Воспитанник казанского «Рубина» Марат Сагиров провел последний сезон в команде второго дивизиона «Текстильщик» из Иваново. В целом за свою почти десятилетнюю кочевую жизнь по командам второго дивизиона, Сагиров успел поиграть за команды Ижевска, Тюмени, Владивостока, дважды выступал за челнинский «Камаз». О том, как игралось в городе невест, тренировалось под руководством Дмитрия Парфенова и жилось в Таиланде после разорения турфирмы, Марат рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
«НОВУЮ КОМАНДУ ИЩУ САМ»
— Марат, чем занимаетесь в межсезонье?
— До начала очередного сезона остается очень мало времени, поэтому мне сейчас приходится искать новую команду, находясь в отпуске. Я не стал оставаться в рядах ивановского «Текстильщика» потому, что изначально шел в команду «под задачу». Иваново собиралось бороться за выход в ФНЛ, но выполнить задачу не удалось. Очень плохо сыграли, особенно в первой половине чемпионата. Весной попробовали догнать, но было уже поздно. Мне, как и любому спортсмену, хочется стремиться наверх, играть в команде, которая решала бы задачи, а не просто выходила на поле. Поэтому ищу команду, которая играла бы в ФНЛ, либо ставила задачу выхода в этот дивизион, выступая во второй лиге.
— Почему вы сами ищете команду, а не доверили эту работу агенту?
— У меня нет своего агента, есть знакомый человек в этой области, который также готов помочь в поисках нового коллектива. Помимо него, я рассчитываю на знакомых тренеров и футболистов, с которыми вместе поиграл и которые могут замолвить обо мне словечко своему наставнику. Я созваниваюсь со знакомыми и прощупываю обстановку в клубе: что, как, какие требования. В каждом клубе ФНЛ у тренера свои агенты, и тяжело пробиться в состав, если у футболиста нет весомого человека, заинтересованного в нем.
— Если говорить о тренерах, то в первом дивизионе работает наставник, который прекрасно знает ваши возможности.
— Вы имеете в виду Владимира Ежурова? Да, он работает в Красноярске, с местным «Енисеем», но является там не главным тренером. Команду возглавляет другой специалист, а Ежуров числится главным, поскольку имеет необходимую тренерскую лицензию.
— Тогда можно рассчитывать на внимание Дмитрия Парфенова. Он работал с вами в этом году в Иваново, а сейчас, я читал, он возглавит Владивосток.
— У Парфенова не сложилось в итоге. Я тоже читал сообщения, что он с большой долей вероятности может возглавить «Луч-Энергию», но уже поступило опровержение. Причем. Непонятно, то ли он сам отказал Владивостоку, то ли там решили не связываться. Насколько я знаю, ему предложили новый контракт с Иваново и пока он ответа не дал. Думаю, что согласие поступит, если не найдется других вариантов.
«ПРЕМИАЛЬНЫЕ БЫЛИ РАСПИСАНЫ ВПЛОТЬ ДО ДЕВЯТОГО МЕСТА»
— Довелось прочитать на официальном сайте клуба, как в Иваново радовались итоговому пятому месту.
— Дело в том, что перед последним туром мы прикидывали свои шансы и казалось, что выше седьмого места уже не удастся подняться. Для того, чтобы мы стали пятыми, необходимо было, чтобы «Сатурн» проиграл в Орехово-Зуево, которое шло на последнем месте, а «Долгопрудный» потерял очки в Коломне. В итоге, так и случилось, что, естественно, порадовало нас после осенних неудач. Если вспоминать о том, что мы были десятыми после первой части чемпионата, то итоговое пятое место можно считать успешным. Нам за него даже премиальные заплатили.
— Серьезно? А за какое место вы играли бы бесплатно?
— Премиальные различного размера полагались за места, вплоть до девятого.
Сагиров во время выступления в Набережных Челнах. Фото: fckamaz.ru
— Иваново — команда возрастная. Практически половина основного состава перешагнула за 30-летний возраст, а кое-кто мог бы уже заявляться и на турниры ветеранов, где можно играть с 35 лет. Не тяжело было в такой коллективе?
— Много было возрастных, вы правы, но они пока в полном порядке. У нас одним из лучших бомбардиров в команде стал человек, перешагнувший за 35-летний возраст. Потом у Парфенова в состав попадали сильнейшие, вне зависимости от возраста человека или его предыдущих заслуг.
— Чуть постарше ваших ветеранов были представители тренерского и административного штаба Игорь Тихонов и Андрей Минвалиев…
— Понял ваш вопрос. Это люди, которые провели часть своей карьеры в казанском «Рубине», о котором очень тепло отзываются. Если было время для внефутбольных бесед, то они вспоминали о годах, проведенных в Казани, причем от этой темы никуда не уйти, поскольку они нашли в нашем городе своих жен. Вы, наверное, не знаете, они женились на сестрах из Татарстана. То есть, Минвалиев и Тихонов породнились, благодаря нашей республике и теперь большой толпой приезжают в Буинск, как только выдается эта возможность. И Игорь, и Тихонов постоянно спрашивали у меня о тех ребятах, с которыми вместе играли в «Рубине». Я рассказывал им о том, что в Казани создавали мини-футбольную команду, где играли их бывшие партнеры: Валерий Алескаров, Наиль Садыков, Рустем Хузин…
«ИЗ ВЕТЕРАНОВ «РУБИНА» ПЕСОК НЕ СЫПАЛСЯ»
— Хузин, с которым вы играли за МФК «Волга», категорически отверг возможность продолжать мини-футбольную карьеру.
— Я понимаю, насколько им было тяжело в таком возрасте переключаться практически на новый вид спорта, противостоять ребятам, которые вдвое моложе их. Но результат наши ветераны-дебютанты показали вполне достойный. Песок с них пока не сыплется, наоборот, есть еще порох в пороховницах.
— Как сейчас поживает Иваново — город невест?
— Мне вопрос об Иваново задает любой человек, который узнает о том, что я там провел сезон. Понятно, что городом невест Иваново был в те годы, когда там располагалась практически вся текстильная промышленность Советского Союза, и количество представительниц женского пола ощутимо превышало мужское население. Сейчас, увы, фабрики позакрывали, и количество мужчин и женщин такое же, как в любом российском городе. Даже не знаю, радоваться этому или огорчаться. Нам, наверное, надо радоваться, поскольку мужчины и составляют большую часть болельщиков «Текстильщика».
— На футбол ходят активно?
— Да, среди тех городов, в которых мне довелось поиграть, Иваново приятно удивило болельщицкой активностью. На матч Кубка России с ярославским «Шинником» было, наверно, тысяч семь человек на трибунах, очень хорошая активность для провинциального города. Причем, меня неоднократно узнавали на улицах города, хотя я там играл первый сезон. Но там и пресса активно работала, постоянно брали интервью, делали репортажи даже со сборов команды. Пожалуй, также активно люди интересовались во Владивостоке и Тюмени. Из выездов запомнился матч в Саратове, когда там тоже народ заполнил трибуны, где-то на 10 тысяч. А вот когда я играл в Челнах, то там народ слабо ходил на «Камаз», такая же ситуация была в Ижевске.
«ИНОГДА ВО ВТОРОЙ ЛИГЕ ФУТБОЛИСТЫ ИГРАЮТ ЗА «ЕДУ». И ЭТА ЕДА НЕ ЧЕРНАЯ ИКРА»
— Вы поиграли в трех зонах второй лиги: «Урал-Поволжье», «Сибирь и Дальний Восток», сейчас «Запад». Что можно сказать о второй лиге, которую «Рубин» покинул 18 лет назад?
— Действительно, я пока только на «Юге» и в «Центре» не играл. Что можно сказать? Общий уровень игры примерно одинаковый. Если есть сильная в финансовом плане команда, то она набирает игроков и сильно выделяется на общем фоне. Хотя, не всегда выполняет задачу. Тот же «Факел-Воронеж» три года решал задачу выхода в ФНЛ, обладая внушительным для второй лиги, бюджетом. И два года уступал в борьбе за путевку Туле, потом Саратову, и только в этом году добился цели. Если денег нет, то футболисты живут на базе, реально играют «за еду», причем, имеется в виду не черная икра, а что попроще и подешевле. Черной икрой только во Владивостоке кормили. А рядом играл Братск, где на автобусах в течение двух суток добирались на матчи.
— В начале сезона в Иваново работал Вадим Евсеев, помогая своему партнеру по московскому «Спартаку» Дмитрию Парфенову. Каким он запомнился человеком и почему ушел?
— Начну с ответа на последний вопрос. Ему поступило приглашение из команды премьер-лиги, а от таких не принято отказываться. Пусть на тот момент пермский «Амкар» стоял «на вылет», но в итоге решил задачу по сохранению прописки в высшем дивизионе и думаю, что Евсеев не жалеет о состоявшемся переходе. Что касается моей работы с ним, то Евсеев совсем не тот человек, которого принято представлять по знаменитому отборочному матчу 2003 года. Адекватный человек, без всякого эпатажа, спокойно объяснял на тренировках то, что от нас требовалось и главное — мог сам показать, что надо делать. Тогдашние его слова и действия, я думаю, объяснялись излишней эмоциональностью, но без нее и не было бы, я думаю, того футболиста Евсеева, которого мы запомнили.
— Давайте поподробнее представим футболиста Марата Сагирова. Мне кажется, с вами не было интервью, где рассказывалось бы о первых шагах спортивной карьеры.
— Почему, были. Только в других городах, где я играл. Началось все с отца, который работал в школе «Стрела». Он привлекал меня к занятиям спортом, в результате я в 11 лет перешел в рубиновский спецкласс. Тренировались с Андреем Борзенковым, Иреком Ганиевым, который сейчас играет. С нами работал Геннадий Васильевич Орлов, который сейчас подготовил для «Рубина» Эльмира Набиуллина. С 2003 года начал играть в дубле «Рубина», а потом перешел в «Рубин-2». На следующий год Курбан Бердыев пригласил из нашего состава пять человек на сборы с основной командой. Я считаю, что мы выглядели не хуже остальных, но в итоге нас отправили обратно в «Рубин-2». В котором провели еще четыре года, но не дождавшись приглашения из родной команды, решил продолжить карьеру в других городах.
«Я ПОПАЛ В ЧИСЛО ПЕРВЫХ РОССИЯН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАЗОРЕНИЯ ТУРФИРМ»
— Вы говорите во множественном числе.
— Потому, что дело касается не только меня, но и братьев Мухаметшиных, Ахметзянова, Ганиева. Нас пригласил в Ижевск Роберт Евдокимов, который видел игру нашей команды, когда мы соперничали в Зоне «Урал-Поволжье».
Вернувшись в родную Казань, Сагиров играет только за МФК «Волга» (крайний справа в нижнем ряду)
— Там еще Евгений Дьячков играл, который выступал за «Рубин» в 90-е годы, воспитанник Нижнекамска Руслан Анисахаров. Вы вообще могли в команде на татарском разговаривать.
-(Смеется). Да уж, с учетом того, что наш тренерский штаб также был родом из Татарстана. Евдокимов до того тренировал «Алнас» из Альметьевска, а как только тот развалился, возглавил Ижевск. У нас там была очень дружная команда, которая достаточно успешно выступала. После этого мы разъехались, каждый по своим командам. У меня получился маршрут: Ижевск-Тюмень-Челны-Владивосток-Челны-Иваново… Дальше, пока, не знаю.
— Знаю, что у вас по время одного из отпусков был еще один заковыристый маршрут в Таиланд. Когда вы стали «героем» малоприятной, но поучительной истории…
— Было дело, когда мы полетели с моей девушкой, которая теперь стала моей женой, на отдых. Купили путевки в фирме, которая разорилась примерно в тот момент, когда мы летели в самолете. Прилетели в Таиланд и столкнулись с ситуацией, как на картине «Не ждали». В отеле нас не селили, потому что трансфер был не оплачен, наличных денег было по минимуму, тайского языка мы не знали и не знаем до сих пор, чтобы как-то вывернуться из ситуации. Спас «звонок другу». Я позвонил Айрату Сахиеву, который является президентом МФК «Волга», в которой я играю в мини-футбол на чемпионатах Казани и Татарстана. Айрат свел нас со своим хорошим знакомым, который живет и работает в Таиланде. Этого звонка хватило, чтобы человек помог нам устроиться в другом отеле, в результате мы провели отпуск вполне пристойно. Хотя, вполне возможно, что мы стали одними из первых россиян, которые пострадали от банкротств туристических фирм, которые потом стали разоряться с пугающей частотой.
Читайте также:
Три новичка и Хагиги. Как прошла открытая тренировка «Рубина»
Гомельт на просмотре в «Рубине», Павлюченко ищет новую команду. Таблица переходов РФПЛ