Два с половиной месяца назад, 8 мая, «Рубин» одержал последнюю в своей новейшей истории победу в официальных матчах — гол Магомеда Оздоева принес клубу три очка во встрече чемпионата страны по футболу с «Кубанью». Колумнист «БИЗНЕС Online» Александр Норден вспоминает, как играла команда потом и ищет причины неудач.
Чемпионат 2014/15: «Локомотив» (0:3); ЦСКА (0:3), «Уфа» (1:1).
Контрольные матчи межсезонья: «Стяуа» (1:2), «Айнтрахт» Брауншвейг (1:3), «Карлсруэ» (2:2), «Лейпциг» (0:1).
Чемпионат 2015/16: ЦСКА (0:1), «Амкар» (0:2)…
Игорь Портнягин в борьбе за мяч
Следующий матч — «юбилейный» в этом «поминальном» списке в австрийском Граце уже не контрольный, как перед началом сезона, а самый что ни на есть официальный — в Лиге Европы, а с клубами этой страны роман у казанцев как-то не складывается (дважды вспомним «Рапид»). 3 августа на «Открытие-Арене» нас ждет «Спартак». Там есть Промес — наш могильщик из концовки прошлого чемпионата. Там произошло усиление Зе Луишем. По двум первым турам видно, что это — игрок. Команда Дмитрия Аленичева на подъеме, она отомстила «Краснодару» за унижения последних сезонов… Будем продолжать «поминальный» ряд?
У нас тоже произошло «усиление». Вернее даже два. Одно — Максим Батов. В матче с бывшей своей командой сидел в компании Владимира Дядюна в ложе Центрального стадиона — он не мог играть по условиям контракта. Другие «усиления» Альберт Шарипов и Камиль Муллин находились в резерве. Один — не нападающий, другой — не готов. Там же, в резерве «главного командования» находилось три (!) вратаря. По всей определенности, кому-то из них предстояло переламывать ход неудачно складывающейся игры с пермяками.
Из этого резерва за 90 минут ни один человек не встал для того, чтобы разминаться. Разве что вратарь Юрий Нестеренко стоял у забора. Разминались только футболисты «Амкара». Они бегали по полю, забивали, запасные их разминались, выходили на поле, забивали еще. Они жили футболом, что делали их соперники и чем они жили, осталось загадкой.
Магомед Оздоев с мячом
Скажем себе честно, «Амкар» на свой гол наиграл еще до перерыва. Ничего страшного, не забил в раздевалку, забил из раздевалки. Да еще головой Соломона Кверквелии, которой тот в этот воскресный вечер отбивал из своих ворот и забивал в них же. Только не думал. Забавно, что Гаджи Гаджиев своей вихляющей походочкой и с «руки в брюки» из раздевалки вышел только тогда, когда его подопечные уже забили. Ничего. Всё под контролем…
Меня в этой истории тревожат два момента. Первый: поведение Рината Билялетдинова по ходу игры. Не всем нравится, что седовласый наставник как молодой бегает вдоль технической зоны, жестикулирует, подсказывает, но то, что через эту эмоциональную манеру у него устанавливается связь со своими игроками глупо отрицать. Куда все это делось? О чем думал тренер? Как он пытался наладить эту порванную, отключенную связь? Что пытался поменять по ходу матча? Или плыл вместе со всеми по течению? В конце прошлого сезона мы увидели ненастоящий, безэмоциональный, сдувшийся «Рубин». В начале сезона нового мы видим ненастоящего, безэмоционального главного тренера. Это вызывает тревогу.
Момент второй. Вернее, вопрос к руководству клуба. А люди где? Понятно, что в «Рубине» продолжают выдерживать актуальнейший нынче тренд под названием «оптимизация расходов». И делают это успешно. Вернее, делали, ровно до окончания прошлого сезона. При таком сведении бюджета клуба от дефицита к едва ли не профициту, по соотношению «цена — качество» пятое место и попадание в еврокубок — это высший пилотаж. Но дальше то что? Надежда, что и по европейскому автобану можно не просто прокатиться на малолитражке отечественного автопрома, но и еще кого-то обогнать?
Зачем попадать в еврокубок и продолжать экономить на кадрах? Зачем перед важнейшими матчами за попадание в групповой турнир Лиги Европы не делать предложения о продлении контракта лучшему, да еще центральному защитнику, а надеяться, что молодые непроверенные приобретения на ключевую позицию совместно компенсируют его, Цезаря Наваса, огромный опыт?
Зачем эта воинственная риторика о необходимости «проучить Азмуна» и безропотное «отпускание» (или отпущение) его, да еще в стан конкурента? Я не в восторге от забивных способностей иранца, но не уверен и в том, что Муллин или Дмитрий Отставнов начнут штамповать голы в условиях, когда Портнягина научились цепко прихватывать.
И я еще могу поверить, что на новые приобретения нет средств. Но я совершенно отказываюсь верить в то, что клуб, стремящийся к открытости, вбрасывает в информационное пространство. Меня пытаются заставить поверить, что у нападающего сборной Украины, опытнейшего Марко Девича неподходящая «Рубину» манера игры. Что у его соотечественника Марко Ливайя, получившего футбольное образование в «Интере», причем не бакинском, класса меньше, чем у тех, кто сидит в запасе на играх казанского клуба. Что у Мубарака Вакасо малярия, а Благо Георгиев застрял в Риме на общественных работах. Если это та открытость, к которой клуб стремился, то может лучше вернуться к прежней «фильтрации базара»?
И главное: с такой кадровой политикой мы экономим копейку, а теряем рубль — это о грядущем вероятном непопадании команды в групповую стадию… Бизнес по-русски.
Динияр Билялетдинов на скамейке запасных
Но эти вопросы, повторюсь, не к Ринату Саяровичу. А что касается его, то уважаемый специалист и искренне переживающий за свое дело человек должен уже в четверг вернуться и стать прежним. Наладить эмоциональный контакт с ребятами. Не стесняться в ключевой момент бросить в бой пусть еще не совсем готового сына — он, уверен, не подведет. Билялетдинов должен стать настоящим!
Иначе каждая неудача только будет усиливать в массах ностальгические нотки о недавнем золотом прошлом. И о желании возвратить его творца. А оно вам надо?
Читайте также:
Приключения француза в России: от миллионов в Казани до топора в московской квартире
«Как до такого докатались, что сезон начинать с двух поражений?». Мутко гуляет по базе «Рубина»
Карикатура дня. Кверквелия сыграл за «Амкар» в форме «Рубина»