Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» завершает серию публикаций об уволенном из «Салавата Юлаева» генеральном менеджере текстом о неудачных сделках Олега Гросса за восемь лет в уфимском клубе. Неудивительно, что большинство из них приходится на последние годы работы Гросса в Уфе.
СТИВ МАККАРТИ (2008), 18 матчей, 0 очков, 6 минут штрафа
Контракт с канадским защитником Стивом Маккарти подписывался, как с игроком звездного статуса. «Салават Юлаев» торжественно объявил, что в Уфу переезжает хоккеист, сыгравший за океаном больше трехсот матчей и это действительно было так — Маккарти выступал за «Чикаго», «Ванкувер» и «Атланту». Причем в последний перед переездом в КХЛ сезон он провел в НХЛ 46 матчей и набрал 16 очков. Однако, в Уфе Стив потерялся. Магия защитника, как «игрока НХЛ», утерялась уже после пары матчей и сколько бы не оправдывал генеральный менеджер сделку словами о том, что Маккарти нужно время на акклиматизацию, игры от него так никто и не увидел.
В итоге, без шума и пыли Маккарти убрали сначала в лазарет, затем задвинули в запас, а спустя пару месяцев после его последней игры Сергей Михалев и вовсе удивился в одном из интервью: «Какой Маккарти?! Я и забыл, что у меня был такой игрок, он давно уехал».
Кстати, совсем скоро Стив, будучи игроком швейцарского «Лангнау», в составе сборной Канады сыграет на Кубке Шпенглера, куда приглашен и «Салават Юлаев».
КИРИЛЛ КАБАНОВ (2009), 0 матчей
Кирилл Кабанов. Фото: norran.se
О Кирилле Кабанове заговорили невероятно рано. Уже в 16 лет его стали привлекать к тренировкам и играм за основной состав московского «Спартака». Играл он мало, но получал время даже в плей-офф, а в среде специалистов заговорили о том, что в российском хоккее загорелась новая звездочка.
Олег Гросс, недолго думая, выписал будущую звезду в Уфу, благо финансовое положение «Салавата» позволяло уладить вопросы и с клубом, и с самим игроком. Однако, отец хоккеиста (он же — его агент) решил, что Кириллу рано переходить в большой клуб, тем более и так набитый звездами. Права на хоккеиста были переданы уфимцам, но сторона Кабанова подпись под контрактом так и не поставила. Кабанов-старший как мог тянул время, чтобы увезти сына в низшие американские лиги. Ему пытались вставлять палки в колеса, убеждали, что Кириллу лучше остаться в Уфе. В итоге, нападающий оказался в «Монктоне» из главной юниорской лиги Квебека, а «Салават» — без денег и перспективного игрока.
В этом сезоне, кстати, Кирилл — одна из главных звезд чемпионата Швеции и наверняка не за горами тот день, когда он засияет и в КХЛ.
Читайте также:
Как играет Кирилл Кабанов. Состоится ли вторая попытка Гросса заполучить игрока?
МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВ (2009), 67 матчей, 6 очков (1+5)
Михаил Григорьев. Фото: hcsalavat.ru
На первом драфте КХЛ в 2009 году большинство клубов лиги растерялись — они то ли не понимали, зачем вообще нужен этот драфт, то ли решали какие-то локальные задачи, неведомые широкому кругу болельщиков. Был среди них и «Салават Юлаев».
Гросс свой первый выбор на драфте сделал лишь в концовке второго раунда. Первым игроком в истории клуба, задрафтованным уфимцами, стал 18-летний защитник Михаил Григорьев — воспитанник тюменского хоккея. Тренерский штаб не вполне понимал, зачем им нужен миниатюрный защитник, но заигрывать его приходилось. Григорьев временами неплохо выглядел, благодаря скоростным качествам и цепкой игре клюшкой, однако этого времени по объективным причинам ему давалось мало. Так и пришлось Григорьеву путешествовать по замкнутому треугольнику «Салават Юлаев» — «Торос» — «Толпар», а в конце-концов уехать в «Барыс».
ДЕНИС ПЛАТОНОВ (2011), 26 матчей, 5 очков (3+2)
Денис Платонов. Фото: hcsalavat.ru
Нападающий магнитогорского «Металлурга» Денис Платонов как-то сделал покер в матче против уфимского «Салавата Юлаева» в Уфе, чем видимо запал в душу Гросса. Однако по окончании того сезона (2010/11) игрока увел омский «Авангард». Тем не менее, Гросс продолжил охоту за Платоновым и в декабре 2011 года переманил-таки его в Уфу. Но в юлаевской форме до этого вполне результативный форвард потерялся. До конца сезона он набрал лишь пять очков с показателем полезности -4 и отправился восвояси.
АЛЕКСАНДР МЕРЕСКИН (2013), 83 матча, 16 очков (7+9)
Страсть Гросса к новокузнецким игрокам объяснить можно, но если они не полезны своей команде, это объяснению не поддается. Александр Мерескин появился в Уфе в 2013 году. В прошлом сезоне он, имея в среднем по 15 минут игрового времени набрал 13 очков. В сезоне нынешнем его показатели удивляют еще больше — лишь 1 голевая передача при показателе полезности -13.
ДМИТРИЙ СЁМИН (2014), 38 матчей, 6 очков (2+4)
Дмитрий Сёмин. Фото: hcsalavat.ru
От Дмитрия Сёмина до сих пор ждут, что он вот-вот начнет играть. Уже половина сезона позади, а на счету игрока первого-второго звена уфимцев — какие-то крохи. Шесть очков, два гола и отсутствие огня в игре, по которому можно было бы понять, что Сёмин не жалеет о переезде в Уфу. «Какие форварды нужны Юрзинову, чтобы забивать голы, если у него Сёмин и Скачков на скамейке?!» — парировал как-то Гросс нападки со стороны журналистов. Ответ прост: такие, которые умеют это делать и, похоже, что к Сёмину это не относится.
ИГОРЬ СКОРОХОДОВ (2014), 3 матча, 0 очков
В попытке заменить Никиту Филатова, Гросс этим летом выписал из Ханты-Мансийска Игоря Скороходова. Пару сезонов назад нападающий и правда был хорош, набрав 43 очка в 51 матче и сыграв в Матче звезд КХЛ. Однако генерального менеджера должны были как минимум насторожить показатели Скороходова в прошлом сезоне (17 матчей, 8 очков).
Игорь так и не смог закрепиться в Уфе, быстро получив ссылку в «Торос» и выставление на драфт отказов. А оппонент Гросса, Андрей Бельмач из «Югры» в одном интервью попенял коллеге: «Трудно говорить, что мы потеряли снайпера. Достаточно посмотреть на его статистику в этом чемпионате, чтобы подвергнуть ваш вывод сомнению. Сколько забил тот, кого вы называете снайпером?»
ЛИЛАНД ИРВИНГ (2014), 12 матчей, 2 победы
Приобретение вратаря, от которого за последний год отказались три команды, выглядело как отчаянный шаг Гросса хоть как-то реабилитироваться в глазах руководителей клуба за проваленную работу с постом № 1. Клуб, с репутацией одной из лучших в стране вратарских школ, вынужден был подписать канадца с сомнительными перспективами.
На Лиланда Ирвинга, тем не менее, надеялись, верили в его профессионализм, не зря же он несколько сезонов отыграл в НХЛ. Но вышло так, что дырку на скамейке Гросс заткнул, а реально команду так и не усилил. Лишь две победы в 12 матчах, из которых в четырех его меняли по ходу игры — и Владимир Сохатский становится однозначным первым номером «Салавата».