Особенности национального гребного спорта или Как студенты выиграли Европу

Читатели «БИЗНЕС Online» по итогам прошлого года признали лучшим спортсменом Татарстана студента Поволжской академии спорта Расула Ишмухамедова. Таким образом, они отметили его победу на чемпионате мира по гребле еа байдарках и каноэ, которую Расул одержал вместе с Кириллом Шамшуриным. Недавно дуэт завоевал очередную золотую медаль, на этот раз европейского масштаба. О том, как Ишмухамедов шел к очередной победе, что ему предстоит сделать для того, чтобы оказаться в олимпийском Рио, и как в Чехии болеют за русских — в интервью «БИЗНЕС Online».

«СТОЮ Я, ПО ГОРЛО В ВОДЕ, ПО КОЛЕНО В ИЛЕ…»

— Расул, прими наши поздравления с очередной победой. Расскажи, как вы с Кириллом и партнерами по команде ее достигли.

— Я бы хотел начать даже не с победы на Европе, а с отборочного старта. Это и забавно и поучительно, одновременно. Дело в том, что для участия в чемпионате Европы мы должны были отбираться на Кубке России, который проходил в Краснодаре. Старт был назначен на конец апреля, и с погодой нам откровенно не повезло. Попутный ветер достигал скорости 16 метров в секунду. Это очень много, причем, ветер этот южного направления, который вызывал огромную волну.

— Я так понимаю, что сложно было всем.

— Всем, но более крупным гребцам было тяжело вдвойне. А отбор у нас осуществлялся по следующим принципам. Чемпион в одиночке должен был стартовать в одиночке, победители в двойке шли в экипаже-двойке. А экипаж четверки должен был набираться по следующему принципу: серебряный призер в гонке двоек, и два призера в гонках одиночников.


image3.jpg

Кирилл Шамшурин (краайни слева) и Расул Ишмухамедов (второй слева) с партнерами по чемпионской команде


— Будем считать, что мы все поняли, чего уж… Это же элементарно.

— Ну, объяснил, как было. Я попал в финал одиночек, этот старт был назначен одним из первых, причем, судьи никакого внимания на волны не обращали. В результате, в мою лодку волной налило воды, и я реально пошел на дно. Я кое-как достал лодку, доплыл до камышей. Выбрался там на берег еле-еле, потому, что камыши плотные, торчат, как прутья, втыкаются в ноги. Короче, вернулся я за лодкой, стою по горло в воде, в одной руке весло, в другой — каноэ. Меня еще начало в ил засасывать по колено. А судейские катера рассекают туда-сюда, меня не видят.

— Сюжет такой, что можно писать сценарий «Особенности национального гребного спорта».

— Мне на тот момент было не смешно. Хорошо Илюха Первухин, проплывая, заметил меня, сообщил на судейский плот, и оттуда приехал катер с судьей. Теперь он меня зовет Крестником. Он вытащил меня, усадил на катер, куда, говорит, тебя везти — на старт или в раздевалку? Я ему — куда в раздевалку, у нас же старт отборочный. Привез он меня на старт, мокрого, продрогшего. Я проехал 400 метров со старта и… опять «утонул» (смеется). Хотя не один я, там из девяти стартовавших половина «утонула». Преимущество было у легких гребцов.

МАРТИН ДОКТОР СЕЙЧАС РАБОТАЕТ ДОКТОРОМ

— Таких, как Кирилл Шамшурин?

— Нет, он тоже не добрался до финиша. Его волной подкинуло, он веслом махнул мимо воды, и упал на другую сторону лодки. В общем, потом тренерский совет решил, что отбор прошел не очень качественно, и, если собирать команду на Европу по итогам отбора, то это будет неминуемый провал. В результате сборную собирали по решению тренерского совета. В том числе и наш экипаж.

В байдарках, кстати, вообще дурдом был. Сборную формировали из тех, кто даже в финал не попадал. И не угадали, байдарочники выступили не очень удачно, вернувшись без медалей.

— Первоначально было написано, что, помимо тебя и Кирилла, в экипаже четверки должны были стартовать Владислав Чеботарь и Илья Штокалов.

— Информация не соответствовала действительности. Штокалов вообще «левый», как он мог попасть в наш экипаж? «Левый», не в том смысле, как это принято понимать, просто он в лодке располагается слева, а нам нужен был «правый» по борту.

Что касается нашего экипажа, то в нем были Виктор Мелантьев и Чеботарь. С Мелантьевым и Ильей Первухиным мы в прошлом году выиграли чемпионат мира, но Первухин в тот раз не мог совмещать старты в экипажах на двойке и четверке, и нам пришлось искать ему замену. В результате, рассмотрели кандидатуру Чеботаря. Он еще молодой, может выступать и по юниорам, но получил шанс вместе с нами стартовать по взрослым. На сборе протестировали, как идет наша четверка, и выяснили, что неплохо, не хуже, чем было в прошлом году.

— По результату, действительно, не хуже. Как пришла победа?

— Стартовали в чешском городке Рачице. Там искусственный канал на два километра.

— Искусственный канал сооружен «под» Мартина Доктора (олимпийский чемпион 1996 года в каноэ-одиночке, — Ред.)?

— А ты имеешь в виду их звезду гребли недавнего времени. Хорошо, что напомнил. Знаешь, кем сейчас работает этот знаменитый каноист? Врачом в юношеской команде Чехии. Доктор Доктор, одним словом (смеется). Возвращаясь к Рачице, скажу, что мне там понравилось. Хорошее местечко, погода соответствовала, дул небольшой ветерок справа. Но чехи по бокам канала установили валы, которые останавливали ветер, и он не мешал грести. Хотя нашей победе, мне кажется, ничего не помешало бы. Я лично был уверен в этом. Так и получилось. Мы лидировали буквально с начала гонки, и шли первыми на всех отметках. У нас получилась идеальная модель прохождения дистанции — ровно, уверенно в себе…

«МЫ ЗА МИР ВО ВСЕМ МИРЕ!»

— Какова сейчас политическая обстановка в Чехии?

— Начну с того, что там проходит чемпионат мира по хоккею в Праге и Остраве. Мы выбрались в Прагу, благо в первый же соревновательный день с утра победили, и у нас было почти двое суток для того, чтобы прогуляться. Такое ощущение, что каждый второй встречный в столице Чехии сейчас русскоязычный. Много болельщиков сборных России, Беларуси, Латвии. Все братаются…

А на гребле была показательные встречи с чехами, когда мы стояли на остановке, ждали шатл, который должен был довезти нас до гребного канала. К нам подходили местные, высказывались, что раньше мы были вместе, воевали против единого врага, а сейчас Америка нас рассорила. Короче, Америка — зло! В результате, мы одному местному дедку подарили георгиевскую ленточку, он поблагодарил, и тут же повязал ее. Сказал: «Спасибо вашим дедам!»

Только от украинцев и поляков шел какой-то негатив. И то не от всех. Кто-то подходил, общался, а кто-то не отвечал на приветствия. Люди разные… А поляки и в прежние годы, по моим наблюдениям, не слишком жаловали россиян. Но это их проблемы, а мы за мир во всем мире!

— Вопрос, который задают молодые корреспонденты мэтрам искусства, кино и спорта: «Каковы ваши творческие планы»?

— Едем сбор в Подмосковье. Надо готовиться к чемпионату России, который пройдет в Москве, в Крылатском, и станет отборочным к чемпионату мира.


qwe.jpgЧемпион с ректором Поволжской академии спорта Юсупом Якубовым


— Тем более, что твои победы приходятся на дистанцию, которой нет в олимпийской программе, а потому надо решать — где пытаться завоевать лицензию на Игры?

— Да, есть такое. Мы с тренером решаем, как быть — либо с Кириллом составить экипаж-двойку, либо найти напарника. В этой дисциплине у нас солирует дуэт Алексей Коровашков — Первухин, который на Европе стал вторым. А это очень серьезные соперники в борьбе за олимпийскую путевку.

Читайте также:

Расул Ишмухамедов — спортсмен года в Татарстане

Джаудат Абдуллин