В своей новой книге «Foot'больные люди» известный журналист Илья Казаков рассказывает истории из жизни главных героев нашего футбола. Тренеры, игроки, президенты клубов и даже министры – все они предстают людьми, с которыми происходят иногда смешные, а иногда грустные случаи. Представляем вашему вниманию очередную часть книги Казакова.
В девяностых со спортивными СМИ в стране дело было негусто. Интернета не существовало, НТВ-Плюс только-только возник, а весь рынок бумажной прессы, по сути, монополизировал «Спорт-экспресс».
«СЭ» был тогда на пике популярности. Его читали. Его обсуждали. На него равнялись. Футболисты читали газету от первой страницы до шестой, где начался хоккей, а следом за ним и другие виды спорта. Если твое интервью вышло в «СЭ», ты мог считать, что не зря столько лет тренировался и играл. А если ты попадал в символическую сборную после очередного тура, то это могло стать поводом для подъема самооценки.
Николай Толстых, в те годы президент «Динамо» и профессиональной футбольной лиги, вспоминал, как к нему попросился на переговоры Олег Терехин,-главный динамовский бомбардир.
Внеплановых переговоров, да еще и по инициативе игроков, Толстых не любил, поскольку изначально не ждал от них ничего хорошего. Есть контракт, есть обговоренные условия, есть футболист, на которого можно рассчитывать на длинной дистанции. Любой уход в сторону от этой приятной парадигмы чреват проблемами. Поэтому Толстых встретил Терехина настороженно, хотя и вел себя поначалу приветливо. Спросил, как дела, чем обязан.
Николай Толстых | |
Дмитрий Лебедев / kommersant.ru |
Бомбардир развернул «Спорт-экспресс», который держал в руке. Показал на таблицу с лучшими игроками чемпионата – по оценкам газеты, выставляемым после каждого матча.
– Единственный динамовец в первой десятке, – сказал он. – Добавить бы надо.
– Что добавить? – мрачно спросил Толстых.
– Зарплату.
Подозреваю, что от разговора на повышенных тонах дрожали стены. Времена были непростые. Многие клубы заставляли иметь годовой бюджет не ниже трех миллионов долларов. Лишних денег в стране не было.
Олег Терёхин в «Динамо» | |
Sports.ru |
Ходили слухи, что некоторые игроки пытались договориться со «Спорт-экспрессом», чтобы им выставляли оценки повыше, хотя бы на полбалла. Но я в эти слухи не верил, поскольку в целом картина совпадала с происходящим в нашем чемпионате. Да и более высокий балл не гарантировал игроку ничего, кроме морального удовлетворения.
Правда, в Питере, когда ведомый Анатолием Бышовцем «Зенит» шел некоторое время на первом месте, один из украинских легионеров, лидер команды, придумал гениальный вариант, как капитализировать свои футбольные успехи. Надеяться на увеличение зарплаты ему было сложно. Да он и не рвался в этом направлении. По понедельникам он покупал свежий номер «Спорт-экспресса», и если находил себя в символической сборной тура от «СЭ», возвращался домой, протягивал газету жене и говорил с гордостью:
- Видишь, меня опять в сборную вызвали.
И после этого пропадал на двое суток.