Сергей Федотов: «Тошнотворный хоккей Билялетдинова изменился»

В то время как сборная России проводит очередной этап Евротура в Чехии, «Ак Барс» готовится к матчу со СКА и пытается решить игровые проблемы. О том, насколько большие трудности испытывает казанская команда, спортивной редакции «БИЗНЕС Online» рассказал скаут национальной сборной и комментатор КХЛ Т В Сергей Федотов, осенью назвавший игру Зинэтулы Билялетдинова тошнотворной.

«ТОШНОТВОРНЫЙ ХОККЕЙ ИЗМЕНИЛСЯ»

— Осенью после одного из матчей между «Магниткой» и «Ак Барсом» вы назвали хоккей Билялетдинова тошнотворным. Сейчас хоккей изменился?

Я думаю, изменился. Совсем недавно я комментировал матч против той же «Магнитки», который «Ак Барс» выиграл со счётом 3:0. И это был другой хоккей, другого качества. Может быть, так он выглядел на фоне «Металлурга», но «Ак Барс» соперника переиграл полностью.

Дело в том, что есть некие современные тенденции хоккея, которые Зинэтула Хайдарович ввиду своей консервативности, искренней веры в свою модель, не то чтобы никогда не использует, но использует очень аккуратно. У любого человека есть своя система, вера в которую не раз приносила успех и поэтому поменяться очень тяжело. Я не говорю, что это плохо или хорошо, это скорее констатация факта. Билялетдинов такой.

То, что за несколько последних сезонов игроки, переходившие в «Ак Барс», клуб с большими финансовыми возможностями, так в итоге не заиграли, только подтверждает, что тенденции эти применяются. Причём ведь не один-два хоккеиста таких, а целая коллекция.

Какие именно?

— Есть набор определённых качеств хоккеистов, которые иногда не работают при той модели, которую использует Билялетдинов. Существуют игроки, которые в большей степени свободные художники, чем бойцы и исполнители строгого тренерского задания. Таких игроков немало, но когда они приходят в «Ак Барс», их лучшие качества не срабатывают. Может быть, это ошибка менеджмента, может быть, вера в то, что всё-таки получится включить игрока в систему. Опять же, история с Фёдором Малыхиным, которую все уже обсудили. Его просматривали в сборной перед прошлым чемпионатом мира, а резерв у национальной сборной не очень большой, и ситуация, при которой человек, у которого есть талант и способности, чтобы дорасти до уровня сборной, в итоге теряется, вызывает расстройство.

С другой стороны, во время лучших матчей «Ак Барса» в этом сезоне, которых тоже было немало, появлялось ощущение того, что Зинэтула Хайдарович наступает себе на горло. Может быть, впечатление обманчиво, но защитники, например, с удовольствием подключается, причём не просто к атаке, а идут на пятак. В итоге получается, что если команда делает всё так, как тренер считает правильным, то она точно является одним из главных претендентов на Кубок Гагарина. Средний уровень мастерства игроков «Ак Барса» высочайший. Возможно, лучший на Востоке. Всё зависит от мотивации.

— Почему в такой команде появляются проблемы именно с настроем?

— Мой большой приятель Валерий Белов — тренер «Ак Барса» — во времена Морозова и Зарипова рассказывал, как все прекрасно понимали и видели, что на максимуме своих возможностей команда играет треть матчей чемпионата. В этом всегда есть и резерв, и наша ментальность, потому что выходить и выкладываться в каждом матче, как в НХЛ, здесь не хочется. Иногда не получается, другие факторы мешают, и в любой нашей команде, даже богатой, есть три практически неприкасаемых звена. Из-за этого всегда смазывается картинка. В потенциале же казанский клуб является главным фаворитом, наравне с «Авангардом» и «Металлургом», Омск я бы не стал списывать со счетов, хотя у него сейчас и неудачная серия.

«В „АК БАРСЕ“ ИГРАЮТ ПО СТРОГОМУ ЗАДАНИЮ. ЭТО МИНУС»

Не опасна эта ситуация тем, что в плей-офф «Ак Барс» просто не включится?

— Говорить, что это вообще не опасно и такого не может быть, нельзя. Но кубковые матчи играются на другой психологии. Если игрок не мотивирован в матче навылет, то он просто не заслуживает того, чтобы играть в топовой команде. Психологический момент не может контролировать даже самый тонкий тренер. Я вспоминаю слова Кена Хичкока: «Мы, тренеры, иногда видим и чувствуем, что игрок именно в психологическом плане не готов». Такой опытный тренер как Билялетдинов тоже чувствует и повышенную мотивацию, и пониженную. Но вспоминая прошлые сезоны «Ак Барса», именно времён Билялетдинова, сложно назвать кубковые матчи, в которых бросалось в глаза отсутствие мотивации в кубковых матчах.

Есть ещё и тонкий момент разделения пряника и кнута. Билялетдинов — достаточно жёсткий и требовательный человек, он и от себя всегда требовал максимума, когда был игроком. Так вот у него есть «прямой угол» — надо делать так и так, нельзя по-другому, и не все люди по своей ментальности готовы к такому. Одна из черт Билялетдинова, которую я для себя бы назвал отрицательной, в том, что его хоккей — это в первую очередь строгое задание, и далеко не многим позволяется играть в искренний хоккей. Когда можно что-то творить на льду, единицам это позволялось в «Ак Барсе» — Морозову, Зарипову, паре легионеров. Но остальные играют по заданию, и это иногда является минусом, особенно в таких рубках, где индивидуальные качества выходят на первый план.

Вы комментировали матчи «Ак Барса» в предсезонке. Заметили тогда перемены в команде?

— Я их заметил очень сильно: Билялетдинов изменился. Он должен был измениться, потому что Олимпиада должна была повлиять на него. Он в себя всё впитывает, он работал в НХЛ, и современные тенденции он тоже видит. Зинэтула Хайдарович — умнейший человек. Вопрос не в том, понимает он или не понимает новинки, а в том, что изменить себе очень сложно. Во время предсезонного турнира я был приятно удивлён, но когда начался сам сезон, стало понятно, что после двух неудачных матчей сразу же на третью игру выйдет команда Билялетдинова 2000-х годов в чистом виде.

«Ак Барс» и в большинстве так играет. Сначала экспериментирует, а к концу матча переходит на игру через защитников.

— Да, но это такая полезная фишка, поэтому тот же Евгений Медведев, приходя в сборную, всегда используется на синей линии последним игроком. Медведев к этой игре всегда готов — он нацелен на бросок, правильно выбирает позицию, и такие детали из клубного хоккея переносятся в сборную. Переучивать игроков в национальной команде неправильно и вообще во вред себе. А когда большинство строится через защитника на синей линии, это игра «барсовская».

«ТРЕБОВАНИЯ НАДЁЖНОСТИ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ РАСКРЫТЬСЯ ИГРОКАМ»


2f5fe5da4f241b8f5a37309e7bde4a78.jpg

Оскар Мёллер


Насколько может помешать казанцам в плей-офф постоянная ротация состава? В НХЛ такая практика широко распространена?

— По-разному, зависит от команды. Если тренер не видит сыгранную тройку, то по ходу чемпионата, особенно перед самым плей-офф, он начинает искать новые сочетания. Приведу пример с «Йокеритом» — там лишь одно стабильное звено по ходу всего сезона: Умарк — Коукал — Мозес. Все другие тройки меняются, но не потому, что Эркке Вестерлунду не нравится, как они играют, а потому, что нужно посмотреть, как будут работать другие сочетания в случае травм, в играх против сильных и слабых соперников. Думаю, Билялетдинов сейчас активно набирает информацию о том, какое звено оптимальное. А на мой взгляд, самой близкой к оптимальной в Казани является тройка Мёллер — Азеведо — Варнаков, и в плей-офф это звено будет играть в этом сочетании.

Мёллер всё же не очень органично вписывается в тройки. Это связано с тем, что в «Ак Барсе» праворукие игроки на левом фланге теряются? Дарзиньш, Винцоур.

— Я бы не стал говорить о какой-то глобальной тенденции, скорее всего, это совпадение. Хотя вот эти пропавшие в «Ак Барсе» бойцы, приглашенные на ведущие позиции — это уже похоже на тенденцию. Все случаи, возможно, индивидуальны, но в сумме получается так, что вписаться сходу в механизм «Ак Барса» мало кому удаётся, даже при наличии высокого мастерства.

Мёллер недавно сказал, что ему намного удобнее играть с диагональными передачами от партнёров. «Ак Барс» действительно слабо разгоняет атаку?

— Когда я комментировал последний матч с «Магниткой», я несколько раз обращал внимание на то, что даже когда нападающий пытается завести шайбу через край или по центру, и у него нет полной уверенности, что это пройдёт, игрок разворачивается и возвращается к своей синей линии. Такое в современном хоккее встретишь нечасто. Это хоккей, в который играл тот же Белоусов — такие раскаты и закаты. Я уверен, что это требование Билялетдинова, и поэтому игрокам, у которых умение и желание обыграть один в один, рискнуть выше общего уровня команды, очень тяжело. Потому что даже если ты два раза обыграл, у тебя хорошо получилось, ты сохранил красоту хоккея, которая должна присутствовать, а на третий раз ты ошибся, а на скамейке тебе «воткнули», давление психологическое будет очень большое. По моей информации, такие случаи бывают, когда требования надёжности запредельно высокие и не позволяющие некоторым идеальным игрокам полностью раскрывать свой потенциал.

«ЕВГЕНИЙ МЕДВЕДЕВ — КАНДИДАТ В СБОРНУЮ НОМЕР ОДИН»

Впервые за долгое время игроки «Ак Барса» не попали в изначальный список игроков для сборной на Евротур. Это была просьба клуба?

— Мы следим за всеми, мы всё отмечаем, у нас огромный список всех кандидатов в сборную. То, что не вызваны игроки «Ак Барса» на этот Евротур, да, был вызван Владимир Ткачёв, но и то в плане замены, ничего не значит. Не только лидеров мы отслеживаем. Есть тот же Бурмистров, который был на Кубке Первого канала, есть Медведев, но он с самой большой долей вероятности будет кандидатом номер один для чемпионата мира при условии, что он играет в оптимальных кондициях. Но сейчас нет необходимости проверять какие-то модели с игроками «Ак Барса», на данный момент мы смотрим именно молодых игроков. Вызов Ткачёва это показывает.

Идёт проверка ближайшего резерва даже не на этот чемпионат мира, а на ближайшие два-три года. Мы хотим, чтобы вот эти ребята в боевых условиях, без лидеров вроде Ковальчука и Радулова, сами почувствовали себя лидерами. Важно, как они проявят себя на ведущих ролях против сильного соперника, причём прежде никогда такого не было, несмотря на все заявления бывших руководителей сборной.

Фото: ak-bars.ru.

Марсель Магизов