Корэш как был большим «колхозом», так им и остается

В Казани завершился чемпионат Татарстана по борьбе корэш. Корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online» побывал на нем, сравнил свежие впечатления с предыдущими чемпионатами мира и стартами Универсиады, проходившими в Казани, и нашел как положительные, так и отрицательные изменения в развитии национальной борьбы татарского народа. О том, как районы Татарстана набирают легионеров, каким образом устранили разногласия между федерациями корэша и борьбы на поясах, и почему в борьбе больше нет «договорняков» читайте в нашем репортаже.

АЙДА, ПОКУРИМ, ТОВАРИЩ ПО ОДНОЙ. АЙДА ПОКУРИМ ПЕРЕД БОРЬБОЙ


Фото: Шамиль Абдюшев

- Айда, малай, тартырга, - по-татарски обращается один к другому, и на улицу выходят судья и спортсмен. В переводе с татарского слово тартырга имеет два значения – курить и тянуть. Но не обольщайтесь, в конкретном случае мужчины ничего не собираются тянуть, они выходят покурить. Отрицательная привычка, с недавних пор преследуемая Госдумой РФ, не может быть поставлена в вину участникам спортивных соревнований. Это сегодня они судья и борец, а завтра могут быть кем угодно – комбайнерами, механизаторами, трактористами. Во всяком случае, хочется в это верить, что корэш продолжает оставаться спортом любителей, где зарплату на постоянной основе могут получать только тренеры по этому виду спорта. Который, тем не менее, движется в сторону профессионализации.

Наблюдение первое. Проведение в Казани двух чемпионатов мира 2005 года в «Баскет-холле», в 2010 – в спорткомплексе «Ак Барс», а потом и стартов Универсиады, показало спортсменам, тренерам, судьям, как нужно организовывать и участвовать в официальных стартах, и чем они отличаются от привычного Сабантуя. Еще лет десять назад ваш корреспондент мог быть свидетелем, как над судейским столиком нависали гроздья людей, жарко комментирующих тот или иной момент схватки. Мнения заинтересованных сторон были крайне противоположными, и подчас казалось, что судьи принимают решение методом интерактивного голосования, ориентируясь на громкость, либо на общественное положение спорщика. Сейчас же происходит все, как и должно быть. «Комментаторы» располагаются за заборчиком, отделяющим их от судей не менее чем пятью метрами. Порядка стало гораздо больше.

Наблюдение второе. Спортивные чиновники в свое время грамотно сориентировались, что с выходом борьбы на поясах на международную арену, можно рапортовать об их достижениях с неменьшей гордостью, чем о победах в олимпийских видах спорта. Помнится, лет десять назад Татарстан был впереди планеты всей в армрестлинге и пауэрлифтинге, громко рапортуя об успехах в этих спортивных дисциплинах. В том числе и потому, что в олимпийских видах спорта особо нечем было похвастать. Сейчас - корэш, чемпионат мира по которому проводится в четвертый раз, и борьба на поясах, 13-й старт по которой на мировом уровне пройдет в Казани, тоже занимают свою нишу в ежегодных отчетах. И, заметим, не только в нашей республике. И даже не только в соседнем Башкортостане.

ПУТЕШЕСТВЕННИК ПАВЛИК



Нынешний чемпионат России по борьбе на поясах впервые будет проводиться в Марий Эл. Это вызвано желанием популяризовать вид спорта, плюс осознанием местными спортивными чиновниками того факта, что вид спорта незатратный, а дивиденды с него можно получить большие. Какая разница - по какому виду подготовили чемпиона, допустим, по дорогущему автоспорту или «дешевому» корэшу, Между тем, сами борцы уже давно сориентировались. Видя, что в Татарстане на корэше можно неплохо заработать, сюда направился поток спортсменов. Допустим, Муса Галлямов из Марий Эл, выступает на всероссийских и международных соревнованиях за родную республику, откуда он родом и живет там до сих пор, а на чемпионатах Татарстана представляет Тюлячинский район, где работает и прописан. За этот же район выступает Артур Зулькарнаев - представитель Башкортостана.

Самым известным «бродягой» является чемпион Универсиады Сергей Павлик. Благодаря существовавшему два года назад параллельному зачету, он за свою медаль получил дивиденды и в родном Ульяновске, и в Татарстане. Сейчас он представляет Ульяновск на чемпионатах страны, а в чемпионатах Татарстана показал себя настоящим путешественником. Выступал за Московский район Казани, Высокую Гору, Лаишево, Азнакаево. Мои собеседники характеризовали передвижения Павлика по командам «бродяжничеством», мы назовем его мягче – путешественником.

Наблюдение третье. Происходит это, в том числе, и потому, что главы районных администраций заинтересованы в спортивных успехах, но не всегда заинтересованы в подготовке самих спортсменов. Какая разница – где живет и кого представляет чемпион, лишь бы медали завоевывал для того, чтобы потом отчитываться за них. А с развитием самого вида спорта можно и не заморачиваться. Или поступить так, как в свое время сделал тогдашний глава Актанышского района, а ныне министр образования республики Энгель Фаттахов. Как говорят очевидцы, он взял на работу спортинструктором тренера по корэшу, который работал с единственным учеником – его сыном Ильнаром Фаттаховым. Увы, что-то помешало Фаттахову-младшему, нынешнему главе Актаныша, вырасти до чемпионского уровня, и получается, что его тренер потратил все это время впустую, напрасно получая зарплату из районного бюджета.

ДОГОВОРНЯКИ В КОРЭШЕ ПРЕКРАТИЛИСЬ




Наблюдение четвертое. Некоторое время назад негодование руководства федерации по борьбе корэш вызывали реальные договорняки на Сабантуях. Автомобили, неизменного барана, и неплохие премии разыгрывали на самых крупных фестивалях два татарстанских борца – Ильдар Абасов и Рустам Мухамов. пользуясь тем, что вес обоих спортсменов перевали за 10 пудов, они не испытывали конкуренции со стороны остальных борцов, а призы именно «разыгрывали». Сегодня побеждал один, завтра – другой, чего, кстати, сами борцы и не скрывали. Во всяком случае, Мухамов. Исполнительный директор федерации негодовал, предлагал ограничить вес в супертяжелой категории, но со временем эта проблема решилась сама собой. На официальных чемпионатах перестали проводить соревнования в абсолютной категории. На Сабантуях начали распределять главные призы не конкретно победителям в супертяжелой категории, а по жеребьевке. В конце концов, появился сильный борец Ильяс Галимов, который просто начал обыгрывать и Абасова, и Мухамова.

Наблюдение пятое. Сейчас корэш перестал официально именоваться татаро-башкирской национальной борьбой. Это требование министерства спорта, благодаря выполнению которого спортсмены, выигрывающие чемпионаты России, стали получать звание мастеров спорта РФ. Но при этом статус чемпионата Татарстана потерял от того, что теперь в республике не имеют права удостаивать своих спортсменов званием заслуженный мастер спорта Татарстана. Последним, кому присвоили такое звание, был чемпион республики по корэшу 2014 года.

Наблюдение шестое. Корэш был и остается сельским видом спорта. В той же Казани этот вид спорта может быть конкурентоспособен только в Приволжском и Ново-Савиновском районах города. В Приволжском, прежде всего, за счет Поволжской академии спорта, где есть целая выпускающая кафедра борьбы. В Ново-Савиновском – за счет месторасположения в этом районе специализированного зала борьбы «Ак Барс», где есть сильная секция борьбы корэш. Остальным районам практически нечего «ловить». Раньше они изворачивались, в том числе, за счет легионеров, не просто же так вездесущий Павлик выступал и за Московский район Казани. Но, после того, как мэр столицы Ильсур Метшин централизировал все бюджеты, районным спорткомитетам стало нечем заинтересовывать борцов.

БОРЬБОЙ НА ПОЯСАХ СЕЙЧАС ЗАНИМАЮТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ И СПЕЦИАЛИСТЫ




Наблюдение седьмое. В заслугу федерации борьбы на поясах можно поставить тот факт, что ей удалось консолидировать все направления борьбы на поясах, на кушаках, которые есть в мире. Первый чемпионат мира, который проходил в 2005 году в Казани, был, все-таки, соревнованием, где боролись татарстанские и российские «профессионалы» корэша с борцами различных стилей со всего мира. Соперники могли в «мирной жизни» специализироваться на дзюдо, самбо, вольной или греко-римской борьбе, рассматривая соревнования в корэше, как старт в экзотическом для себя виде единоборств. Сейчас правила унифицировались, и на поясах борются те, кто в этом специализируется. Поскольку в мире очень много народных стилей борьбы схожих с нашим корэшем.

Наблюдение восьмое. Прекратилась грызня между руководством татарстанских федераций борьбы на поясах и борьбы корэш. Связана она была с тем, что представители корэша несли финансовые затраты. Закупали ковры, обмундирование, «болванчиков», как называются специализированные тренажеры для проведения бросков. А представители борьбы на поясах получали моральные дивиденды, выигрывая с помощью борцов из корэша мировые чемпионаты. Сейчас корень разногласий устранен после объединения федераций под одним человеком. Министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов сейчас возглавляет обе федерации Татарстана по борьбе на поясах и корэш.

Наблюдение девятое. Борьба корэш, это когда «татарча белмясян, малай, идя утыр». Это когда казанский фотограф Шамиль Абдюшев пользуется среди собравшихся почтением, сравнимым с тем, что высказывают в адрес VIP-персон. Когда первый заместитель министра спорта Халил Шайхутдинов уважаем не за занимаемый им руководящий пост, а за то, что плоть от плоти борец корэш, в котором достиг звания заслуженный мастер спорта. Это такой Александр Карелин от корэша. Наконец, это, когда «айда покурим, брат», и курить идут судьи, спортсмены, болельщики, и нет неких условностей и барьеров, которые сейчас разделяют представителей перечисленных категорий в профессиональном спорте. Короче, корэш - это «колхоз» и в худшем, и в лучшем понимании этого слова.

Джаудат Абдуллин