Воскресная игра «Краснодара» с «Рубином» вызвала у болельщиков казанской команды неоднозначную реакцию в отношении работы судейского корпуса, возглавляемого Игорем Федотовым. Были ли допущены ошибки в отношении «Рубина»? И как стоит относиться к удалениям в двух последних матчах Лиги Европы, когда с поля были изгнаны Олег Кузьмин в матче с «Ливерпулем» и Сергей Кисляк в игре с «Бордо»? Специально для «БИЗНЕС Online» спорные эпизоды разбирает судья региональной категории Дмитрий Белозёров.
— Самый явный момент, когда «Рубин» мог бы негодовать по работе арбитра, это момент с Марко Девичем и Стефаном Страндбергом. Я тогда еще подумал — а как же он будет оценивать этот эпизод? На мой взгляд, момент был «пограничный», действие Гранквиста заслуживало либо желтой карточки, при трактовке «срыв перспективной атаки», либо даже красной карточки, как явное лишение возможности забить гол. А в итоге арбитр Игорь Федотов не зафиксировал в этом моменте нарушения. Хотя по моменту, как мне показалось, фол был, так как Девич был развернут к воротам, двигался к воротам на большой скорости, а в этом случае любой мало-мальски произошедший контакт чреват падением. И бросилось в глаза недовольство Девича, что на этот момент судья никак не отреагировал.
Если Федотов дал желтую карточку Игорю Портнягину в моменте его столкновения с Андреем Диканем, то это тоже неоправданно. Потому, что Портнягин не шел акцентированно на столкновение, наоборот, как выяснилось потом, он получил травму руки. Это совсем другой эпизод, чем по сравнению с красной карточкой, показанной Лаборде. Тот специально оставлял ногу впереди, когда сталкивался с Сергеем Рыжиковым. В столкновении Портнягина и Диканя у Игоря не было стремления идти на вратаря.
Ари и Эльмир Набиуллин
Хотя, в целом, по судейству, мне не показалось, что арбитр не был субъективен в адрес какой-либо из команд. Если и ошибался, то в обе стороны. Но я заметил, что в конце матча произошла определенная заварушка. Наше телевидение не стремится концентрировать на подобном внимание, поэтому я не мог понять, что произошло? Предполагаю, что, как и в моменте с Девичем, у игроков «Рубина» осталось чувство некой несправедливости и от итога матча и от работы судейского корпуса.
Кстати, арбитры тоже работают по своим ощущениям, и, если они способны удержать игру в рамках правил, то они дают игрокам большую волю на поле, повышают уровень единоборств.
То же самое высказывание я хотел бы применить к матчу «Ливерпуля» и «Рубина», и оценке удаления Олега Кузьмина. Есть определенная градация в качестве судейства российских и международных матчей. Мне, в бытность моей судейской практики, очень ясно это дал понять Сергей Зуев, возглавлявший коллегию футбольных арбитров. Он по какому-то матчу заметил мне, что я позволил футболистам слишком большую вольность в отношении единоборств. Я ответил, что для Англии это вполне нормальный уровень. На что Сергей Владимирович резонно заметил, что «когда будешь судить в Англии, тогда и будешь позволять подобное». Вот в этом и заключается уровень судейства международного и внутреннего судейства. На международных матчах меньше обращают внимания на «плюшевые» падения, стремятся к тому, чтобы игра смотрелась динамичней. Там позволительна борьба, тем более, в отношении матчей с участием английских команд. Контактный футбол сам по себе лучше смотрится, да и в Англии футболисты останавливаются, только когда речь идет об открытом переломе.
Олег Кузьмин получает красную карточку
И вот в матче с «Ливерпулем» арбитр Роберт Шергенхофер из Австрии показывает первую желтую карточку Кузьмину в моменте, когда Олег заслуживал, максимум, устного замечания, и, максимум, назначение штрафного удара. Да, он прыгал на мяч, но он и сыграл в него. А ливерпулец в этом моменте подпрыгнул с таким криком, как будто ему ноги оторвали. Момент был интерпретирован не с точки зрения судейства, принятого в международных матчах. Со второй желтой карточкой Кузьмина я соглашусь, там он останавливал корпусом соперника, мешая ему провести перспективную атаку.
Но, если соотносить с контекстом судейства всего матча, то Шергенхофер показал несколько карточек, которые мог бы и не давать. По-видимому, это арбитр, который не дает «играть» командам, и в этом плане его манера судейства выдерживалась на протяжении всей игры.
Также я оценил бы удаление Сергея Кисляка в игре с «Бордо», когда ему давали вторую желтую карточку. Ее там также «сыграли» и сам пострадавший, и вся вскочившая в этом моменте скамейка французской команды. Выбежал тренер, закричал, произошло некоторое воздействие на судью Гедиминаса Мажейку из Литвы, и он наказал Кисляка.
Да, Сергей дал определенный повод к показанию желтой карточки, когда попал сопернику по ноге сзади, но в судейском мире есть внутреннее убеждение, что вторая желтая должна быть «железобетонной». Ты же оставляешь, тем самым, одну команду в меньшинстве, можешь повернуть весь ход игры. Поэтому такие эпизоды, как с Кисляком, могут караться, когда речь идет о демонстрации первой карточки, профилактической, но вторую надо давать только в том случае, когда уж футболист срубил соперника. Так, что даже сам признает свою вину. А в матче с «Бордо» был момент из области «фифти-фифти», когда судья мог ограничиться устным внушением, и его никто бы не наказал. У нас в судейском мире есть еще одно выражение — «полурозовая» карточка, некая средняя, между желтой и красной карточкой. Когда решение эпизода, что называется, отдается на откуп арбитру.
Сергей Кисляк
Хочу еще заметить по игре с «Краснодаром», что параллельно с этой встречей шел матч «Сити» и «Юнайтед» в Манчестере, который я предполагал наблюдать, как более интересный с точки зрения футбольной составляющей. В результате получилось, что в Манчестере смотреть не на что было, а «Рубин» смотрелся очень достойно, если учитывать еще, что он приехал в Краснодар, после игры с «Ливерпулем». То, что «Рубин» по статистическим данным выглядел сильнее «Краснодара», признаваемого одной из «играющих» команд последних лет, говорит о многом. Я еще после победы над «Уфой» звонил новому генеральному директору «Рубина», поздравлял и высказывал ощущение, что к команде возвращается ее боевой, «татарский», как мы раньше говорили, дух. Когда казанцы играли «через не могу», по мне лично, даже проигранный матч с «Краснодаром» «рубиновые» могут вспоминать с поднятой головой. Из всего сыгранного тура я бы назвал нашу игру самой «рентабельной». Если сохранится такой настрой, то будем в Казани ставить на место Юргена Клоппа!
Читайте также:
КДК рассмотрит удаление тренера «Рубина» Кузнецова в матче с «Краснодаром»
С бала на корабль. «Рубин» после «Энфилда» проиграл «Краснодару»
Обзор российского футбола: Поражение «Рубина» в Краснодаре было ожидаемо