Татарстанского боксера Мохаммада Сатторова дисквалифицировали на два года за одно матерное слово в адрес судей. Его тренер Андрей Макейчев — известный в прошлом боксер и кикбоксер, а ныне рефери профессионального бокса, утверждает, что данное решение станет концом карьеры спортсмена. В интервью «БИЗНЕС Online» Макейчев отметил, что самое страшное в том, что татарстанский бокс уже двадцать лет стоит на месте.
ВОЛЧИЙ БИЛЕТ В 22 ГОДА
— Моего ученика Мохаммада Сатторова дисквалифицировали на два года, — начал Андрей Макейчев. — В прошлом году он выиграл на Спартакиаде молодежи в Приволжском федеральном округе, победив в финале призера чемпионата России. Это дало ему право участвовать на финале Спартакиады молодежи России, которая проходила в Казани. Всего от Татарстана было два участника этих соревнований, еще Ринат Хайруллин из Елабуги (до 52 кг.), а сборная Татарстана заняла первое место в ПФО. Что касается самого финала, то в равном бою судьи посчитали, что соперник Сатторова — представитель Москвы — выглядел посильнее. Хотя в боксе уже давно никого не удивляет, что в равном бою преимущество получает хозяин ринга, как не удивляет еще и то, что это неписанное правило действует везде, кроме Татарстана.
Андрей Макейчев в роли рефери на ринге. Фото: wings.kai.ru
И этот старт может стать для Сатторова предпоследним. Потому, что после следующих соревнований — Кубка на призы Айрата Хаматова, президента федерации Татарстана по боксу, произошел следующий инцидент. Сатторов во втором своем бою на этом турнире с соперником из Башкортостана, призером чемпионата России, был признан проигравшим. Даже зрительно было видно, что Сатторов бой выиграл, и, вряд ли мои слова получат подтверждение, но перед этим боем Айрат Касимович сказал, что Мухамаджон выиграет бой в случае равенства. В результате мой боксер вспылил, и, после оглашения результатов боя, крикнул в адрес судей, что они нетрадиционной сексуальной ориентации.
Согласен, что этому поступку не может быть оправданий, но не согласен с мерой наказания. Два года дисквалификации! Парню 22 года, он у нас лучший в своем весе, и дисквалифицировать его на два года, значит, просто выписать ему волчий билет из бокса.
— Есть какие-либо прецеденты таких решений?
— Я слышал, что на юниорском первенстве мира боксер, после оглашения результата исхода поединка, бросился с кулаками на рефери, и его дисквалифицировали пожизненно. Это решение я могу понять. Но в нашем случае? Те же два года — это все равно, что пожизненное. За матерное слово…
Причем, негатив копился на протяжении последних четырех лет, не меньше. Боксируем четыре года назад в финале чемпионата Татарстана с представителем Челнов, который ничего в ринге не делает, только борется, и ему отдают победу. В 2012 году на Кубке Хаматова нас «сплавили» в первом же бою соревнований. Тогда еще действовала старая система начисления очков, когда необходимо было, чтобы совпали три решения из пяти работающих на поединке судей. Так вот, по количеству нажатых арбитрами кнопок мы выиграли по мнению всех судей, но по количеству совпадений нажатий, выиграл соперник Сатторова со счетом — 2:1. Мы имели право на подачу протеста, но нас остановил от этого решения Хаматов. В прошлом году был из ряда вон выходящий случай, когда Сатторова засудили на Всероссийской универсиаде, которая проходила опять-таки в Казани. Был бой с соперником из Северного Кавказа, в ринге рефери с тех же краев. Казалось бы, криминала в этом нет. Соперник бьет Сатторова ниже пояса, рефери открывает счет, после чего дает предупреждение… моему подопечному?! Где логика? Он что сам себя ударил в пах? Весь бой соперник шел в атаку с низко опущенной головой. В третьем раунде Сатторов его чуть придержал, и ударил по печени. Тот упал. Рефери отсчитал ему нокдаун, а Сатторову дал еще одно предупреждение. За что? За удар, после команды «стоп». Если кто не верит, то у меня есть видеозапись боя.
НАС ЗАСУЖИВАЮТ ДАЖЕ ДОМА
То есть, нас реально дома засуживают. Почему? Потому, что наши боксеры никому не нужны даже дома. Как доказательство — мы ездили на чемпионат Приволжского федерального округа, не имея ни одного представителя от федерации республики. Как «дикие». А нет твоих представителей, некому за тебя слово замолвить, а наш вид спорта уже давно перестал быть объективным. И та же самая история была у наших бойцов, выиграл поединок, судьи подняли руку его противника. Нет никакой поддержки, не говорю о финансовой, даже политической…
— Бокс всегда относился к объективным видам спорта, как, к примеру, легкая и тяжелая атлетика. Пробежал быстрее, прыгнул выше или дальше, поднял больше и ты победил. Здесь ударил больше, и победа в кармане. Зачем нужна «политическая» поддержка?
— Не соглашусь с подобной оценкой. И с системой судейства, когда считались все удары, и с нынешней системой судейства, принятой с 2013 года, когда оценивается не только количество ударов, но и их качество, «увесистость», а не просто тычок, не удалось уйти от субъективности оценок в боксе. Главнее, не как ты бьешь, а как считают удары. Хотя, делаются шаги к возвращению бокса его изначальной составляющей. С боксеров сняли шлемы, сейчас идут разговоры о том, что перчатки сделают жестче, ближе к тем, что используют в боях профессионалов. Важнее, что Сатторов удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляют к нынешним боксерам. Агрессивное ведение боя, бесстрашие, мотивация, все это присутствует в его характере. С сильнейшими противниками все это проявляется, даже, когда он объективно проигрывает лидерам в своей весовой категории, то делает это с минимальным отставанием. Почему ему палки вставляют в родной республике, для меня вопрос?
— Родной? Судя по имени-фамилии вашего подопечного, он таджик.
— Да, но он не беженец, не «параллельщик». Его родители давно переехали в Казань, он закончил здесь школу, получил паспорт, сейчас получает высшее образование. Со всех точек зрения Татарстан стал для него родным. Только вот он не может стать для татарстанского бокса родным. Как только к нам пришла бумага о предстоящей дисквалификации, он уехал соревноваться в открытом чемпионате Ростовской области, и победил там при объективном судействе.
— Но это же было не всегда. Десять лет назад после первенства России среди юниоров в Казани, в негодовании был тогдашний главный тренер сборной Татарстана Александр Максютин. Тогда «разменяли» двух боксеров республики. До финала «довели» челнинца Раджаба Раджабова. Его соперник был сильнее в полуфинале. Раджабов вышел на финал только для того, чтобы отстоять первый раунд. А сильнейшему боксеру республики Ринату Валиуллину не дали хода в своей категории…
— Очень часто исход того или иного соревнования решается кулуарно. Уровень любительского бокса в России высок, сильнейшие спортсмены примерно одного уровня, и подчас исход поединка решается не на ринге. А из-за подобного решения вопросов любительский бокс уходит на задворки, не только профессионального бокса, но и разнообразных турниров по смешанным единоборствам. Кому, в итоге, захочется изначально идти в бокс, чтобы столько тренироваться, и не быть уверенным в том, что ты сам можешь решить свою судьбу. А не судьи, не руководители делегаций. Скорее всего, дав такое интервью, я ничего не решу в положительную сторону в деле Сатторова, но и ухудшу отношение судейского корпус к другим своим подопечным. Но, откровенно говоря, надоело. Если не дадут развиваться в родном для меня любительском боксе, буду искать пути в профессиональном боксе, кикбоксинге, где тоже все знакомо. Наконец, можно подумать о клубном боксе, который сейчас начал активно развиваться, когда соревнуются пять на пять боксеров в разных категориях.
ГДЕ ОТДАЧА ОТ НАШЕГО БОКСА?
Вот бокс у нас в республике развивается, казалось бы. А где результаты, где отдача? Да, был всплеск на международном уровне, датируемый 80-ми годами, когда Айрат Хаматов и Фоат Гатин побеждали на чемпионатах мира и Европы. Потом были определенные успехи 90-х, когда на плаву были елабужанин Алексей Артамонов и челнинец Михаил Мыльников. Но с тех пор 20 лет прошло. И кто пришел им на смену? Отчитываться результатами Магомеда Омарова, который на Универсиаде занял призовое место? Все же знают, что он параллельщик, причем такой, что в казанском вузе, который он представлял, его и не видели, наверное. Сейчас есть надежда, может быть, на женский бокс — Гелюса Галиева из Арска. Но в этом случае речь идет практически о боксе юниоров — она выиграла чемпионат Европы. Она еще очень молода, и только подходит ко взрослой команде. А от нас люди бегут. Три боксера сейчас выступают за Димитровград Ульяновской области. Один из них стал призером чемпионата России, и уже стал членом сборной страны. Был еще Арам Амирханян, который был воспитан в Татарстане у Максютина. В результате, человек уехал из Татарстана в Москву, где он продолжил свою карьеру, после чего получил предложение выступать за сборную исторической родины, выступая за Армению, стал четвертьфиналистом Олимпиады в Лондоне. Наши воспитанники выступают за кого угодно, в то время, как мы сами вынуждены покупать того же Омарова, чтоб было кем отчитаться за соревнования, подобные Универсиаде.