В минувший четверг «Рубин», сыграв вничью с «Бордо» (2:2), не сумел пробиться в плей-офф Лиги Европы. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» выясняет, ошибся ли Валерий Чалый, заменив Сергея Кисляка, объясняет, почему Динияра Билялетдинова стоило выпустить с первых минут встречи, а также подводит главные статистические итоги матча.
В ПРЕДВКУШЕНИИ РАЗГРОМА
Когда накануне матча главный тренер «Бордо» Вилли Саньоль заявил, что выставит на игру с «Рубином» не основной состав, наверняка многие заочно отдали победу казанцам, а на следующий день уселись перед телевизорами (за исключением около двадцати человек, всё-таки оказавшихся на стадионе) в ожидании града голов от любимой команды. А как иначе, если против неё вышли фактически юнцы – средний возраст футболистов «Бордо» не дотягивал даже до 22-х лет. Не исключено, что и некоторые игроки «Рубина» вышли на игру со схожими мыслями.
Первые шесть минут встречи подтвердили ожидания: «Рубин» сразу же бросился вперёд и имел три неплохих момента, чтобы забить. Но, ни традиционный дальний удар Руслана Камболова со штрафного, ни опаснейший выстрел с шестнадцати метров от Магомеда Оздоева, ни удар с лёту от Благо Георгиева взятием ворот не завершились. Видимо,, ещё больше почувствовав, что такой «Бордо» им не ровня, рубиновцы расслабились, чем хозяева не преминули воспользоваться, четырежды побеспокоив Сергея Рыжикова в первые полчаса матча. Правда, били жирондинцы из-за пределов штрафной и назвать их удары опасными можно лишь с большой натяжкой. Гол в ворота «Бордо», забитый Максимом Канунниковым на исходе получаса игры, стал логическим завершением пятнадцатиминутного отрезка матча, в течение которого казанцы владели полным преимуществом. За этот временной отрезок футболисты «Рубина» провели в два раза больше атак, нежели хозяева (22 против 10), владели мячом 74% игрового времени, но при этом нанесли всего два удара по воротам, один из которых был крайне опасным, но вратарь «Бордо» успел сложиться и отразить выстрел Георгиева в дальний угол.
«ПОЗОРНЫЕ ПОЛЧАСА»
Поведя в счёте, игроки «Рубина» умерили пыл и до конца тайма практически не беспокоили оборону хозяев, которые в свою очередь, наоборот, раз за разом начали создавать моменты у ворот Рыжикова. С 30-й по 45-ю минуту футболисты «Бордо» нанесли 7 ударов по воротам «Рубина», но их либо подводила точность, либо надёжно действовал голкипер казанцев. Казалось бы, что перерыв должен пойти на пользу гостям, но после свистка арбитра, сигнализирующего о начале второго тайма, картина на поле не изменилась, а скорее даже стала ещё более мрачной для казанской команды. Впереди «Рубин» ждали «позорные полчаса», как после матча выразился Канунников. Жирондинцы владели мячом 70% игрового времени, в то время как футболисты «Рубина» за эти тридцать минут на чужой половине поля провели с мячом в ногах лишь 90 секунд. Каждое третье игровое действие игроков казанской команды оканчивались потерей мяча. По воротам соперника рубиновцы били лишь дважды и оба раза со штрафных, с помощью которых «Рубин» забивает лишь по большим праздникам. Всё это время «Бордо», согласно усрёдненной позиции игроков, играл по тактической схеме 2 – 5 – 3, с двумя защитниками и тремя нападающими. Можно привести ещё немало цифр, которые указывают на полное преимущество «Бордо» в этом временном отрезке, но нагляднее счёта на табло нет ничего, а он к исходу 75-й минуты был 2:1 в пользу хозяев.
Первый гол «Бордо», забитый после подачи со стандарта, был явно наигранной комбинацией. Седрик Ямбере забежал за спины игроков гостей, Канунников тут же бросился его накрывать, оставив в одиночестве Гайтана Лаборде, который и отправил мяч в сетку ворот. Игровая ситуация, которая привела ко второму голу, вызывает ряд вопросов к профессиональным навыкам некоторых футболистов. Сначала Оздоев ужаснейшим образом исполняет штрафной, попав даже не в голову игрока, стоящего в стенке, а в его колени. Затем Георгиев, понимая, что Олег Кузьмин сейчас отдаст ему передачу, почему-то не учёл тот факт, что на него несутся сразу четыре футболиста соперника и в результате так и остался стоять, глядя в спину убегающему Диего Ролану. Рванись Благо вслед за нападающим «Бордо», как это сделал Кузьмин, быть может, тогда Камболов не гадал бы, что ему делать, а сразу пошёл на перехват Ролану. На деле же, Камболову пришлось метаться на месте и держать в уме бегущего параллельным курсом Андре Бийого-Поко, за которым не поспевал Эльмир Набиуллин. В итоге Ролан так и пробежал все 80 метров по прямой траектории и аккуратно перебросил, выбежавшего из ворот, Рыжикова. Затем последовал шальной гол Виталия Устинова и попытка навала на ворота «Бордо», который ни к чему привёл.
ЗАСЛУЖИВШИЙ ЗАМЕНУ КИСЛЯК, КОТОРОГО НЕЛЬЗЯ БЫЛО МЕНЯТЬ
Валерий Чалый на послематчевой пресс-конференции признал, что ошибся, убрав после перерыва с поля Сергея Кисляка. В созидательном плане белорусский полузащитник команде не помощник, но «Рубину» и не нужно было во втором тайме стремглав нестись вперёд. Будь счёт хотя бы ничейным, вопросов бы по этой замене не возникло. На деле же, у казанцев было шаткое преимущество в один мяч и было ясно, что во второй половине игры молодые футболисты «Бордо», которым есть что доказывать, явно не будут отсиживаться в обороне. С этой точки зрения снятие с игры единственного хавбека, сконцентрированного на оборонительных действиях, выглядело довольно-таки спорным решением, за что «Рубин» в итоге и поплатился.
Впрочем, причины для замены Кисляка всё же были. Белорус был крайне неточен при передачах, из 29 пасов точными оказались лишь 62%. Не преуспел Кисляк и по части единоборств, уступив сопернику в 9 из 13 эпизодов борьбы. Прибавьте к этому всего один успешный отбор мяча за весь тайм и получите крайне невзрачную статистику для опорного полузащитника. То есть, основания для его замены были весомыми, но это скорее должна была быть «замена по позиции». Чалый же выпустил вместо Кисляка номинально атакующего хавбека Динияра Билялетдинова, при этом, не опустив в опорную зону ни Магомеда Оздоева, ни Благо Георгиева, тем самым расчистив для «Бордо» путь для атак через центральную зону.
ЧТО НЕ ТАК С БИЛЯЛЕТДИНОВЫМ?
Перед предыдущим матчем Лиги Европы со «Сьоном» Ринат Билялетдинов заявил, что Чалый не ставит его сына в состав из-за того, что боится, что он будет «сливать» матчи. Спустя несколько часов после этого, Чалый выпустил Билялетдинова-младшего на замену во втором тайме и тот сделал для команды результат, приняв непосредственное участие в обеих голевых атаках. В следующем матче с «Ростовом» Динияр и вовсе появился в стартовом составе и на общем фоне выглядел ничуть не хуже своих партнёров, разве что упустил реальнейший шанс забить в самом начале встречи. Никто бы не удивился, если бы и против «Бордо» Билялетдинов вышел с первых минут, вместо, например, Георгиева, хотя бы в качестве дисциплинарной меры. У Динияра по сравнению с Благо и Оздоевым есть явный плюс, в отличие от них он дорожит мячом, как минимум, не позволяя себе ошибаться при передачах. Против малоопытных игроков «Бордо» пригодилось бы и умение Билялетдинова отдать скрытый хитрый пас, чем Георгиев и Оздоев практически никогда не пользуются, предпочитая более прямолинейные варианты для развития атаки.
На деле же Билялетдинов вышел на поле после перерыва, не попал в игру, в которую, откровенно говоря, попасть было трудно, и был заменён спустя полчаса. Выход на поле Владимира Дядюна на позицию второго форварда напрашивался сам собой, но стоило ли менять именно Билялетдинова? Разве Георгиев или Оздоев отыграли это отрезок времени лучше, чем он? А если всё-таки и стоило, то, что именно не устраивало в его игре тренерский штаб?
ДРУГИЕ ЦИФРЫ
7 верховых единоборств из 8 выиграл Кузьмин, уступив по этому показателю лишь Камболову, у которого 8 выигранных верховых дуэлей из 10.
33% единоборств выиграл Канунников, опередив по этому показателю лишь Кисляка (31%).
44 точных передачи из 49 (90%) отдал партнёрам Карлос Эдуардо, уступив по процентному показателю точности лишь Билялетдинову (92%).
42% из 26 передач Канунникова оказались неточными.
3 удачных отбора мяча совершил Эдуардо, уступив лишь Кузьмину, у которого 4 успешных перехвата.
4 раза Георгиев обводил соперников в этом матче, больше чем кто-либо в составе «Рубина».