На открытии автогоночного сезона в Татарстане солировал тольяттинец Брагин

В минувшие выходные на автодроме в Усадах состоялись первые в сезоне зимние трековые гонки в РТ. 31 января пилоты соревновались на отборочном этапе кубка России и чемпионата Татарстана в классе «Национальный», а 1 февраля на этапе кубка республики в «Объединенном». Спортивная редакция «БИЗНЕС Оnline» подводит итоги гоночного уикенда.



_1.jpg






ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕГО ТРЕКА


Зимние трековые гонки — это фактически национальный вид автоспорта в России. Они зародились в середине 60-х в СССР и с тех пор регулярно проводятся во многих городах страны. Соседние Казахстан, Беларусь и Украина, также периодически организовывают турниры по треку, но количество гонок и их уровень, мастерство пилотов, объективно пониже. В качестве трассы используются снежно-ледовые дорожки ипподромов, с протяженностью круга 1−2 км (в Усадах — 1,6 км). А ширина делается такой, чтобы на стартовой линии могли поместиться в ряд шесть машин. Заезды проходят обычно по так называемой «Таблице 16-ти». Во время квалификации определяется 16 быстрейших пилотов, которым присваиваются стартовые номера от 1 до 16. В течение гонки каждый участник должен выйти на старт в шести заездах, при этом номер дорожки, с которой он стартует — всегда разный. С каждым из своих 15-ти соперников, гонщик в итоге встречается ровно по два раза. Схема кажется очень сложной и тяжелой для восприятия, но это только на первый взгляд.





5.jpg






Постоянное перетасовывание состава каждого заезда, позволяет держать интригу до самого финиша. Пилот может отлично провести свои первые три рауна и выиграть их. А в четвертом попасть на неудачную дорожку, например с колеей, и пропустить вперед соперников на старте — потеряв важные очки. Обгонять по льду ушедших вперед визави — очень непростая задача. А в пятом заезде стоит вновь вырваться вперед, как при входе в вираж следует легкий толчок в задний бампер от своего конкурента, и в неуправляемом скольжении машина улетает в снежный бурт. И вот уже главный фаворит гонки претендует максимум на бронзу этапа. В течение гонки в бой входят все новые игроки, на глазах меняется расклад и состав претендентов на победу. От постоянных столкновений между собой и со снежными брустверами — происходят повреждения авто, и в таком случае многое начинает зависеть от механиков. Неудивительно, что в треке даже признанным фаворитам не приходится расслабляться ни на минуту, ни на один заезд. Тем более, лед — самое коварное из покрытий, а машины несутся по нему со скоростями, порой превышающими 150 км/час. Стоит лидеру заезда неправильно выбрать скорость на входе в вираж — и авто запросто может вынести на внешнюю часть поворота. От контакта с буртом происходит драгоценная потеря времени, и соперники успевают в этот момент проехать мимо.





_2.jpg


Дмитрий Брагин настраивается на гонку



ПОБЕДНАЯ ПОСТУПЬ БРАГИНА


Так повелось, что на усадском треке, более престижный отборочный этап Кубка России в классе «Национальный» проходит в субботу — пока машины фаворитов целы. А в число потенциальных лидеров в первую очередь входили три обладателя титулов последних лет: тольяттинец Дмитрий Брагин (победитель 2012 года), а также казанцы Рафаэль Фаттахов (победитель 2013 года) и Тимур Тимерзянов (победитель 2014 года). Годом ранее Брагин и Тимерзянов боролись за первое место в турнире абсолютно на равных, и обладатель кубка определился только во втором перезаезде в финальной гонке сезона! А Фаттахов наблюдал за всем этим со стороны, он не мог участвовать по причине отсутствия автомобиля. И вот в 2015-м все три аса оказались в сборе. Причем Рафаэль пилотировал на этот раз весьма любопытную машину — взятый в аренду, корейский хэтчбек Kia Rio, подготовки тольяттинской компании «ПСМ Team 80». В то время как все остальные использовали проверенные временем Lada Kalina. Не стоило сбрасывать со счетов и других претендентов на трон — тольяттинского бойца Романа Агошкова, быстрого нижнекамца Олега Жаворонкова, прогрессирующих на глазах казанцев Айдара Нуриева, Василия Кораблева, Тимура Шигабутдинова.





0.jpg


Дмитрий Брагин выиграл за два дня — 9 заездов из 12-ти состоявшихся



Увы, из всех перечисленных фаворитов, только Брагин начал свои заезды с победы. Все остальные начали терять очки с первых же выездов. Особенно заметно это было у Тимерзянова, который был не похож сам на себя. Провалы на старте, фатальные ошибки в виражах с пропусканием группы соперников. А ведь Тимур 31 января праздновал день рождения. Сам он не выглядел расстроенным, хоть и сетовал на неудачное стечение обстоятельств и технические проблемы у автомобиля. В итоге действующий обладатель Кубка России смог выиграть только один заезд из шести, а еще в одном он даже получил «баранку» за последнее место. И по итогам дня трехкратный чемпион Европы по ралли-кроссу стал только седьмым. В то же время Брагин уверенно штамповал победы в своих выездах и казалось не потеряет в этот день ни единого очка. Но нашелся тот, кто смог бросить ему перчатку. Им стал Фаттахов. В одном из раундов Рафаэль пропустил на старте Дмитрия, но затем смог мастерски опередить его на вираже. Правда, в предыдущем заезде тольяттинец был быстрее в очной дуэли, поэтому для казанца этот успех был локальным и важным больше с психологической точки зрения. Обладатель Кубка России-2013 не смог победить еще в двух своих выездах и уступил по итогам гонки Брагину три очка. Зато Фаттахов с тремя победами в заездах стал лучшим из остальных, и доказал всем, что не растерял формы за год вынужденного отдыха. Третье место в турнирной таблице занял Агошков с двумя победами. А Кораблев (две победы), Нуриев (три победы) и Жаворонков (без побед) набрали одинаковое количество очков и заняли 4-е, 5-е и 6-е места, соответственно. Шигабутдинов стал восьмым.





Лидеры по результатам основных заездов


Место
Пилот
Город
Очки


1

Дмитрий Брагин
Тольятти
29


2
Рафаэль Фаттахов
Казань
26


3
Роман Агошков
Тольятти
24


4
Василий Кораблев
Казань
22


5
Айдар Нуриев
Казань
22


6
Олег Жаворонков
Нижнекамск
22


7
Тимур Тимерзянов
Казань
18


8
Тимур Шигабутдинов
Казань
16


Всего заявилось 18 пилотов







1.jpg


Салатовая ВАЗ 21083 Раиса Минниханова неоднократно оказывалась под жестким прессингом владельцев ВАЗ 1119



«ВОСЬМЕРКАМ» ПОРА НА ПОКОЙ?


А 1 февраля состоялись заезды Кубка Р Т в классе «Объединенный». Здесь важное отличие — на старт допускаются более мощные ВАЗ 21083 класса А-1600. Если у боевых «Калин» мощность доходит до 150 л.с., то у «Восьмерок» до 180 л.с. Но чтобы уравнять возможности моделей, последние догружают балластом. В итоге более тяжелые «Самары» имеют проблемы со входом в вираж, по льду их постоянно относило к внешнему бурту, с потерей драгоценных секунд. В то же время более легкие «Калины» запросто могли удерживаться вплотную к внутреннему брустверу. Поэтому никто не удивился, что все три ВАЗ 21083 оказались по итогам дня во второй части турнирной таблицы. Раис Минниханов (пос.Лесхоз) был единственным из них, кто смог выиграть один из заездов, но даже этот успех позволил ему занять только 10-е место в итоговой табели о рангах, омич Дмитрий Сафронов и казанец Хафизулла Аитов тоже блистали в отдельных стартах, но до побед дело не дошло, у них 11-е и 12-е места в гонке из 16-ти стартовавших.





_3.jpg


Фрагмент перезаезда за второе место между Нуриевым (№ 7) и Жаворонковым (№ 9)



Что касается борьбы за подиум, то ее вели те же герои, что и днем ранее. Единственное изменение было в том, что тольяттинец Агошков не стал участвовать во внутритатарстанском дерби. Хотя его земляк Брагин вышел на старт. Впрочем, это неудивительно, ведь Дмитрий является играющим тренером казанской команды «MX-Автоспорт». Только на этот раз победы давались ему сложнее. В своем третьем заезде Брагин пропустил вперед Нуриева, а в четвертом ничего не смог противопоставить Жаворонкову в жесткой контактной борьбе. Впрочем, выиграв пятый и шестой из своих заездов, Дмитрий и на этот раз смог возглавить турнирную таблицу. В то время, как два товарища по команде Viatti Racing Team — Нуриев и Жаворонков набрали одинаковое количество очков. Им предстояло сойтись в перезаезде, за право стать серебряным призером гонки. Айдар уверенно выиграв старт, смог вскоре создать небольшой отрыв и далее спокойно контролировал его до финиша.

Тимерзянов выступал в воскресенье намного удачнее, чем днем ранее, и с тремя победами в заездах занял четвертое место. Однако, в его случае, это вряд ли можно назвать успехом. Шигабутдинов стал пятым, а Фаттахов только шестым. Возможно, причина в том, что Рафаэль пересел с быстрой Kia Rio на Lada Kalina, чуть более слабого уровня подготовки. В итоге он даже не смог выиграть ни одного заезда. Строчкой ниже в протоколе гонки расположился Кораблев. В его активе была одна победа, но в остальных заездах фортуна Василию не особо благоволила. Как и многие пилоты в этот день, он отмечал резко изменившееся поведение автомобиля на 15-дюймовых шинах «Мастер-спорт» нижнекамского производства. Ведь в субботней гонке ведущим пилотам можно было стартовать на 14-дюймовых финских покрышках Black Rocket, которые объективно лучше работают на льду, хоть и стоят дороже. Кто лучше смог подобрать ключи к другой резине — тот и извлек максимальную пользу из баталий воскресного дня.





Лидеры по результатам основных заездов


Место
Пилот
Город
Очки


1

Дмитрий Брагин
Тольятти
28


2
Айдар Нуриев
Казань
26


3
Олег Жаворонков
Нижнекамск
26


4
Тимур Тимерзянов
Казань
25


5
Тимур Шигабутдинов
Казань
18


6
Рафаэль Фаттахов
Казань
18


7
Василий Кораблев
Казань
16


8
Айгиз Динмухаметов
Азнакаево
16


Всего заявилось 17 пилотов







000.jpg


В зимних трековых гонках многое зависит от грамотной работы команды механиков



Стоит отметить увеличившееся количество зрителей, по сравнению с прошлым годом, во многом из-за более теплой погоды и лучшей рекламной кампании. Гонка прошла задорно, было много острой борьбы, столкновений, эмоций. Исход заездов в большинстве случаев оказывался непредсказуемым. Но для развития интриги необходимо попытаться навязывать более жесткую борьбу Брагину. В минувший уикенд он объективно смотрелся быстрейшим и самым стабильным, о чем наглядно говорит и итоговый результат. Следующие этапы зимних трековых гонок состоятся 14 — 15 февраля в Азнакаево и 21 — 22 февраля в Набережных Челнах.

фото: Любовь Симонова, Михаил Афанасьев, Тимур Доркин, Ильназ Баймухаметов

Михаил Афанасьев