Провал селекции, успехи маркетинга и еще 8 итогов сезона «Ак Барса»

«Ак Барс» завершил сезон, проиграв в финале Кубка Гагарина питерскому СКА. «Барсы» уступили армейцам по всем статьям, хотя перед финалом были фаворитами. Несмотря на это, год можно считать успешным для клуба, который вел к победам Зинэтула Билялетдинов. По мнению спортивной редакции «БИЗНЕС Online», тренеру летом предстоит сделать большую работу по созданию новой команды и определиться с тем, в какой хоккей играть «барсам» в новом сезоне.

БИЛЯЛЕТДИНОВ ВЗЯЛ «СЕРЕБРО» ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ

«Ак Барс» по ходу регулярного чемпионата не испытывал серьезных проблем. Многие специалисты отмечали, что Запад, чуть ли не впервые в истории КХЛ, оказался сильнее Востока. СКА, ЦСКА, московское «Динамо» и «Йокерит» на протяжении всей регулярки боролись друг с другом, в то время как на Востоке такой конкуренции и близко не было. К тому же многие соперники «Ак Барса» в Восточной конференции испытывали финансовые трудности из-за кризиса. У казанской команды таких проблем не было, регулярный отрезок чемпионата она провела стабильно и благополучно. Возможно, именно это и погубило подопечных Зинэтулы Билялетдинова в финале со СКА.

«Ак Барс», выиграв регулярку на Востоке, в плей-офф получил себе удобных соперников — «Автомобилист», для которого попадание в восьмерку сильнейших уже было успехом, «Авангард», половина состава которого находилась в лазарете, а тренер уже искал себе новую работу, и «Сибирь» — амбициозная команда, не сумевшая на равных бороться с гигантом Востока. Всех своих соперников «барсы» обыграли с одинаковым счетом — 4 — 1, минимальное количество сил во всех трех раундах. Казалось, что в финале фаворитом будет именно «Ак Барс», который получил больше времени на отдых, нежели СКА, обыгравший ЦСКА в седьмом, решающем, матче. Однако всё получилось наоборот — команда Билялетдинова оказалась просто не готовой к мощному сопротивлению со стороны питерской команды. Характер команды в плей-офф закаляется через тяжелейшие игры, нервные концовки и равные серии. СКА через это прошел, у питерцев был настоящий капитан, сумевший в нужный момент принести пользу команде, лидеры, которые были способны вытаскивать матчи, у «Ак Барса» всего этого не оказалось.

Однако нельзя отрицать того, что Билялетдинов, вернувшись спустя три года в Казань, оправдал ожидания руководства республики и болельщиков: да, 60-летний специалист впервые проиграл в финале Кубка Гагарина, но завоевал для «Ак Барса» первые за пять лет медали КХЛ.

«АК БАРС» НЕ СМОГ СОЗДАТЬ ДИНАСТИЮ

В этом сезоне у Билялетдинова не было ни желания, ни возможности работать на перспективу — команде требовался результат «уже сейчас». Тренер сам хотел доказать, что его провал в Сочи был лишь случайностью, а руководству клуба надоело тратить большие деньги на отсутствие результатов. Ходили разговоры, что перед Билялетдиновым был поставлен ультиматум — полный карт-бланш в выборе игроков должен быть подкреплён Кубком или, минимум, финалом. Поэтому вся команда работала на результат, именно на этот сезон.

Под конкретные задачи в клуб были приглашены Глухов, Кольцов, Врана и Брукбэнк, который вот-вот завершит карьеру. Эти хоккеисты наверняка не останутся в Казани: хотя они и сыграли свою роль, вокруг них нельзя построить команду-династию. Контракты заканчиваются у 12 игроков основного состава и ни за одного нельзя поручиться — все могут покинуть клуб. По сути, собранный в этом сезоне коллектив уже сейчас изжил себя, его срок годности закончился. Финал показал, что даже 60 матчей «регулярки» и длинный плей-офф не могут раскрыть потенциал команды, если он есть. Проблема в том, что это понимают многие хоккеисты, которые шли в «Ак Барс» за трофеем, цепляясь за, возможно, последнюю возможность что-то выиграть в своей карьере. Этот коллектив может распасться без особенных переживаний, и мало кто сможет вспомнить через пять лет о том, когда и почему в Казань переехал Владимир Денисов, зачем был призван отряд из «Атланта», и как за «Ак Барс» играл обладатель Кубка Стэнли. Команде нужна перестройка, и даже победа в финале не смогла бы отменить этот факт. Спортсмены — это наёмники, спорить с этим нет смысла, они выполняют то, что им скажут, но тренеры и менеджеры должны понимать, к чему они ведут клуб, и каким он будет через 5 лет. Есть ли такое понимание в «Ак Барсе» — большой вопрос.

ПРОВАЛ СЕЛЕКЦИИ

Как бы Билялетдинов ни отрицал свою причастность к селекции «Ак Барса» в последние два года, известно, что так или иначе Валерий Белов советовался со своим наставником по поводу всех трансферов. Тем более, очевидно, что подбором хоккеистов этим летом занимался лично Билялетдинов — сразу после Олимпийских игр тренер был назначен вице-президентом и генеральным менеджером клуба. И вряд ли он сложил свои полномочия селекционера, официально вступив на должность главного тренера — в мае специалист был в Минске, просматривал игроков на чемпионате мира. Собственно, там было принято окончательное решение о приобретении Оскара Мёллера и Андерса Нильссона, Сергея Костицына, а вопрос с Джастином Азеведо и вовсе решился меньше, чем за месяц. Конечно, работа генменеджера должна длиться весь год, о чём говорил Билялетдинов, но каким образом можно было «довести» Азеведо, чей клуб играл в финале Кубка Гагарина, а потом стремительно прекратил своё существование? Доля лукавства в словах Билялетдинова есть. Связано это, вероятнее всего, с ошибками в селекции, которые допустил тренер — в команде не оказалось игроков, которые могут сыграться и выдавать результат, не было ни звена-лидера, ни отдельных личностей, способных создать гол из полумомента. Конечно, СКА повезло — у них в составе оказалась тройка хоккеистов сборной России, но Вячеслав Быков признался, что увидел окончательный состав своей лучшей тройки, как только СКА подписал Евгения Дадонова, «по менталитету он подходил Панарину и Шипачеву». Билялетдинов же весь сезон тасовал тройки, пытаясь найти оптимальное сочетание, но так и не смог создать боевую единицу. Уповать на отсутствие «химии» тренеру как-то не пристало, ведь тогда получается, что показывать результат он может только из-за эфемерного состояния полного взаимопонимания между партнёрами в команде. Хотя, конечно, звено Кольцов-Свитов-Лукоянов — это находка, здесь Билялетдинов не прогадал, только вот на роль лидеров они всё равно не тянули. Зато в состав не попадали новички команды Сергей Костицын, Шелдон Брукбэнк и Фёдор Малыхин. Самая большая проблема селекции «Ак Барса» в том, что она не системная и не живёт по средствам, отчего потраченные 110 миллионов можно назвать и неудачной покупкой.

В «АК БАРСЕ» СТАЛИ ДОВЕРЯТЬ МОЛОДЫМ ИГРОКАМ

Билялетдинов, вернувшись в «Ак Барс», не боялся доверять собственным молодым воспитанникам. Специалист был инициатором создания базовой команды в ВХЛ, чтобы свои игроки не разъезжались по другим командам, а развивались в Казани. В прошлом сезоне у Белова на постоянной основе играл лишь один молодой игрок Владимир Ткачёв, а в нынешнем 21-летнего нападающего воспринимают уже как игрока основы. Ткачёв, к слову, набрал в регулярном чемпионате на одно очко меньше, чем Фёдор Малыхин, за которого летом казанский клуб заплатил 110 млн. рублей. Но всё же в итоге потерял место в составе, во многом из-за травмы, которую получил осенью.

Появились у Билялетдинова и молодые защитники — Зият Пайгин, завоевавший зимой вместе с молодежной сборной «серебро» чемпионата мира, отыграл в регулярке 33 матча. А 20-летнего Дамира Мусина в кулуарах и вовсе называют будущей звездой отечественного хоккея. Мусин провел в регулярке 34 матча, многие отмечают его не по годам умную игру. По ходу регулярного чемпионата Билялетдинов также стал давать шанс проявить себя габаритному форварду Дмитрию Архипову, который сначала выиграл конкуренцию у Малыхина, а в плей-офф вытеснил Сергея Костицына.

«Есть ребята, с которым можно и надо работать. Им нужно давать возможность поиграть в главной команде, на примере того же Архипова, Пайгина. Нужно с ними работать», — сказал Билялетдинов после поражения от СКА в пятом матче.

Пример «Рубина», в составе которого полно молодых игроков, заразителен. «Ак Барс», имея у себя под рукой целую команду собственных воспитанников в ВХЛ, должен стараться продолжать делать ставку на своих игроков. Тем более, этот сезон показал, что некоторые молодые хоккеисты ничуть не хуже игроков с многомиллионными контрактами.

ПРОВАЛ «БАРСА» И «ИРБИСА»

Однако у медали есть и обратная сторона. Понятно, что в дебютный сезон в ВХЛ трудно было ожидать каких-то результатов от молодежного «Барса». Средний возраст игроков казанской команды составлял 20 — 21 год, в то время как выходить на лед им приходилось против настоящих мужиков, для которых игра в ВХЛ — работа. Но последнее место по итогам регулярного чемпионата — это в любом случае крайне неудачный результат. Стоит отметить, что в нынешнем сезоне в ВХЛ выступала еще одна молодая команда — СКА-Карелия, которая по итогам регулярки оказалась на три строчки выше «Барса». По слухам, многие игроки были недовольны методами работы 65-летнего наставника Всеволода Елфимова, а сама команда играла по системе «бей-беги». Елфимов рассказывал, что взялся тренировать «Барс» лишь на короткий период времени, до сих пор неизвестно, кто будет руководить командой в следующем сезоне. Возможно, им станет Айрат Кадейкин — чемпион России 1998 года в составе «Ак Барса», пришедший по ходу нынешнего сезона в тренерский штаб Елфимова из «Нефтехимика». Известно также, что в следующем сезоне в составе казанской команды не смогут играть игроки 1992 года рождения.

На фоне «Барса» провал «Ирбиса» в МХЛ выглядит куда существеннее. В регулярном чемпионате казанская команда заняла 11-е место на Востоке, а зимой с поста главного тренера был уволен Вадим Шайдуллин — его место занял Сергей Лопушанский. Перестановки в тренерском штабе не принесли никаких результатов. В плей-офф «Ирбис», состав которого усилили игроки «Барса» из ВХЛ, был главным претендентом на победу в Кубке Харламова. Однако уже на стадии 1/16 финала казанцы «всухую» уступили скромному «Кристаллу» из Бердска — 0 — 3, и завершили сезон. Перед третьим матчем своего поста лишился и Лопушанский, а на последнюю игру команду выводил всё тот же Елфимов. Место главного тренера «Ирбиса» также остается вакантным в будущем сезоне. При этом судьба целой группы хоккеистов, которым в этом году исполнится или уже исполнилось по 22 года остаётся неизвестной. Например, Динар Хамидуллин и Данил Файзуллин. В таком возрасте нужно находить себе взрослую команду или же заканчивать с хоккеем. У части игроков заканчивается контракт и спрос на них в клубах КХЛ довольно серьезный, но у «Ак Барса» есть право не отпускать хоккеистов в другие команды. Клуб порой действует в этом вопросе, как собака на сене, не давая шанса некоторым молодым игрокам заиграть в Казани, но при этом и не отпуская их в другие команды.

ЛЕТОМ «АК БАРС» ИГРАЛ СИМПАТИЧНЕЕ

Вернувшись летом в «Ак Барс», Билялетдинов сходу выиграл предсезонный турнир на призы губернатора Нижегородской области. После провальной Олимпиады Билялетдинов старался меняться. На предсезонных турнирах казанская команда играла интереснее — быстрый и искрометный хоккей дополнялся креативной игрой в атаке. «Ак Барс» много забивал, а лучшим бомбардиром команды по итогам межсезонья стал Костицын, переставший попадать в состав команды в плей-офф. Тройка Костицын — Малыхин — Азеведо была настоящим открытием турнира в Нижнем Новгороде. Многие предполагали, что именно это звено станет главной силой «Ак Барса» в регулярном чемпионате. Но, сразу после того, как начался регулярный чемпионат, Билялетдинов вернулся к осторожному оборонительному хоккею. Ставки были высоки, и специалист решил не рисковать — результат для него был куда важнее. На протяжении всего сезона наставника «барсов» критиковали за скучный хоккей его команды, где все игроки, лишенные свободы действия, играют как роботы.

Билялетдинов упорно отрицал, что его команда играет в откат, но в конечном итоге и это тоже сыграло с «Ак Барсом» злую шутку. В пяти матчах финальной серии казанцы забросили лишь четыре шайбы, две из которых экс-капитан СКА Максим Сушинский назвал случайными. Оборона казанской команды, которая смотрелась надежной на протяжении всего регулярного чемпионата, в финале дала сбой, а нападающие «барсов» так и не смогли выйти из спячки. Билялетдинов не смог переступить через себя и в конечном итоге проиграл дуэль более современному Быкову.

«СКА играл, чтобы выиграть, а „Ак Барс“ — чтобы не проиграть», — скажет после серии Тони Мортенссон.

РАБОТАЮЩИЙ МАРКЕТИНГ С НЕБОЛЬШИМ ОБМАНОМ

В этом сезоне резко выросла посещаемость матчей «Ак Барса» — редко на матчи собиралось менее 6500 человек, причём даже на встречи со слабым соперником. Аншлаги перестали быть штучными, хотя в любом случае можно было найти пару пустых мест, которые, скорее всего, лежат на совести спекулянтов. В первую очередь на интересе к команде сказалось возвращение на свой пост лучшего тренера «Ак Барса» последних лет Зинэтулы Билялетдинова. Но и маркетинговая служба не сидела сложа руки — клуб начал работу по привлечению фанатов из числа студентов, обновил систему покупки абонементов, разнообразил развлекательную программу на арене в перерывах. Раньше, чтобы убить 15 минут перерыва, на «Татнефть Арене» можно было сделать несколько кругов по холлу или постоять в очереди за чаем, теперь о зрителе заботятся и в чаше, и в подтрибунных помещениях. Конкурсы, ледовые шоу, множество точек питания, аукционы, живые памятники, аттракцион, замеряющий силу броска — это всё явные плюсы Казани. Не перед Санкт-Петербургом, конечно, СКА в этом вопросе работает лучше всех в КХЛ, но «Ак Барс» намного опережает, например, двухкратного обладателя Кубка Гагарина московское «Динамо». Впрочем, стремиться есть куда, тем более, что нет-нет, а соврать казанские маркетологи пытаются, причём неизвестно зачем. Весь плей-офф зрители наблюдали за постановкой «детский хор вместе с дирижёром и солисткой изображают исполнение гимнов». Дети наверняка старались и пели каждый раз, но толку от этого не было — всё было записано заранее на студии, там же и сведено в хор, так что зачем заставляли нервничать молодых артистов, непонятно. А самым странным ходом был запуск шумомера на трибунах «Татнефть Арены», который скорее показывал силу давления на кнопку, регулирующую цифры на медиакубе. Контрольные весы на рынках выходного дня наверняка точнее, чем чудо-прибор «Ак Барса». Создание ажиотажа — это хорошо и правильно, но вряд ли это стоит делать посредством мелких обманов, ведь зритель всё прекрасно понимает и чувствует, когда его пытаются надуть.

БУРМИСТРОВУ И ПЕТРОВУ ПОРА МЕНЯТЬ ПРОПИСКУ

По ходу регулярного чемпионата Александр Бурмистров и Кирилл Петров не раз подвергались критике со стороны хоккейных специалистов и болельщиков. На воспитанников казанской школы хоккея были возложены определенные надежды — именно им отводилось место лидеров «Ак Барса» после ухода Алексея Морозова и Даниса Зарипова, однако они эти надежды не оправдали. Хотят тут не только вопросы к игрокам, но и к тренеру. Оба игрока талантливые, имеют в своем арсенале преимущества перед многими другими игроками, но именно у Билялетдинова раскрыться им не удается.

Возможно, присутствует конфликт между игроками и Билялетдиновым. И Бурмистров, и Петров часто не попадали в состав казанской команды, а по окончании пятого матча подверглись критики со стороны главного тренера «барсов». Наверное, обоим игрокам пора сменить обстановку. У Бурмистрова есть такая возможность уже сейчас — его двухлетний контракт с родной командой заканчивается в апреле этого года, а у Петрова соглашение еще на один сезон, хотя, по некоторой информации, им интересуется клуб из НХЛ, а также несколько грандов КХЛ.

ПРО МОРОЗОВА ВСЕ ЗАБЫЛИ

Завершивший карьеру в этом сезоне Алексей Морозов так и не дождался никаких официальных церемоний от «Ак Барса», которому отдал 9 лет и принёс кучу трофеев. Весь год из клуба поступали сообщения о готовящемся прощальном матче, приглашённых гостях, едва ли не баннере с номером 95, который будет поднят под своды «Татнефть Арены». Но сначала в Казани не смогли быстро среагировать на решение бывшего капитана команды покинуть хоккей, затем поводом для отсрочки стала травма Морозова, а потом уже начался плей-офф. Сезон пролетел как один миг, однако сборной России удалось и пригласить легендарного хоккеиста в Сочи в день матча, и вывести его на лёд, и подготовить простое, но эмоциональное шоу. Может быть, именно церемония прощания с игроком, который приносил победы «Ак Барсу», пошла бы на пользу команде перед началом решающих матчей сезона? Это благоприятно сказалось бы и на болельщиках, и на хоккеистах, ведь остались ещё в составе люди, которые вместе с Морозовым брали Кубки и забрасывали важные шайбы. Сборная показала, что подобные акции — это вопрос настроя и желания работать. Из имиджевых задач красивое прощание с легендой было первоочередным для «Ак Барса» в этом году, ведь многие болельщики до сих пор не простили руководству расставания с лидерами, а выбранный курс на омоложение мало того, что не особо и соблюдается, но и результатов не приносит. Остаётся надеяться, что хотя бы в следующем сезоне лучший капитан в истории казанской команды сможет правильно попрощаться с казанской публикой.

БИЛЯЛЕТДИНОВ ОСТАЁТСЯ

Билялетдинов выполнил задачу-минимум, завоевав с командой серебряные медали, благо, КХЛ теперь такие выдаёт. Вообще, финал Кубка в первый же год — это хороший результат, хотя у Вячеслава Быкова получилось выиграть в совершенно незнакомом для себя клубе. Тренер «Ак Барса» возвращался в свою практически родную организацию, где все знают его запросы и требования, да и времени на подготовку у него было на полгода больше, чем у Быкова. И, тем не менее, вернувшись в клубный хоккей, сразу же Билялетдинов стал одним из двух лучших специалистов КХЛ, вновь показав свой высокий уровень. Теперь руководство «Ак Барса» вряд ли будет рубить с плеча, и вспоминать большие суммы контрактов и отступных, а даст тренеру дальше руководить командой. Несмотря на отсутствие видимой перспективы, на последней пресс-конференции сезона Билялетдинов дал понять, что у него есть план действий, он полностью уверен в своей системе работы, и при правильном подборе игроков она даст нужный результат. Возможно, полной свободы действий уже не будет, и спонсоры станут обращать внимание на общественное мнение по поводу трансфера всё того же Малыхина, но идти на коренные перемены мало кто станет, хотя такое решение тоже можно оспорить. Судьба «Ак Барса» снова в руках Билялетдинова, и новый сезон команда начнёт с той же системой — меняться тренер не намерен.

Читайте также:

Мика Норонен: «Ак Барсу» в новом сезоне нужна ещё одна сильная тройка"

Обзор дня от Шевченко: «Малыхину надо уходить из «Ак Барса»

Зинэтула Билялетдинов: «Разве плохо, что команда играла в финале?»

Руслан Васильев, Марсель Магизов