Сегодня в Сочи состоится встреча министра спорта России Виталия Мутко с президентами спортивных федераций страны. На ней планируется обсудить вопросы подготовки российских спортсменов к Олимпиаде в Бразилии, не исключено, что будет поднят вопрос о скандальном заключении комиссии WADA по российским легкоатлетам. Но сам Мутко определил для себя эту встречу, как точку отсчета в отношениях с федерациями. Корреспондент SporтБО размышляет о том, к каким изменениям может привести общение руководства Росспорта.
«ХВАТИТ ОДНОМУ МИНСПОРТА ОТЧИТЫВАТЬСЯ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ»
- У нас в Сочи состоится встреча со всеми президентами федерации летних видов спорта, - объявил о своих планах Виталий Мутко на встрече с кандидатами в олимпийскую сборную от Татарстана, состоявшейся в Казани пятого ноября. - Для многих это станет точкой отсчета. А завершится отсчет после Олимпиады. Еженедельно по вторникам мы будем проводить совещания с руководством федераций по подготовке. Через полгода, после завершения Олимпиады, мы проведем отчетно-выборные собрания по итогам Игр. Потому, что хватит уже одному Минспорта отчитываться за результаты. Когда случаются победы, то к ним и не подойти. А как поражения… В Ванкувере была такая ситуация, когда после поражения хоккеистов, никто не зашел в раздевалку команды. А один даже обратился ко мне со словами – «Кого вы сюда привезли?» Я ответил – «двукратных чемпионов мира». Проиграл – будь с командой, других-то у нас нет, инопланетяне к нам не приедут.
Еще этим летом Мутко порадовал общественность цитатой – «А у нас как победа, так «конгратьюлейшенз и чмоки-чмоки» на уровне федераций, а мы - никто». По сути, руководитель Росспорта не имеет никаких разногласий только с двумя президентами спортивных федераций. – Президентом федерации футбола России, каковым сам и является, и президентом федерации фехтования Алишером Усмановым, который, в одно лицо, возглавляет и международную и российскую федерации. Помимо этого, оплачивает долги Федерации футбола. Что касается остальных федераций, то их проблемы приходится подчас разгребать, будучи задействованным в крупных спортивных событиях, как было этим летом, когда лопнул нарыв в федерации баскетбола России прямо во время проведения чемпионата мира по водным видам спорта. Или вести окопную войну, как с федерацией плавания России.
- У некоторых есть свои проблемы, - сетовал Мутко. - Например, в плавании у нас «подзакрываются». А на Олимпиаде нас синхронное плавание уже не вытащит (В программе Олимпийских игр разыгрываются два комплекта наград, когда на чемпионатах мира, с нынешнего года, девять. – Прим. Ред.) И сейчас я говорю о том, что надо больше самостоятельности, не надо всех «загонять» в Волгоград (Одна из главных претензий российских пловцов – сборы в волгоградском центре «Волга», руководителем которого является вице-президент федерации плавания страны Виктор Авдиенко. – Прим. Ред.). Я иногда недопонимал всю ситуацию, потому, что думал Федерации возглавляют серьезные спортсмены. А когда я столкнулся с проблемами Юлии Ефимовой, и других, там оказалось все очень удивительно. Я тут летел как-то на самолете, а там с одной стороны сидел Андрей Гречин, с другой Александр Сухоруков, с третьей Владимир Морозов (члены сборной России по плаванию – Прим. Ред.) Знаете, что они мне порассказали за час полета…
Тут у Мутко определенный «затык». Нынешний президент федерации плавания России Владимир Сальников пользуется поддержкой предыдущего президента федерации Сергей Нарышкина. Если недовольные пловцы «что-то рассказывают» Мутко, то и Сальников располагает возможностью «что-то рассказывать» Председателю Госдумы РФ. Есть что и кому порассказать и у еще одного прославленного в прошлом пловца Александра Попова, который готов был занять должность президента федерации плавания сразу, после окончания казанского ЧМ, а пока отложил это до лучших времен. Или до худших, в зависимости от выступления российских пловцов в Рио.
В ВЕЛОСПОРТЕ НЕОПРАВДАННО ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ ИДУТ НА КОМАНДУ «КАТЮША»
Мутко в Казани также высказывался в адрес других федераций, и намекал на третьи. Открыто говорил о том, что «федерация тяжелой атлетики у нас политически слабовата. Гребля… На Олимпиаде в Лондоне от России участвовало только два экипажа. Сейчас мы там провели такой рекрутский набор, сформировали семь новых экипажей, два из которых завоевали лицензию на Олимпиаду. Будем бороться за то, чтобы добрать дополнительных участников Рио. Велосипедный спорт. Там немного перемудрили с созданием профессиональной команды. На «Катюшу» (профессиональную команду с международным составом участников, выступающую в крупных велогонках, как «Тур де Франс», «Джиро ди Италия», - Прим. Ред.) в год тратится 40 миллионов долларов. Ее рейтинг, может быть, и высокий, но рейтинг российского велоспорта никакой. Долго общались с Алексеем Миллером, потому, что Федерация велоспорта «подседает». Сейчас мы работаем над созданием команды «Русвело», полностью состоящей из российских велосипедистов. Спонсором команды будет «Газпром».
Недавно создан штаб подготовки к Олимпиаде в Бразилии, которым руководит заместитель министра России Юрий Нагорных. В ноябре у нас остались только соревнования по тяжелой атлетике, прыжкам на батуте, и будем подводить итоги года. На данный момент у нас на 60 процентов сформирована олимпийская сборная. (Как сообщил Нагорных, ранее в олимпийской сборной было 1662 кандидата, а на Игры поедут 450-470 спортсменов. – Прим. Ред.) Увы, где-то их придется не отбирать, а добирать.
Все это глобальные виды спорта, в которых разыгрываются более десяти олимпийских наград в каждом. Как без них? Или легкая атлетика...»
Тут озабоченность делами федерации у Мутко была переплетена с надвигавшимся допинговым скандалом, возвращаться к которому лишний раз нет смысла. Во всяком случае, до того, как события получат дальнейшее развитие. Что касается той встречи, то Мутко выразил свое отношение к допингу через пример российской гимнастки. - Допинг… Все недавно прочитали то, что написала наша Вика Комова по поводу американок, потом извинялась (Комова обвинила соперниц в применении допинга на своей страничке соцсетях. – Прим. ред.) Вот откуда это? Надо понимать, что это она не сама придумала. Получается, это философия такая в команде, с которой далеко не уедешь.
Что касается федераций, на которых намекал Мутко, то тут тоже особого секрета быть не может. Среди отстающих - федерация стрельбы, представители которой завоевали только одну медаль в олимпийском Лондоне, усилиями казанца Василия Мосина. А деятельность нынешнего руководства направлена, в первую очередь, в пользу представителей липецкой школы стендовой стрельбы. Тут никакой конспирологии нет, президент стрелкового союза России и хозяин НЛМК, Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин – это одно и тоже лицо. И, в отличие от упомянутого выше Алишера Усманова, Лисин не замечен в излишней благотворительности. Наоборот, стрелки зачастую жалуются на то, что их вынуждают проводить затратные сборы в спорткомплексе «Лисья нора», а не там, где им удобно. Хотя стрелковых баз, как и спортивных баз, в целом, сейчас в России, по мнению Мутко, хватает.
ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫ И ПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА
- В 2008 году у нас 70 процентов сборных не имели своих баз, то сейчас они есть, и продолжают строиться, - вспоминал Мутко, взяв 2008 год в качестве отчета, поскольку именно тогда он пришел в Минспорта. - Сейчас начала функционировать база в Кисловодске, в условиях среднегорья. А в 2008 году нас вообще ничего не было, ни баз, ни стратегической программы развития. Вот и получили результат Ванкувера. Зарплата у членов сборной страны была 12 тысяч рублей. 70 процентов сборников была где угодно, по сборным регионов, в двух-трех командах. Приняли стратегию развития спорта в стране до 2020 года. У нас есть точки роста – базовые виды спорта. Стрельба, легкая и тяжелая атлетика, борьба, гребля, плавание. Вот, вижу, сидит тут (указывая на татарстанского пловца Александра Красных, - прим. ред.), приятно смотреть. Не подвел в эстафете ни себя, ни команду…
Кстати, среди собравшихся на той встрече было всего три легкоатлета от Татарстана, которые, пока еще, входят в расширенный состав российских олимпийцев. Прыгунья в длину Алсу Муртазина, стайер Радэль Кашефразов, и паралимпиец Александр Марков.
Откровенно говоря, даже у ведущих легкоатлетов Татарстана сейчас свои проблемы, совершенно не связанные с допингом. Корреспонденту SporтБО довелось быть свидетелем разговора одного из кандидатов в олимпийцы с премьер-министром Татарстана Ильдаром Халиковым. Спортсмен на полном серьезе говорил о том, что ему выгоднее, цитирую «заниматься установкой пластиковых окон». Зарплата члена сборной Татарстана составляет 15 (!) тысяч рублей. Нижний порог зарплаты члена сборной России – 35 тысяч рублей. С какими-то надбавками, прибавками, сумма вырастает, но все равно «потолок» находится в районе 150 тысяч.
Причем, это проблема не только татарстанцев. Среди тех, кого WADA рекомендовало пожизненно дисквалифицировать - олимпийская чемпионка-2012 Мария Савинова. Это именно с ней был связан финансовый послеолимпийский скандал, когда тогдашний губернатор Челябинской области Михаил Юревич отказал ей в получении олимпийской премии. Тогда в дело вмешался тогдашний футболист «Рубина» Александр Рязанцев, выделивший в пользу Савиновой миллион рублей. Для него это практически карманные деньги. Для легкоатлетов, как и для всех представителей циклических видов спорта, это огромные средства. И это еще один вопрос, который Мутко должен обсудить с президентами федераций.