Александр Норден, посмотрев победные матчи «Барселоны» с «Реалом» и «Ромой» в своем блоге с ностальгией вспоминает славные времена, когда казанский «Рубин» на равных бился с каталонским клубом.
Дочка товарища, которая проживает в Испании, рассказывала недавно занимательную вещь. Летом с местными друзьями она обсуждала события, происходящие в ее родном городе и, в первую очередь, чемпионат мира по водным видам спорта. Испанцы были в курсе, что крупнейший спортивный форум проходит в Казани, помнили, что там же проходила летняя Универсиада, но после этого неизменно спрашивали: «А Казань это где? Казахстан?».
Эпизод этот я вспомнил и сопоставил с аналогичными рассказами друзей, вынесенными из европейских (и не только) поездок за последние пять лет, из их рассказах о португальском таксисте, немецком гостиничном менеджере, миланском тиффози, мальчишке-погонщике верблюда на египетском пляже, на интерфейсе телефона которого любовно запечатлен образ Криштиану Роналду и для которого любая победа над ненавистными каталонцами навеки запечатлеется в памяти. Сам не раз преисполнялся гордостью за то, что мой город знают, потому что (и исключительно потому что!) там «играет «Рубин» – убеждался в этом и на иерусалимском базаре и на трибуне «Сантьяго Бернабеу» в окружении потомственных «социос» (владельцев абонементов на матчи «королевского клуба»), мгновенно отреагировавших на мою бейсболку с логотипом любимой команды: «…вы приехали поддержать команду Бердыева, которая завтра будет бить наших врагов из «Атлетико»?»
Почему я пишу об этих известных всем вещах? А я просто думаю о них каждый раз, когда смотрю на «Барселону». За последнюю неделю я, как, уверен, большинство из вас, видел ее в деле дважды – в классико и против «Ромы» в матче Лиги чемпионов. Результаты всем известны – 10:1 в сумме против совсем, мягко говоря, не слабых соперников. И без Месси и с еще «не набравшим форму после травмы Месси». Комментаторы хоть понимают, когда несут эту крамолу – разве бог может набрать или растерять свою святость, а волшебник лишиться своих чар? Вы же сами видели, что футбол, показываемый командой Луиса Энрике – это из космоса, с другой планеты, хотя внешне прост и моментами даже примитивен. Но эта аритмия, это поглаживание мяча с ленцой, в духе бразильцев 60-х, а потом взрыв во вселенной… и как мужики вносят мячик в ворота пацанов.
А ответьте мне, «Барса» образца 2009-2010 годов была слабее? С тренером Гвардиолой, с Вальдесем в воротах, с Хави и Иньестой, Пике и Вильей, с Пуйолем и Месси, наконец (да, да, он уже играл!) с Ибрагимовичем? Ответ очевиден. И вот эту команду мы не только обыграли на «Камп Ноу»(один раз и «Батэ» стреляет – хотя я не прав – «Батэ» стреляет постоянно), но сделали и в ноябре 2009-го и в сентябре 2010-го еще две ничьих, пропустив в этих двух официальных матчах всего один гол, да и тот с пенальти. А проиграли лишь в декабре того же года, в гостях, когда наш сезон уже закончился, поддерживать форму было трудно, а Гвардиола выпустил решивших исход встречи Фонтаса, Виктора Васкеса, Кркича и прочих персонажей, которых даже Курбан Бекиевич не мог знать глубоко и тем более подобрать к ним противоядие, по причине того, что они крайне редко выходили на поле.
А ведь по нашим возможностям, потенциалу, кадрам мы были не чета не то, что нынешнему «Реалу», но и «Роме» с Наинголланом, Пьяничем, Майконом, Кейтой (тогда, кстати, выходившем против «Рубина» в сине-гранатовых цветах). Но мы же не уступили ни по счету, ни по игре, даже с учетом огромного количества неиспользованных каталонцами моментов в проигранном ими матче. И вот в ночь после этого первого матча 20 октября 2009 года Европа узнала, что Казань находится не в Казахстане, а в России, узнала, что есть такой Татарстан, а потом закрепила эти знания уже в своей (а не только арабского мальчишки) памяти. И город наш стал называться слитно «Рубинказань» – прямо так Rubinkazan и так в сознании простого европейца остается до сих пор.
Футбол – самая массовая народная игра в мире. Историческая победа на «Камп Ноу» явилась, таким образом, настоящим актом народной дипломатии по признанию нашего города и республики в Европе, а ее главный творец – первым народным дипломатом. И как бы не уверяли нас профессиональные дипломаты и политики, что своей известностью и «модностью» современная Казань обязана Универсиаде, чемпионату по водным видам или грядущему смотру рабочих профессий, народ не проведешь – нас знают благодаря «Рубину».
…В бурную пору перестроек и развала советской «империи» был очень популярен термин «Покаяние», особенно после выхода одноименного фильма Абуладзе. Каяться призывали коммунистов, чиновников, аппаратчиков, писателей и художников, творивших в советские времена. Я никого не призываю к покаянию, я просто хотел бы, чтобы кто-либо из тех, кто приложил руку или хотя бы равнодушно прореагировал на изгнание из Казани Курбана Бердыева, прочитал эти строки и задумался над тем, какого тренера мы потеряли. И вспоминал об этом каждый раз, когда смотрит футбол, в котором одна команда играет на дудочке, а вторая как в истории о крысолове, послушно поднимает вверх лапки. Ну или давайте все забудем, утешив себя расхожим выражением о пророке в своем отечестве.
А «Рубину», конечно, удачи! И со «Сьоном» и со «Спартаком»! И Валерию Чалому удачи! Спад, похоже, закончился, еще пошумим!