Эдуард Можаев: «Казань достойна иметь высшую школу тренеров»

Ответственный секретарь приемной комиссии Поволжской академии, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр Эдуард Можаев в интервью корреспонденту спортивной редакции «БИЗНЕС Online» привел весомые и логичные доводы в пользу появления в Казани высшей школы тренеров.

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА: ОПЫТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПОВОЛЖСКОЙ АКАДЕМИИ ПЛЮС СОТРУДНИЧЕСТВО С «РУБИНОМ» И ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ СОСЕДЕЙ

— Эдуард Люцианович, давно ли родилась идея о создании Высшей школы тренеров в Казани?

— Самой идее открытия отделения Высшей школы тренеров на базе Поволжской академии спорта уже порядка двух лет. Поволжская академия сейчас является одним из локомотивов и спортивного движения в республике, и научного движения в области спорта. Академия располагает мощным Центром переквалификации и подготовки специалистов. Можно было бы использовать ее ресурсы, приглашая на начальном этапе для процесса формирования и лицензионного центра ВШТ. Третий плюс — заинтересованная команда в лице «Рубина». В числе основного состава которой есть наши студенты, и в руководящем штабе работает наш студент Роман Шаронов. При всех этих возможностях напрашивается идея об открытии школы тренеров и лицензионного центра, или, хотя бы, чего-то одного на первоначальном этапе.


1.JPG

Преподаватель Поволжской академии спорта Эдуард Можаев (слева) со студентом Романом Шароновым


— Так в чем же проблема?

— У нас нет проблем, все заинтересованы в открытии этой школы. Мы писали письма в адрес Федерации футбола РТ, и ее президент Александр Гусев просил разобраться ректора Поволжской академии Юсупа Якубова в этом вопросе. Не исключаю, что Юсуп Якубов побеседовал либо с президентом РФС Николаем Толстых, либо с Андреем Лексаковым, директором высшей школы тренеров в Москве. В свою очередь были посланы письма в Москву о целесообразности открытия ВШТ на базе Поволжской академии спорта. Лексаков на наше предложение ответил, что на данный момент ВШТ открылась в Волгограде. В частности, в Казань на двухнедельные курсы повышения тренерского мастерства приезжали два специалиста из волгоградской ВШТ. Но это положение дел не совсем уместно, когда база здесь, а специалисты в другом месте.

Такая ситуация возможна только на этапе становления ВШТ. И мы готовы на начальном этапе приглашать в Казань для проведения лекций и самого Лексакова, и специалистов из Волгограда, и любого крупного футбольного специалиста, как в тренерской, так и в судейской области. Привлекать наших видных специалистов в области спортивной медицины (Эрик Аухадеев) и генетики (Ильдус Ахметов), спортивной психологии (Зухра Усманова). Руководство Ф К «Рубина» готово предоставить помощь своих специалистов, тех же испанских тренеров, работающих в Академии, немецкого специалиста по общефизической подготовке, клубных специалистов по маркетингу и менеджменту. И мы достаточно оперативно могли бы освоить программу преподавания, принятую в ВШТ.

Волгоград сейчас не располагает базовой футбольной командой, там и вовсе нет базы, подобной нашей. И, к тому же, Поволжский регион находится далековато от Волгограда, а в Казань готовы были бы приехать и наши соседи по региону. Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, Самарская область высказали свою заинтересованность, это я высказываю мнение тех тренеров, с которыми успел пообщаться, во время прохождения ими курсов повышения квалификации. Даже по нашему региону обучение могли бы проходить порядка 300−400 тренеров, а ведь от нас и Урал недалеко.

— Это все преимущества Казани?

— Нет, добавлю, что с 2016 года будут приняты новые профессиональные стандарты о необходимости наличия профильного образования у тренеров. Таким образом, они имели бы возможность, получив профильное образование, тут же начать повысить свою квалификацию, получить лицензию необходимого класса. Вырисовывается следующий цикл: поступил в вуз, отучился, поступил в ВШТ, получил лицензию, дальше ездишь сюда же на курсы повышения квалификации.

Даже в этом плане наша ВШТ необходима. Со временем образовательное учреждение под руководством Лексакова просто не справится с огромным количеством тренеров, которых обяжут проходить курсы повышения квалификации каждые три года. Там очередь выстроится на несколько лет вперед…

В ответе Лексакова на наше предложение содержалось ответное предложение закрыть школу в Волгограде, после чего подобная будет открыта в Казани.


2.JPG

Юные футболисты на открытой тренировке Романа Шаронова


ПО КОНТРАКТУ ФУТБОЛИСТ «РУБИНА» ДОЛЖЕН СДАТЬ ЭКЗАМЕН, И ТОЛЬКО ПОТОМ УЕХАТЬ В ОТПУСК

— Я так полагаю, что вы неправомочны это сделать.

— Естественно. Мы заинтересованы в открытии ВШТ у нас, а не закрытии такой же школы в другой местности. И новый министр спорта республики Владимир Леонов заинтересован в положительном решении. Думаю, что последовательность решений должна быть следующей, когда Владимир Александрович напишет письмо в адрес министра спорта Виталия Мутко, а Виталий Леонтьевич, возможно, будет рассматривать вопросы о сотрудничестве наших учреждений.

— Как, кстати, развивается сотрудничество Поволжской академии спорта и ФК «Рубин»?

— В России это большая редкость, когда клубная структура так близко подпускает к себе образовательное учреждение. Но наш договор о сотрудничестве Академии спорта и ФК «Рубин» предусматривает подобные преференции. Одним из пунктов сотрудничества стоял вопрос о методике, как результат, тренера «Рубина» предоставляют нам конспекты проводимых ими занятий. Наши студенты проходят практику в Центре подготовки молодых футболистов у Нияза Акбарова. Еще два студента Роман Шаронов и Дмитрий Нечаев проходили практику в основной команде.

В клубе настолько заинтересованы в сотрудничестве, что, я слышал, генеральный директор планирует внести в контракты молодых футболистов пункт о том, что они не имеют право уходить в отпуск, пока не сдали задолженностей по учебной сессии. Пока же я знаю, что футболисты «Рубина» начнут подтягиваться на сдачу зимней сессии с четвертого февраля, буквально на следующий день, как вернутся со сборов.

— Можно назвать троих наиболее статусных студентов Поволжской академии спорта — футболистов «Рубина»?

— Скорее всего, это защитник сборной Грузии Соломон Кверквелия, футболисты молодежной сборной России Эльмир Набиуллин, и Александр Панцырев, который сейчас играет за «Нефтехимик».

— А кто играет сейчас за футбольную команду Поволжской академии в чемпионате студенческой лиги?

— Тот же Саша Панцырев, Андрей Вшивцев, Денис Кибардин, Никита Лобанов, Алмаз Насыбуллин, Михаил Петролай. В целом, мы стараемся по минимуму использовать футболистов профессиональных команд, тех же игроков дублирующего состава «Рубина». Что интересно, у нас в составе сразу шесть голкиперов, хоть школу вратарей открывай. Причем, все они игроки профессиональных команд. Закончивший школу с золотой медалью Александр Варламов (ФК «Мордовия», Саранск), Сергей Панчин («Волга», Ульяновск), Анатолий Малашенко, Ярослав Малолетков, Кирилл Трухов, Михаил Храмов (все «Рубин-2), Это количество игроков оправданно, так как все они задействованы в составах своих команд, и не всегда могут приезжать на игры команды своего вуза. Но, благодаря такой массовости, мы всегда можем рассчитывать на наличие надежного голкипера. Пока мы лидируем в чемпионате студенческой лиги, опережая ближайшего соперника на пять очков. С марта начнется второй круг.


3.jpg

Абитуриент Поволжской академии спорта Соломон Кверквелия со своим будущим преподавателем Эдуардом Можаевым


— Я знаю, что в Поволжскую академию готовятся поступать отдельные представители выпуска «Рубина» 1997 года рождения, ставшего прошлым летом чемпионом России среди СДЮСШОР.

— Устаревшая информация. Вся чемпионская основа изъявила желание учиться в нашей Академии. И Тимур Акмурзин, и Ильзат Ахметов, и Андрей Миронов, все. Я уже ездил в клуб, обсуждал этот вопрос с руководителем Академии Ф К «Рубин» Ниязом Акбаровым. Сейчас предстоит разговор с родителями потенциальных первокурсников. Причем, не все ребятишки хотят идти по специализации «футбол», а изъявили желание поступать на «спортивный менеджмент». Видимо, они видят себя впоследствии не профессиональными футболистами, а управленцами в области футбола, футбольными агентами. Сейчас в клубе заключили соглашения с педагогами -преподавателями по дисциплинам ЕГЭ, чтобы помогли нашим прошлогодним чемпионам, и абитуриентам нынешнего года, успешно сдать экзамены.

«ОТКРЫВАЕМ ОТДЕЛЕНИЕ МИНИ-ФУТБОЛА»

— Какие еще новости?

— С сентября нынешнего года в Поволжской академии будет открыто отделение мини-футбола. Есть федеральные программы «Мини-футбол — в школы», «мини-футбол в Вузы». Все есть, тренеров практически нет. Причем, их нет практически по всей России, потому, что только такие вузы, как РГУФК в Москве и Университет имени Лесгафта в Санкт-Петербурге готовят специалистов в данной области. К тому же в Казани, так получилось, что, даже в отсутствии профессиональной команды, вид спорта получил такое развитие на любительском уровне, что функционирует четыре лиги, в которых играет порядка 60 любительских команд. В результате, сложилась ситуация, когда несколько специалистов работали сразу с несколькими командами одновременно, из числа желающих.

— Его можно поздравить с выходом подопечных в первую лигу?

— Да. Когда мы образовали команду, то решили провести ее с самых низов. На тот момент это была вторая лига, сейчас ниже ее есть третья лига. Но наши ребята за небольшое время сумели поменять свой статус дебютантов второй лиги на команду первой лиги, и теперь стремимся подняться еще выше, в высшую лигу.

— Остальные команды Поволжской академии: по баскетболу, волейболу, футболу, играют в высших лигах. Правда, здесь надо уточнить, что это высшие студенческие лиги, где приходится конкурировать с ровесниками. А мини-футболистам пришлось бороться с мужскими командами, игроки которых поиграли на серьезном уровне, вплоть до профессиональных команд. Не было опасения, что мини-футбольная команда будет на обочине внимания к себе?

— Для нас главное было следить за динамикой роста команды. Ведь на начальном этапе это были непросто студенты, костяк команды составляли первокурсники. Причем, в отличие от футбольной команды академии, мы не могли искать усиления среди действующих профессиональных спортсменов, поскольку мини-футбольной команды в республике нет. Я говорил о специалистах-энтузиастах, так вот именно такого, Марата Рахимова, мы и пригласили на работу в академию. Он успешно работает с нашей мини-футбольной командой, выступающей на студенческих и городских соревнованиях.


4.jpg

Можаев наблюдает, как Кверквелия сдает нормативы


Причем, основная наша цель, это, конечно же, успешное выступление на нашем профильном соревновании — спартакиаде вузов. Правда, эти соревнования краткосрочны, а игровая практика необходима практически круглый год. Вот мы и заявлялись, и продолжаем заявляться на городские любительские соревнования. Но это локальная цель, потому, что студенческий век короток. Пройдет некоторое время и наши игроки пополнят составы других мужских команд Казани и Татарстана, уже обученные, дисциплинированные, прошедшие серьезную школу мини-футбола. Скажу честно, из многих команд уже интересуются нашими футболистами, сроками, когда они закончат свое обучение.