Известный дизайнер Михаил Антипин в своём блоге на Sports.ru рассказал о самом масштабном своём проекте этого года — работе над дизайном формы уфимского «Салавата Юлаева». Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» представляет рерайт оригинального текста.
СИНИЕ ТРУСЫ И ШЛЕМЫ — НЕ ТО, ЧТО БЫЛО НУЖНО «САЛАВАТУ»
В межсезонье «Салават Юлаев» серьезно поработал над редизайном формы. Спустя несколько сезонов команда возвращается к строгому и актуальному дизайну.
В этом году в клубе произошла серьезная реорганизация, сменилось руководство, пришли новые сотрудники. Как правило, такие изменения влияют на внешний вид команды. Весной мне поступило предложение поработать над формой «Салавата Юлаева».
Многие болельщики неверно интерпретируют словосочетание «работа над формой», по умолчанию включая сюда ребрендинг или рестайлинг логотипа. Чтобы не возникло недопонимания — техзадание не касалось работы над логотипом.
Присланный мне векторный логотип оказался слабым по качеству отрисовки деталей. Линии в строгой конструкции располагались спонтанно, черты лица были вялыми. По собственной инициативе я перерисовал логотип, внеся незначительные косметические изменения. Структура логотипа требовала жестких черт лица. В то же время, лицо стало более естественным и выразительным.
Первые же вводные шли в разрез с моим представлением о будущей форме. Синие трусы и шлемы это не то, что требовалось уфимскому клубу. Прием с чередованием цветов экипировки сам по себе неплохой и в какой-то мере свеж для отечественного хоккея. Но в лиге всего 2 зеленых клуба и 16 синих. Не самый оправданный размен. Справедливости ради, стоит признать, что раньше с зеленым цветом тоже существовали определенные проблемы. Шлемы отдавали на покраску, периодически от ударов краска скалывалась, что доставляло дополнительные трудности. Оттенок трусов достаточно сильно отличался от основного цвета формы. Но в сумме эти проблемы были незначительными и решаемыми.
Я пытался повлиять на ситуацию, но не добился успеха. В целом, даже с синей экипировкой, форма смотрится неплохо. Домашний комплект в общей массе остался зеленым.
Опасения возникали касательно гостевой формы, она могла получиться бело-синей. Чтобы добиться необходимого результата потребовалось ввести зеленый цвет. Причем его процент должен был быть достаточно большим. Зеленый цвет появился в самых заметных местах формы — на плечах и рукавах свитера. Игровые номера занимают серьезную полезную площадь и служат дополнительным цветовым пятном. В гамашах так же присутствует относительно большая доля зеленого цвета. Все эти шаги позволили сбалансировать цвета в гостевом комплекте и не допустить неприемлемого бело-синего результата.
Полагаю, что кто-то из руководства клуба хотел вернуть форму первой хоккейной лиги чемпионов. Отсюда и синий цвет для шлемов и трусов и выбор похожей модели свитера.
ТРИ ШУРУПА
На форме «Салавта Юлаева» традиционно располагается надпись «Уфа». К этому элементу у меня было несколько вопросов.
Во-первых, из простой надписи требовалось сделать крепкий леттеринг. Название «ӨФӨ» почти всегда изображают тремя ровными кругами с поперечными штрихами. Сами буквы подталкивают к такому приему. Однако эта фишка уже набила оскомину. И, несмотря на то, что в самой Уфе к народному названию «Три шурупа» относятся спокойно, мне хотелось уйти от этой несерьезной ассоциации. Это всего лишь буквы башкирского алфавита, и их начертание должно подчиняться общему стилю.
Когда-то, вместо надписи «Уфа», на форме присутствовало изображение соцветия курая, одного из символов Башкортостана. Я решил совместить леттеринг с зонтиком курая, так получился самостоятельный второстепенный логотип.
Второй момент, который требовалось систематизировать — размещение языковых версий леттеринга «Уфа» на форме. Раньше на плечах обоих комплектов формы было написано «ӨФӨ"/"UFA», что не совсем логично. На домашнем свитере правильнее поместить надпись «Уфа» на русском и башкирском языках, а на гостевом свитере — на английском и русском. Форма для выезда побывает в гостях, как в России, так и за границей, а домашнюю форму увидят башкиры и русские.
ШРИФТЫ
Традиционно объемным получился процесс создания шрифта для игровых номеров. Существуют определенные принципы, которых стоит придерживаться при создании или подборе шрифта номеров. Стиль номеров должен соответствовать логотипу. В идеале когда все элементы формы образуют единый стиль. Жесткий геометрический логотип клуба имеет остроугольную форму. Чтобы поддержать характерные особенности логотипа в начертании шрифта, требуется, как минимум, сделать острые засечки, либо создать полностью строгий геометрический шрифт.
РЕТРО-ФОРМА
Так же стоит отметить, что к основным комплектам добавилась ретро-форма. Образцом для нее послужила форма 70-х годов с леттерингом СКСЮ (Спортивный клуб «Салават Юлаев»). С оговоркой, что ретро-дизайн адаптирован под действующие клубные цвета.
В третьем комплекте формы «Салават Юлаев» провел предсезонные турниры и сыграет несколько игр в регулярном чемпионате. Ближайший матч — «Зеленое дерби», 20 октября.
Кроме выбранного варианта был еще один — гостевой. Мне понравился ассиметричный дизайн свитеров 74-го года. Леттеринг СКСЮ на правом рукаве смотрится оригинально, но очевидно, что на данном этапе лига вряд ли бы согласовала дизайн формы не соответствующий регламенту. Поэтому подразумевалось, что в этой форме команда сыграет предсезонные турниры, где к подобным нюансам относятся снисходительно. К сожалению, позволить себе 4 полноценных комплекта формы может не каждый клуб, даже с неплохим бюджетом.
ДЕТАЛИ
К восьмому сезону КХЛ «Салават Юлаев» подготовил совершенно новую форму не только по дизайну, но и по качеству. В новых свитерах используются самые актуальные технологии производства, такие как: полностью сшивная графика, аппликация и вышивка. Отказ от сублимационной печати позволил использование ткани фабричной покраски. Такая ткань имеет более насыщенный цвет и равномерно прокрашивается с двух сторон. Конечное изделие из такой ткани выглядит солиднее сублимационных аналогов, так как в швах не вылезают белые нити ткани. Учитывая то, что еще в прошлом сезоне «Салават Юлаев» играл в свитерах сублимационной печати, новая форма — это серьезный шаг вперед.