Сегодня, как и ожидалось, президент «Рубина» Валерий Сорокин написал заявление об уходе — такое предложение ему и Ренату Билялетдинову накануне сделал врио
ДМИТРИЙ САМАРЕНКИН
Первый и самый логичный кандидат на кресло президента «Рубина» — это председатель совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат» Дмитрий Самаренкин, в лице которого «Рубин» получил бы не только высочайшего знатока и искреннего фаната футбола, но мощнейший организационный ресурс и связи — как его личные, так и группы компаний «Нэфис». Ясно, что для главного акционера компании Ирека Богуславского, который весьма близок к Рустаму Минниханову, привести клуб к победам станет делом чести.
Собственно, по этой схеме Самаренкин и «Нэфис» уже показали, на что способны на примере команды по хоккею с мячом «Динамо-Казань», которая под их патронажем за короткий срок выиграла все трофеи, которые только есть в этом виде спорта. К слову, предыдущему патрону клуба Николаю Колесову такое не снилось.
Собственно, вся эта логика и привела к тому, что почти ровно три года назад 31 августа 2012 года Самаренкин был назначен президентом «Рубина». Многие наблюдатели сходились тогда во мнении, что такого активного и идейного шефа футбольный клуб еще не видел. «Рубин» ненадолго расцвел новыми красками, люди пошли на стадион, появились первые успехи в маркетинге. Казанская команда тогда была законодателем мод в части нефутбольных дел. Дмитрий Анатольевич или ДАС, так его называли болельщики, был освобожден от работы на «КЖК» и посвящал всё своё время футбольному клубу.
Однако ключевой задачи — поставить под свой контроль финансы клуба и в особенности, мягко говоря, мутную трансферную политику — Самаренкину решить не удалось. Первые же попытки это сделать запрограммированно привели его к острому конфликту с тогдашним главным тренером Курбаном Бердыевым, который в итоге одержал верх. Когда вопрос, кому оставаться в клубе — Самаренкину или Бердыеву, — Минниханов сделал выбор в пользу последнего. Причем козырем наставника на фоне не самого удачного сезона стала победа в Кубке России, в которую немалый личный вклад внес Самаренкин. Пришедший ему на смену Сорокин сделал выводы, результаты «Рубина» пошли по наклонной вниз, что и дало легитимный повод к отстранению главного тренера. Но ломать клуб, как оказалось впоследствии, совсем не то же самое, что строить…
След Самаренкина в «Рубине» ощущается до сих пор. К примеру, Нияз Акбаров, который в «Рубине» отвечает за подготовку молодежи — это креатура Самаренкина.. К слову, в команде еще даже есть игроки, которых покупали с его подачи, например, иранский вратарь Алиреза Хагиги. Жива память о Самаренкине и в сердцах болельщиков, которые уже чуть ли не требуют возвращения ДАСа в клуб.
Важно отметить, что Самаренкин, как никто другой, в курсе дел. Ему не потребуется ни минуты на вникание в процессы управления клубом. Программа действий по выходу из кризиса будет готова в кратчайшие сроки, что очень важно посреди сезона. И, в целом, можно не сомневаться, что выправить ситуацию ДАСу по силам.
Нельзя не учитывать и большой авторитет менеджера в футбольных кругах. Он много общается с фанатом футбола, владельцем «Краснодара» Сергеем Галицким и разделяет его европейскую философию управления командой. За Самаренкиным пойдут люди, его энергия и эмоциональный заряд подкупает, что чувствуют и футболисты, и работники клуба, а что самое важное болельщики. Позорных цифр посещаемости в 4 тысяч зрителей, как это было на матче «Рубина» и «Работничков» неделю назад, при Дмитрии Анатольевиче точно не будет. Клуб довольно быстро вновь станет народным.
При этом в клубе уже нет его главного антагониста — Бердыева, зато есть возможность для полной широты действий. При этом ясно, что всю полноту ответственности за результат Самаренкин сможет взять лишь в том случае, если ему будет предоставлен карт-бланш в выборе тренера. Иначе опять получится лебедь, рак и щука.
С другой стороны, далеко не факт, что войти в реку второй раз захочет сам Самаренкин, тем более, что на дворе кризис, когда нужно круглые сутки заниматься бизнесом. До футбола ли? Впрочем, в нашей республике отказывать президенту не принято…
АСГАТ САФАРОВ
С именем шефа аппарата президента Татарстана связаны золотые страницы истории волейбольного клуба «Зенит-Казань». Команда была образована всего лишь 15 лет назад, Асгат Сафаров стоял у самых истоков клуба. За полтора десятилетия «Зенит» стал самым сильным клубом мира, в котором играют только звезды и суперзвёзды, команду боятся все европейские гранды. В волейбольном мире шутят, что маленьких итальянских и польских волейболистов пугают «Зенитом».
Всё это удалось создать во многом благодаря тонкому чутью на людей и системному подходу Сафарова. Если бывшему министру внутренних дел республики поручат руководить «Рубином», то порядок в команде будет наведен довольно быстро. С Сафаровым клуб забудет о проблемах с платежами от спонсоров (поступлений может стать даже больше), «Рубину» станет проще проходить различные бюрократические препоны…
Насколько нам известно, кандидатуру Сафарова рассматривали и во время прошлой пересменки в «Рубине», но бывший полицейский отказался от этой должности ввиду специфики вида спорта. Российский футбол напичкан деньгами сомнительного происхождения, разного рода серыми схемами и агентскими играми, работой с судьями и многим другим подобным. Любому клубному руководителю приходится часто идти на компромиссы. «Рубин» не может находиться вне этой глобальной системы. Личные принципы Сафарова просто не позволяют ему принимать во всём этом участие — здесь нужен особый подход. Недаром, что самые успешные времена клуба тесно связаны с Рустэмом Саймановым (Сайманчик), одним из лидеров группировки «Севастопольские», который в итоге прямо из кресла спортивного директора «Рубина» угодил за решетку. Если тот, кто его посадил, теперь возглавит клуб, это будет символично, но созрел ли для этого российский футбол?
Есть и еще один немаловажный фактор — большая загруженность Сафарова политической работой, тем более, в сложное для республики время, когда с разных сторон на неё идут атаки.
ИЛЬДАР ХАЛИКОВ
Специфика должности премьер-министра в республике такова, что Ильдар Халиков может позволить себе уделять довольно много времени проблемам «Рубина». Большую часть функций председателя правительства оставил за собой Минниханов. Чего говорить, если даже рабочий кабинет президента остался в здании кабмина, а не переехал в Кремль.
При этом Халиков постоянный посетитель VIP-ложи Центрального стадиона, он практически не пропускает матчей «Рубина» и еще зимой 2013/14 после увольнения Бердыева и возможного тогда ухода Валерия Сорокина, не скрывал своих претензий на кресло президента клуба. Однако в этом случае клуб, вероятнее всего, покинет Айрат Гараев и другие люди Сорокина, у которого, как говорят, небезоблачные отношения с премьер-министром. Собирать коллектив заново придется достаточно долго.
Очевидные плюсы Халикова — он высокого уровня менеджер, имеет опыт успешного антикризисного менеджмента (КАМАЗ эпохи конца нулевых и постхамадеевские Челны). «Рубин» может стать одной из форм самореализации премьер-министра, который явно скучает по подобной оперативной работе после переезда из автограда в Казань. Челнинское прошлое должно помочь и в части выстраивания отношений с ФК «КАМАЗ», тем более что у людей Сорокина отношения с автозаводской командой разладились, как только она вышла в ФНЛ. При такой схеме за СИНХом останется контроль над финансовыми потоками в клубе.
При всех видимых плюсах — основным минусом кандидатуры Халикова является то, что все-таки он знаком с футболом на уровне болельщика и любителя футбола, а не профессионального функционера. Пару лет уйдёт на погружение в тему. Есть ли для этого время? Вот в чём вопрос. Этот сезон точно будет упущен, а с учетом перестройки могут быть проблемы и в следующем году. Публика в Казани заждалась больших побед и ей нужны результаты уже сейчас. «Рубин» при такой схеме будет обречен на то, чтобы цепляться за еврокубки и только мечтать о медалях высшей пробы. Хотя… мы не сомневаемся, что истинный потенциал премьера далеко еще не раскрыт!
ИЛЬСУР МЕТШИН
Мэр Казани Ильсур Метшин — большой поклонник футбола. После равнодушного к игре миллионов Валерия Сорокина этот фактор всегда будет иметь особое значение. Столичный градоначальник и сам играет в футбол, его сыновья также увлекаются игрой. Он всегда следил за «Рубином» и по мере возможностей вникал в ситуацию в клубе, входя в его попечительский совет.
Не стоит забывать и то, что «Рубин» по-прежнему остается муниципальной собственностью. Хотя Сорокин пытался провести реорганизацию, она так пока и не осуществилась: помешали длительные контракты футболистов, сказалось «дело Ерёменко» и другие юридические моменты.
Поэтому назначение мэра на этот пост выглядело бы логично. Вспомним, что именно так было во времена Камиля Исхакова, который был президентом клуба ровно до того момента, пока возглавлял казанскую администрацию. При такой схеме и был заложен фундамент к большим успехам клуба в конце нулевых.
У Метшина есть своя сильная команда менеджеров, которая после успеха Универсиады и водного чемпионата мира вполне готова принять новый вызов. Если бюрократическая система Казани начнет работать на благо «Рубина», то это, безусловно, должно положительно сказаться на всех нефутбольных аспектах его жизни.
Не будет проблем и с мотивацией — ничто так не зажигает Ильсура Раисовича, как проекты, связанные с продвижением Казани на федеральной и международной арене. А если будет греметь «Рубин», то и столица Татарстана будет на слуху. К тому же не надо забывать, что в 2018 году Россия принимает футбольный мундиаль и для Татарстана политически важно, чтобы в составе национальной сборной блистали и наши игроки. Кто как ни Метшин осознает значимость этой задачи?
ВЛАДИМИР ЛЕОНОВ
«Рубин» — это своеобразный татарстанский футбольный союз. На клубе, так или иначе, зациклены все футбольные процессы, происходящие в республике. Как известно, после мучительных поисков модели российский футбольный союз завтра официально возглавит Виталий Мутко, который фактически уже занял этот пост в середине лета. Так может, по такой же модели стоит выстраивать футбольную пирамиду и в Татарстане? Министр по делам молодежи и спорту РТ, как и его федеральный начальник, вполне может совмещать оба поста. К тому же Мутко и Леонову не надо будет искать общий язык — они прекрасно сработаются и на футбольном поприще.
Немаловажно, что Леонов недолгое время уже был генеральным директором клуба. Еще зимой 2014 года, когда его назначали на эту должность, неофициально проговаривалось, что в перспективе он должен стать президентом клуба. Однако недолгая командировка в Москву в помощники Игорю Шувалову спутала карты, и в Казань бывший шеф дирекции Универсиады вернулся уже в министерский кабинет.
Плюс Леонова в его прекрасном кадровом ресурсе. Дирекция спортивных проектов после чемпионата мира по водным видам спорта близка к расформированию, а «Рубин» может стать для части ее команды очередным амбициозным проектом. И если Леонов всё-таки вновь придёт в «Рубин», то он уже не будет человеком-функцией, а станет человеком-драйвером, прежде всего, ментальным. Единственный в новейшей истории клуба аншлаг на стареньком стадионе «Рубин» — дело рук его команды. После него никому не удавалось собрать на арене в Соцгороде восемь тысяч зрителей.
При этом, однако, Леонов все же не стал футбольным человеком, ему было не до вникания в тонкие моменты игры, без чего успешно управлять командой именно в спортивной части будет очень сложно. Нельзя забывать и о других задачах, которые стоят перед его ведомством. Минниханов требует олимпийские медали, за год в этом направлении многое сделано, но работы у министра невпроворот и без «Рубина». Если же вдруг Казань замахнётся на проведения Олимпиады, то обо всём остальном Леонову придется забыть. Этот мега-проект предстоит курировать ему, других кандидатур нет, а для «Рубина» выбор у Минниханова достаточно широк.
ЧЕЛОВЕК ИЗ ТАИФА
Здесь нет необходимости называть персоналию. Минниханов может поручить управлять «Рубином» его главному спонсору — группе компаний ТАИФ, как это было сделано с хоккейным «Ак Барсом» и «Татнефтью». Кто бы ни был при такой схеме президентом клуба, результат будет одинаков.
С одной стороны, ТАИФ завернёт гайки, продолжит политику финансовой чистоты и экономии, сможет поставить спортивный результат. Но не надо забывать, что ТАИФ крайне закрытая структура, и это наложит печать на работу «Рубина». По всей вероятности, клуб будет работать не для зрителей, а для людей, которые смотрят футбол из VIP-ложи, как это и было во время Бердыева. Любая внутренняя информация будет схожа со сводками Совинформбюро. В итоге через некоторое время команда, даже имея достойное место в турнирной таблице, перестанет вызывать интерес у публики. Примеры ватерпольного «Синтеза» или нижнекамского хоккейного и футбольного «Нефтехимика» перед глазами: маркетинг отсутствует, болельщиков никто не уважает, а сами клубы для большинства татарстанцев что есть, что нет.
РАФИС БУРГАНОВ
И все-таки, по нашим данным, лидирует в неформальном «праймериз» кандидатов на пост президента «Рубина» бывший министр по делам молодежи и спорту республики, а ныне глава комитета по бюджету и экономики
В пользу опытнейшего чиновника говорят сразу несколько важных факторов. Во-первых, Бурганов очень близок к Сорокину, который, несмотря на свой уход с поста президента сохранит большое влияние на «Рубин» как генеральный директор СИНХа — главного финансового донора клуба. Да и люди бывшего президента «Рубина», сумевшие провести финансовую чистку в клубе, как говорят, останутся в нём только, если президентом станет бывший республиканский министр спорта. С тем же Гараевым Бурганов знаком еще по совместной работе в мэрии в середине 90-х годов.
Во-вторых, Бурганов — человек с чистейшей репутацией, все контрагенты минспорта говорили, что они стали работать по прозрачным и понятным принципам: никаких двойных стандартов и путаных схем. Вряд ли аппаратчик старой закалки изменит себе, придя в «Рубин». Философия финансовой прозрачности и четкости не изменится. На данном этапе это важнейший момент.
В-третьих, Рафис Тимерханович в очень хороших и близких отношениях с Мутко, гораздо ближе, чем Леонов. Несмотря на то, что депутат
При этом источники близкие к бывшему министру говорят, что он довольно быстро заскучал на депутатской работе, за год
С другой стороны, и каких-то прорывов, реформ от такой конфигурации, когда рулевым становится Бурганов и К, ждать, скорее всего, не стоит. Старый конь борозды, безусловно, не испортит, но и глубоко не вспашет. Что-то подсказывает, что зона Лиги Европы — это будет наш предел мечтаний…
Читайте также:
Рустам Минниханов срубил обе головы. Билялетдинов и Сорокин покидают «Рубин»