Сегодня стартует традиционный ралли-рейд «Дакар». Вчера прошла лишь красочная церемония старта в аргентинском Буэнос-Айресе. Спортивная редакция «БИЗНЕС online» знакомит читателей с маршрутом новой гонки и с подробной расстановкой сил в главном для нас классе — грузовых автомобилей.
ВЕРНУЛИСЬ К КОЛЬЦЕВОЙ СХЕМЕ
С 2009 года гонка с африканским названием «Дакар» проводится в Южной Америке. Напомним, что вынужденный переезд состоялся в связи с тем, что власти ряда северо-африканских стран не могли обеспечить в полной мере безопасность участников рейда. На новом континенте нет самой большой в мире пустыни — Сахары, но зато есть Атакама — самая засушливая пустыня в мире. А еще гораздо более разнообразные ландшафты, просто невероятное количество зрителей и большее внимание прессы. Первые три южноамериканских «Дакара» стартовали и финишировали в Буэнос-Айресе. Затем три года марафон проходил по линейному маршруту: старт в одном месте, финиш — в другом. В 2015-м решено было вернуться к изначальной схеме, когда ралли начинается и заканчивается в столице Аргентины. Как будет выглядеть маршрут, можно посмотреть на официальной карте.
Вначале участники от атлантического побережья двинутся почти строго на Запад, до аргентинского города Сан Хуан. Затем вектор движения переменится на северо-западный до чилийского города Копьяпо. Далее гонщики поедут строго на Север, вдоль тихо-океанского побережья Чили до города Икике. И в этом месте произойдет разделение участников. 10 января грузовики поедут кататься по Атакаме. Причем в этот день они должны будут обходиться без помощи механиков, а после ночевать в пустыне в палатках. В то же время внедорожники поедут на территорию Боливии до города Уюни. 11 января автомобилисты вернутся назад, и 12-го числа у них будет день отдыха. А у мотоциклистов график сложится иначе, 10 января они отдыхают, а 11−12 января едут в Уюни и обратно.
После Икике, маршрут марафона резко изменится и основным направлением станет юго-восточное, вплоть до возвращения в Буэнос-Айрес. Ниже мы приведем временной график гонки только для грузовиков, учитывая, что большая часть наших болельщиков будет следить в первую очередь за выступлениями камионов. Всего экипажам предстоит преодолеть 8159 км, из которых 3759 км придется на специальные скоростные участки.
В АРГЕНТИНЕ НЕ ЗЕВАТЬ
Количество участников, заявившихся на гонку оказалось довольно впечатляющим: 162 мотоциклиста, 45 квадроциклиста, 137 экипажа на внедорожниках и 63 экипажа на грузовиках. Любопытно, что одним квадроциклистом могло быть на старте меньше, причем речь идет об единственном россиянине в этом классе. У Сергея Карякина по приезде в Аргентину таксист украл вещи, среди которых был и паспорт. В то же время по регламенту, без паспорта регистрация пилотов не производится. Но в данном случае организаторы пошли на встречу Сергею и допустили его к старту.
Впрочем, зачету четырехколесных квадроциклов обычно уделяется минимум внимания. А россияне в первую очередь болеют за «камазовцев». В последнее время победы им даются непросто. Здесь и смена поколений, самыми яркими примерами которой стали уход из команды Семена Якубова, и переход Владимира Чагина на его место из кресла пилота. Тутаевские двигатели отличались надежностью, но не были лучшими по своим характеристикам, а с 2015 года они и вовсе под запретом, из-за ограничения рабочего объема до 16,5 литров. Швейцарско-немецкие моторы Liebherr вроде как хороши по своим техническим параметрам, но есть еще вопросы по надежности, а это для ралли-рейдов весьма критичный показатель.
БЫСТРО И БЕЗ ПОЛОМОК
Руководитель команды «КамАЗ-Мастер» Владимир Чагин, комментируя предстоящий Дакар, также не обошел вниманием тему возрастающих скоростей грузового зачета: «Непреложной дакаровской истиной всегда было: побеждает не тот, кто едет быстро, а тот, кто не ломается. Но настали времена, когда точнее будет сказать: побеждает тот, кто едет быстро и при этом не ломается. Скорости действительно очень выросли! Грузовой зачет „Дакара“ держит своих поклонников в напряжении до самого конца гонки. Считаю своеобразным феноменом грузовой категории то, что после многих тысяч километров маршрута разница во времени у тех, кто стоит на подиуме всего по нескольку минут. Это лишнее свидетельство насколько жаркая и захватывающая борьба нас ожидает в этом году».
Всего в грузовом зачете заявлены 13 MAN, 13 DAF, 7 TATRA, 6 GINAF, 5 MERCEDES, 4 IVECO, 4 RENAULT, 3 «МАЗа», 2 HINO. А на «КамАЗах» поедут четыре экипажа: А. Каргинов — А. Мокеев — И. Леонов (№ 500), Э. Николаев — Е. Яковлев — Р. Ахмадеев (№ 502), А. Мардеев — А. Беляев — Д. Свистунов (№ 507), Д. Сотников — И. Девяткин — А. Аферин (№ 520).
КАМАЗОВЦЫ О СОПЕРНИКАХ
Для того, чтобы представлять себе силы и возможности основных соперников, предоставим возможность самим камазовцам рассказать об этом.
Голландская команда Жерара Де Роя активно пользуется поддержкой аргентинского филиала IVECO, компания очень заинтересована в успешном выступлении своих подопечных и оказывает им всяческое содействие. Капотник IVECO Torpedo в этом году был модифицирован специально с целью снизить время, затрачиваемое в условиях ралли на замену основных узлов и агрегатов. В гонке участвует два таких автомобиля, второй создан специально для напарника Де Роя — Ханса Стейси (победитель «Дакара 2007», призер «Дакара 2006» и «Дакара 2012»). Пэп Вила — третий участник голландской команды — едет на IVECO Trakker, грузовике с традиционной для ралли-рейдов компоновкой.
Команда Eurol Veka MAN — один из лидеров мирового ралли в грузовом зачете, кроме того, что она заполучила в свои ряды быстрого и опытного чеха Алеша Лопрайса (его Tatra не было допущена к соревнованиям из-за несоответствия техническому регламенту гонки), и призера «Дакара 2010» Марселя Ван Влита.
Чешская Tatra Buggyra Racing однозначно будет претендовать на призовые места грузового зачета. По общему мнению специалистов для этого у нее есть все: отличное финансирование, опытный пилот Мартин Коломы, слаженная команда и прекрасный автомобиль, оснащенный двигателем подготовленным профессионалами из команды кольцевиков Buggyra (которые в свое время не имели равных в европейском трак-рейсинге).
Голландец Мартин Ван ден Бринк вступив в союз с командой MKR Adventure и заручившись финансовой поддержкой мощных компаний Марио Кресс, Mammoet и Eurol создал совершенно новый грузовик Renault с двигателем D13 Volvo. Машина весит минимально разрешенные правилами 8500 килограммов, изготовлен при поддержке Renault-Франция и ZF из Германии.
Вуф Ван Гинкель и Эдвин Ван Гинкель из команды GINAF оснастили в этом году свои гоночные болиды полностью автоматическими коробками передач Allison и не скрывают своего намерения занять наивысшие места в грузовой категории.
Для команды «МАЗ-СПОРТавто» нынешний «Дакар» станет четвертым, и, как надеются в белорусской команде, наиболее удачным. Белорусы выставляют на гонку три боевых экипажа.
«Капотная» тема становится все более популярной на «Дакаре». Экипажи команды Bonver Dakar Project перед гонкой провели тесты обновленного грузовика Tatra на военном полигоне в Словакии. К новому сезону автомобиль серьезно модифицирован. У грузовика оригинальная конструкция — платформа Татра Jamal, капотный прототип с независимой подвеской на хребтовой несущей раме, амортизаторы и рулевые демпферы Doneere; двигатель — Renault MKR, мощностью 1050 л.с. Автомобиль имеет максимальную скорость 200 км/ч и способен разгоняться до «сотни» за 8 секунд!
В ответ на то, что «Дакар» становится все более скоростным, японская команда HINO поэтапно модифицирует двигатели. В 2015 году на автомобили установлен двигатель A09C, который на 1 литр больше, чем двигатель серии J08C, использовавшийся в прошлом.
О подробностях борьбы камионов на трассе, а также о расстановке сил в других классах «Дакара 2015» читайте в наших ежедневных отчетах с трассы ралли-марафона.