пустом месте. В стране очень неплохой уровень футбола, я, как агент, не понаслышке знаю их футболистов, и высоко оцениваю уровень местной сборной. Поэтому не разделял нашей уверенности в том, что мы едем в Австрию за победой. Максимум — ничья. Ну, если уж не получилось, то надо теперь брать свое дома, и со шведами, и с австрийцами, чтобы потом за первое место побороться.

Главное, на мой взгляд, не это поражение сборной, а возможность задуматься над тем, в каком положении сейчас находится наш футбол?! Скажу мягко — в неприглядном, и это за три с половиной года до домашнего чемпионата мира.

В чем это выражается? В сложной финансовой ситуации, в которой сейчас находится РФС. Обращаюсь к его руководству, хватит уже искать везде «интриги, скандалы, расследования», пора налаживать конструктивный диалог. Понятно же, что без денег никто существовать не может, и наш футбол не исключение. А при нынешнем ведении дел РФС инвесторы, мягко говоря, не выстраиваются в очередь, чтобы финансировать его деятельность.

И еще… Та программа развития российского футбола «2018−2022» сейчас не работает, и это очевидно. Мне кажется, мы уже прошли точку невозврата, и сейчас надо забыть невероятным усилием воли все прошлые обиды, споры, разногласия, и садиться за стол переговоров всем, кто отвечает за развитие российского футбола.

Во-вторых, наш клубный футбол. Тут, подчас, кардинально иная ситуация. Какая у нас была сборная 20 лет назад, когда только из-за собственной глупости и амбиций люди пропустили чемпионат мира? Футболисты получали по 5−10 тысяч долларов дома, но они были востребованы в лучших клубах Европы, куда в итоге уезжали, чтобы и заработать и самореализоваться. Сейчас никого из российского чемпионата не вытащишь. Находишь людям вполне приемлемые варианты за рубежом, чтобы они могли расти, развиваться, а они в лицо смеются над теми условиям, которые предлагаются. Потому что дома получают на порядок больше. За что? Я готов аплодировать Черышеву, который остался играть в примере, не польстившись на те шальные деньги, которые предложили бы за выступления в российском чемпионате. Хватит вариться в своем соку, тем более, что со временем этот «сок» может превратиться в «болото».

В-третьих. За поражением национальной сборной, остались без внимания два поражения нашей молодежной сборной командам США (3:4) и Канады (1:2) на нейтральном поле в Испании. Но это же ужас! В мое время, а я играл в молодежке 1976 года, да и в молодежке 1968 года, за которую выступал нынешний наставник U 21 Николай Писарев, тренерский штаб уже поувольняли бы за подобные результаты. И футболистов бы разогнали. Я помню, наш возраст 1976-го года, кому-то проиграл, и на следующий сбор не было вызвано сразу семь футболистов из основы. Чтобы потом, хорошими играми в основе или дубле своей клубной команды, вернуть себе место в молодежке. А что мы видим сейчас? Какой-то непонятный состав? Какие-то непонятные футболисты из команд уровня второй лиги (три футболиста представляли «Строгино», по одному «Домодедово» и «Химки», — прим. Ред.)? Ни у кого не возникает вопросов, как это так — селекционеры ведущих команд России из Премьер-Лиги упустили такие таланты? Не пригласили их в свои академии, школы, а сейчас в дубли, и только тренер молодежной сборной разглядел в них скрытые ранее способности?

Джаудат Абдуллин