Валентина Артемьева: «У простых людей в Америке не изменилось отношение к России»

Остался месяц до старта водного мундиаля в Казани. Одна из лидеров плавательной сборной России — новосибирская спортсменка Валентина Артемьева. У нее в коллекции четыре золотые медали чемпионатов Европы и пять золотых наград чемпионатов мира. Правда, европейские награды Валентина завоевывала на «короткой воде», а медали мировых чемпионатов, плавая в ластах. Одним словом, наград с чемпионатов, проводившихся в 50-метровых бассейнах, у Артемьевой пока нет. Но из разговора с корреспондентом «БИЗНЕС Online» стало понятно, что Валентина настроена на пополнение своей медальной коллекции по итогам ЧМ-2015.

«ДУМАЛИ, ЧТО Я БУДУ ПЛАВАТЬ БАТТЕРФЛЯЕМ, НО МНЕ БОЛЬШЕ ПОДОШЕЛ БРАСС»

— Валентина, как случилось, что вы начали свою спортивную карьеру с плавания в ластах?

— Когда я занималась плаванием в ластах, то тренировалась у Александра Михайловича Ильина. Этот вид спорта очень развит в Новосибирске, куда я переехала из Петропавловска-Камчатского. Я переехала в Новосибирск в 11 лет, и рядом с моим домом был бассейн, в котором была только секция по плаванию в ластах. Спустя восемь лет карьеры в ластах, мы решили поменять вид спорта, в олимпийскую дисциплину.

— Тренеры подчас отмечают, что легче научить новичка, чем переучивать человека, пришедшего из схожей, но смежной дисциплины. У вас не было такой проблемы при переходе из «подводного плавания» в «надводное»?

— Плавание в ластах напоминает баттерфляй, и все были уверены, что я буду плавать дельфином. Но, так сложилось, что я лучше всего освоилась в брассе, хотя и в бате устанавливала рекорд России, правда, только на дистанции 50 метров. На более длинных дистанциях я не могу выжать из себя больше, возможно, из-за того, что не хватает работы рук. С ногами, благодаря плаванию в ластах, проблем я не испытываю. В принципе, для брасса также подходят дельфинообразные движения туловищем.

Мои основные победы и медали связаны с выступлением на короткой воде, жаль, что это не олимпийская дисциплина. У нас в Новосибирске только один бассейн-«полтинник», и особо негде тренироваться в зимний период, осваивать несколько иную технику преодоления дистанции. А арендовать этот бассейн получается очень дорого. По большому счету, длинная и короткая вода — это два разных вида спорта. У меня неплохие старты и повороты, которых, просто-напросто, совершаешь больше, когда плывешь в 25-метровом бассейне. А плывя по дистанции, получается, я уступаю конкуренткам.

«В АМЕРИКУ ПОЕХАЛА ВСЛЕД ЗА СВОИМ МОЛОДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»

— Вы сейчас тренируетесь в Америке. Зачем туда поехали?

— Меня сподвиг на переезд мой молодой человек — Саша Лобанов, который поехал в Америку, чтобы учиться, и тренироваться там. Мне там все понравилось, люди улыбчивы, нет каких-то напрягов. Мне как-то психологически легче находиться в этой среде, где все позитивно. Плюс погода, я тренируюсь во Флориде, тоже дает свой плюс. Плавать под открытым небом приятней.

Я тренировалась в двух местах, попробовала на себе две различные методики подготовки. Там все присутствует, и тренировочный объем, и «железо» в зале, и спринты на занятиях, все это, с одной стороны, похоже на привычные мне тренировочные занятия на родине, и, немного другое. Но по опыту, я понимаю, что перед основными стартами сезона мне необходимо возвращаться на родину, и подходить к турнирам, тренируясь уже в России. Тут и проблемы акклиматизации, и мой тренер Александр Брониславович лучше меня знает, как надо готовиться. Во всяком случае, прошлой осенью у меня получилось подойти к международным стартам в наилучшей своей форме.

— К Америке применимо понятие школа. Допустим, плавательная школа Калифорнии или Техаса?

— Мне кажется, что там нужно говорить о школе не применительно к местности, как у нас, когда говорили московская, питерская, волгоградская, сейчас новосибирская. Там школы персонифицированные. Есть, например, всем известный Дэвид Сало, к которому едут со всего мира. Вот это школа Сало. Мне, правда, туда совершенно не хочется. Там, по разговорам, слишком много народу, и слишком много звезд, к которым, волей-неволей, тренер будет относиться внимательней, чем к остальным. И очень мало персональной работы тренера с учеником. Что касается группы, в которой я работаю, то там от шести до восьми человек, и тренер с нами достаточно плотно занимается.

— А у Сало внимание сконцентрировано на спортсменов из сборной США?

— Нет, не обязательно. Главное, чтобы это был претендент на медали. А на остальных он менее сконцентрирован, причем, может даже не заметить, что человека не было на тренировке.

«ЗА „СИБИРЬ» БОЛЕЮ, НО НА ХОККЕЙ ХОДИЛА ТОЛЬКО ВО ФЛОРИДЕ»

— Отношение к россиянам в Америке не изменилось, в свете политических событий последнего времени?

— Я этого совершенно не прочувствовала. На уровне обычных людей я ничего не замечала, все это политика.


5.jpg

Валентина Артемьева на награждении


— Как вы для себя представляете выступление в плавательном бассейне, установленном на стадионе?

— Это сейчас достаточно часто практикуется. В целом, если и возникают проблемы, то у спинистов, которые привыкли видеть какие-то ориентиры, а тут их не будет. Как не было, кстати, и в ДВВС, там ведь тоже очень высокие потолки. Мне не совсем понравилось на соревнованиях в Риме, там было очень жарко, что, в конце концов, сказалось на том, что от сердечного приступа умер один из тренеров на трибунах. После этого ФИНА приняла решение проводить соревнования в комфортных условиях, в крытых бассейнах. Даже в Дохе плыть комфортно, главное на улицу пореже выходить.

— Вы уже выступали на международных соревнованиях в Казани, я имею в виду Универсиаду. Что запомнилось?

— Многие спортсмены замечали, что здесь было даже лучше, чем в Лондоне. Я на Олимпиаде не была, сравнивать не могу, но мне в Казани очень понравилось. За всех нас болели, переживали, но больше всего, конечно же, за Яну Мартынову, которая стала первой местной чемпионкой Универсиады. Очень мне понравились бытовые условия, проживание в Деревне Универсиады, питание. Тут я познакомилась с местной кухней, особенно нравится местная выпечка. Бэккен с капустой — одно из моих любимых.

Мне, вообще, Казань нравится. Здесь люди приветливые, готовы прийти на помощь. Вы тут, живя, может быть, этого и не видите, но нам, особенно на контрасте с Москвой, это сразу становится заметно. Чем-то на наш Новосибирск похоже.

— Как казанский зритель воспринимал плавание?

— Замечательно. Дворец водных видов спорта был заполнен, он пропитался духом соревнований. Будь там трибуны побольше, думаю, и они были бы заполнены до отказа.

— Казань и Новосибирск недавно связывало хоккейное противостояние «Ак Барса» и «Сибири». Следили за ним?

— Моя сестра даже ходила на один из домашних матчей, хотя билеты, реально, очень тяжело было достать. Люди с ночи занимали места в очереди, чтобы их купить. А я на хоккей ходила дважды, но не здесь, а во Флориде. Мой молодой человек просто «тащится» от хоккея.

Досье «БИЗНЕС Online».

Валентина Артемьева родилась в 1986 году в Новосибирске.

С 2002 года Валентина Артемьева выступала в составе сборной России по подводному плаванию.

Пять золотых, три серебряных и четыре бронзовых награды чемпионатов мира по плаванию в ластах.

В 2007 году перешла в классическое плавание. Действующая чемпионка Европы по плаванию брассом на дистанциях в 50 и 100 метров на короткой воде. Четыре золотые, серебряная и бронзовая медаль чемпионатов Европы по короткой воде.

Джаудат Абдуллин