Как удалось скрестить «Гамбит» с «Тайфуном» или история создания теннисно-шахматных клубов

Казанскому теннисному клубу «Тайфун» исполнилось шесть лет. История создания этого клуба началась с дружбы одноклассников, которые поначалу просто мечтали, а в дальнейшем воплотили свою мечту! Марат Хайруллин и Тимур Насыров в 2009 году на голом энтузиазме начали продвигать с нуля теннисный бизнес в Казани. Позже при помощи друзей Шамиля Зайнутдинова и Артема Козлова они открыли шахматный клуб «Гамбит». Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» в своем интервью с директором «Тайфуна» Маратом Хайруллиным рассказывает о том, как увлечение однажды может стать профессией.

«НАМ БЛИЗКИ ДВЕ ИГРЫ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ, КАК ШАХМАТЫ И АКТИВНАЯ, КАК ТЕННИС»

- Два из трех ваших компаньонов – Артем Козлов и Шамиль Зайнутдинов продолжают трудиться на основных местах работы. Что вас объединило?

- Изначально в ноябре 2009 году открылся теннисный клуб, который начал привлекать к себе внимание посетителей. С 2011 году клуб переехал в это помещение. Постепенно появлялась какая-то организованность, была сформирована лига по настольному теннису, Со временем увлечение переросло в нечто большее, что вполне можно назвать спортивным клубом. Причем, спортивный клуб перерос в нечто большее, став клубом по интересам. Наши члены активно общаются, помимо спортивной среды, дружат, совместно проводят время. Хотя и здесь встречается спортивная составляющая, я имею в виду совместные походы на футбол.

Что касается нашего бизнес-сотрудничества, то вначале я со своим товарищем Тимуром Насыровым открыл теннисный клуб. Со временем сюда начали приходить два моих товарища Артем и Шамиль. Общаясь, мы выяснили, что у нас есть еще одно совместное увлечение, и это шахматы. Бывало, что во время теннисных турниров, мы брали шахматную доску и разыгрывали партии. Когда нашими партиями начали интересоваться и другие теннисисты, мы пришли к пониманию, что есть много людей, которым близки эти две настольные игры: такая активная, как теннис, и такая аналитическая, как шахматы.

Марат Хайруллин (крайний справа) с победителями турнира

Проанализировав это, а также ту информацию, что рядом с теннисным клубом освобождается помещение, мы пришли к выводу, что можно рискнуть и открыть еще и шахматный клуб. Могу даже назвать точную дату открытия – 1 сентября 2014 года. Тем более, что администрация данного торгового центра поддерживает общеспортивную направленность своего заведения.

- Соседи, я вижу, уже с утра потеют (Одними из соседей «Гамбита» и «Тайфуна» является арендаторы площадей под фитнес-клуб, чьи посетители бегали по дорожкам и качались, когда мы общались с Хайруллиным, - ред.)

- У нас только соседство схожее. Это достаточно недорогой фитнес-клуб, входящий в федеральную сеть, с серьезными рекламными бюджетами, и работающими в Казани уже на протяжении семи лет, в то время, как мы моложе, более, чем в два раза. Нам шесть лет, но что касается нахождения в данном комплексе, то нам три с половиной года

У нас очень заметна тенденция, когда день человек проводит на работе, а вечер посвящает активному отдыху. По вечерам свободных столов практически нет, Естественно, что все интересные мероприятия мы планируем на вечернее время будней, и выходные с праздниками. Это и работа теннисных секций, и матчи теннисной любительской лиги, турниры. Единственно, что в выходные все происходит с точностью до наоборот, когда люди стремятся посвятить активному отдыху утреннее и дневное время.

КИНО, КАФЕ, КВЕСТ

- Шахматами вы интересовались изначально, а теннисом?

- А его полюбил, что называется, по ходу пьесы. Когда мы открывали клуб «Тайфун», то я не разбирался не только в премудростях настольного тенниса, вообще, имел об этом виде спорта весьма поверхностное впечатление. Познакомился я с пинг-понгом во время учебы в Академии госслужбы, где учился также мой друг Азат Газизов. Он кандидат в мастера спорта, преподал нам, что называется, мастер класс, после чего я понял все прелесть этого вида спорта. Его сложность, динамичность. Тогда мы с другим товарищем Тимуром Насыровым начали искать возможность еще где-то поиграть в настольный теннис, помимо института. И наши поиски привели к мысли, что хороших мест в городе нет. Либо мало столов для игры, либо отсутствуют раздевалки, нет кафе поблизости. Одним словом, в Казани не было ни одного специализированного зала. Исправлять эту ситуацию мы решили самостоятельно, открыв свой клуб. Теперь мы с Насыровым соучредители теннисного клуба, а Газизов работает в нем тренером.

Обычный день теннисного клуба «Тайфун»

- А до этого чем занимались?

- Работал в госструктуре, буквально по семь дней в неделю, зашивался. И понял, что работа в госструктуре – не совсем мое. Не люблю работать с бумагами, куда больше нравится работать с людьми, участвовать в живом общении. Изначально это привело к открытию собственного бизнеса, связанного с кино. У меня был небольшой киноклуб при кинотеатре «Мир», а потом киноклуб при кафейне «Кофе Бин», потом автокинотеатр, кинотеатр «Релакс».

- Что демонстрировали?

- То, что принято называть киноклассикой. «Крестный отец», «Леон», и так далее. Казалось бы, они давным-давно снимались, но у нас хватает людей, которые не могли посмотреть эти кинокартины в свое время, зато были наслышаны, и сейчас созрело желание посмотреть картины, причем, не в интернете, а на большом экране. К этим фильмам был интерес, в отличие, например, от арт-хауса. Про интерес к нему много говорят, но, как показывает практика, это так и остается разговорами. Как только начинаешь показывать какие-то авторские фильмы, тот же арт-хаус, то обнаруживаешь, что в зале практически никого нет. Почему – я затрудняюсь ответить. Не идут в залы, и все… А, например, в Питере есть интерес. Там есть совершенно «безбашенные» проекты, когда разводят мосты, на них вешают полотно, и на гигантской площади под открытым небом демонстрируют фильмы. И народу это интересно, в отличие от Казани.

Что касается меня, то я до сих пор стараюсь работать на себя и реализовывать интересные проекты в сфере услуг. Например, недавно, мною по франшизе была открыта квест-комната на территории Казанского Кремля, в одной из башен. Называется «Легенда Тайницкой башни». Мы интерпретируем события середины XVI века в Казани, где каждый участник может примерить на себя роль защитника города. Почувствовать историю в интерактивном, живом квесте.

«ИЗНАЧАЛЬНО ВЛОЖЕНИЯ СОСТАВИЛИ ПОРЯДКА МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ»

- Какую сумму вкладывали в проект изначально?

- В районе миллиона рублей. Мы скидывались с компаньоном, нам помогали наши родители. Обошлись без кредитов. Это как раз совпало на время, когда в мире разворачивался экономический кризис, чем нас всех активно пугали в СМИ.

- Вы не испугались и…

- Прежде всего, закупили 10 игровых столов. Собственно, они и сейчас в нашем распоряжении. Изначально было очень тяжело, посетителей было мало. Мы вкладывались в интернет, но тут нам на помощь пришли социальные сети. Распространяя информацию по принципу современного «сарафанного радио», мы заявили о себе. И нельзя не отметить помощь со стороны руководства торгового центра, которое подсобило нам с рекламой. Все вкупе помогло собрать стабильную аудиторию, и уже через пару месяцев мы с облегчением обнаружили, что работаем «в ноль». Для нашего вида спорт, для спортивного клуба, больше напоминающего социальный проект, а не бизнес-структуру, это было большим достижением. Еще через некоторое время мы уже начали получать прибыль, пусть небольшую, но, позволяющую надеяться, что со временем мы «отобьем» вложенные затраты. Если говорить в цифрах, то затраты в месяц составляли тысяч 100 рублей, еще 120 тысяч составляла прибыль, что составляло в год миллиона полтора. Сейчас месячный оборот увеличился на 50 процентов.

- Сколько людей у вас работает?

- Я, как директор и администратор, плюс еще два администратора, четыре тренера, один по групповым программам и три по индивидуальным, плюс бухгалтер. Причем, работа с тренерами очень востребована. Если даже поначалу люди решают, что могут и самостоятельно покидать мячик друг с другом, то потом приходят к пониманию, что теннис – это не просто «пинг-понг». Обычно это понимание приходит после просмотра или участия в турнире, или наблюдения за игрой двух людей, профессионально занимавшихся настольным теннисом. Что далеко ходить – я пример такого человека.

«ТЕННИС ТОЖЕ ЛЕЧИТ ОТ БЛИЗОРУКОСТИ»

- Клуб оформлен в восточных тонах. С чем это связано?

- Прежде всего, с тем, что представители Юго-Восточной Азии лидируют в настольном теннисе. Китай, а также Корея, Япония, Гонконг, Сингапур задают тон, и, естественно, все тянутся за ними, пытаются подражать. У нас даже название клуба «Тайфун» связано с явлением природы, присущим Востоку Азии. Наш логотип напоминает иероглиф.

- Настольный теннис в Казани призван развивать центр бокса и настольного тенниса. Есть ли у вас какое-то сотрудничество с этим центром?

- Мы не являемся конкурентами, а потому и тесно сотрудничаем. В центре работа направлена на развитие профессионального настольного тенниса, проводятся соревнования между спортсменами, уровня мастеров или кандидатов в мастера спорта. Мы тоже выставляем команды на эти турниры городского, республиканского масштаба. На последних соревнованиях от нас принимали участие четыре команды. Но, надо помниться, что для Казани даже уровень мастера спорта долгое время был недостижим, в частности, у мужчин его достиг только Марсель Валеев. Даже наши тренеры, профессионально занимавшиеся этим видом, достигли только уровня кандидатов в мастера. И мы ориентированы на любителей, на людей, которые хотят приятно провести время.

Прошлогодний рождественский турнир на призы газеты «БИЗНЕС Online»


- Как можно охарактеризовать вашего посетителя, в целом?

- Один портрет будет написан с человека, который играл в настольный теннис в детстве, в школе, в пионерлагерях, и сейчас восстанавливает свои навыки, после долгих лет, которые он потратил на карьеру, семью и так далее. Тут еще и ностальгия играет свою роль. А другой портрет будет списан с детишек, молодежи, которые сейчас осваивают премудрости настольного тенниса.

И это, кстати, очень важно. Сейчас все наслышаны о пользе бадминтона в лечении близорукости. На самом деле, подобным эффектом обладает и настольный теннис, когда зрачок постоянно сфокусирован на шарике, то приближающемуся, то удаляющемуся, и, тем самым, происходит зарядка глазных мышц во время тренировки или игры.

- А что вы скажете насчет взаимодействия с республиканской федерацией настольного тенниса?

- Наше сотрудничество заключается в том, что мы ввели рейтинговую систему, применяющуюся на наших турнирах. Мы подаем итоги наших соревнований на обсчет, и тем самым происходит взаимодействие с судейским корпусом Федерации. Но, если сравнивать наше сотрудничество, то больше она налажено с центром настольного тенниса. Есть такие моменты, когда федерация не идет нам навстречу. Как пример. У нас в августе проходит один из самых крупных турниров клуба – «Кубок «Тайфуна». На нем выступали Рамиль Мутыгуллин, Виталий Мурзин, одни из лучших республиканских спортсменов, приезжают спортсмены из других регионов, вплоть до членов молодежной сборной России. Наша просьба к Федерации заключалась в том, что мы хотели освещения этого турнира на сайте. Ответом было, что вы частный коммерческий клуб, и освещать его деятельность они не будут. На мой взгляд, это странная позиция. У нас в месяц на турнирах участвуют порядка 200-300 человек, а это и есть любительский спорт, за развитие которого ратуют у нас в стране. Но Федерация, пока, не хочет этого понимать.

- Какое место Татарстан занимает в регионе по развитию настольного тенниса?

- В Казани у нас можно заняться им в центре настольного тенниса. В спортшколах на Отрадной, Адоратского, Пионерской, плюс ряд секций в средних школах. Что касается развития нашего вида спорта в Поволжье, то сравниться с лидерами из Нижнего Новгорода или Самары мы не можем. Благодаря переезду в Татарстан семейства Исмаиловых, Татарстан получил очень перспективного игрока Саъди Исмаилова, но он представляет районный поселок Богатые Сабы.

КАКОЙ МЕТШИН ЛЮБИТ ИГРАТЬ В КОРОТКИЕ НАРДЫ?

- Другое направление вашего клуба – это шахматы. Еще менее затратный вид спорта, чем настольный теннис. Какой вам с него профит?

- Согласен, если заниматься шахматами только для себя, то это будет очень экономный вариант. Проект развития шахмат, думаю, себя еще проявит, хотя пока он приносит нам, его организаторам, видимой прибыли. Тем более, что мы развиваем еще дартс, шашки и нарды, которые и приносят ощутимую прибыль из всех перечисленных видов спорта и досуга. Поначалу мы опасались, что любителям нард являются представители такого контингента, скажем так, близкого к криминальному, но выяснилось, что ничего подобного. Это стереотип. Большое количество любителей нард – это интеллигентные, приятные в общении люди, которые собирают на турнирах гораздо больше участников, чем на шахматах. Возможно, это связано с тем, что у шахмат есть своя школа имени Нежметдинова, где и собирается основная масса любителей этой игры.

Сандугач Шайдуллина стала победителем турнира среди женщин на призы «БИЗНЕС Online»


Такой парадокс, что в настольном теннисе у нас дела складываются получше, но с федерацией по этому виду спорта мы практически не взаимодействуем. А вот с шахматами дела обстоят похуже, если говорить об этом в сравнении, но зато наше сотрудничество привело к тому, что практически завершаются работы по открытию городского шахматного клуба. Президент федерации шахмат РТ Геннадий Николаевич Захаров помогает нам в осуществлении этого проекта. Шахматная школа уже не осиливает тот поток любителей шахмат, там тоже направленность больше профессиональная, связанная с развитием детско-юношеского спорта. А любители, которых на турнирах Гран-при собиралось по полтораста человек, уже просто не помещались в стенах шахматной школы. Там очень большой поток любителей шахмат, с которым могли бы работать мы. На базе нашего клуба и будет создан городской шахматный клуб.

- Интерес к шахматам большой, а прибыли, как вы говорите, от них нет…

- Все так. Шахматисты не привыкли платить за комплекс оказываемых им услуг. К нам три раза в неделю ходили бесплатно ветераны, которые проводили здесь целый день. Когда мы заговорили о том, что введем плату 50 рублей, пенсионеры начали говорить о том, что это для них будет непосильная ноша – 50 рублей в месяц. Хотя речь шла об этой сумме в день.

Что касается взимания платы, то у нас час игры днем стоит 120 рублей, а вечером – 180 рублей. А в шахматной школе цена составляет 150 рублей на целый день. По сути, это некий аналог хостела, устал, приляг, на имеющийся диван (улыбается).

Поэтому нам приходили на помощь соревнования, когда стартовые взносы – 300 рублей за нарды, 200 рублей за шахматы, позволяли выходить в ноль, покрывая затраты хотя бы за аренду. Плюс, определенные деньги приносила продажа шахматного инвентаря. Помимо этого приносила прибыль шахматная секция, где детей обучала наш тренер Любовь Маркелова - игрок женской команды «Ладья», выступающей в премьер-лиге чемпионата России. Помимо нее, в нашем тренерском штабе Азат Шарафиев - член команды «Ладья», недавно игравшей в премьер-лиге командного чемпионата России, Виталий Родченков, член команды «Ладья 2», выступавшей в высшей лиге командного чемпионата страны. Это очень сильный тренерский штаб, по сути, элита татарстанских шахмат.

Создание городского шахматного клуба позволит снизить финансовое бремя с нас, если услуги для ветеранов, пенсионеров и малоимущих будут заложены в городской бюджет. Такая картина наблюдается о многих городах Поволжья, когда местные шахматные клубы спонсируются бюджетом города.

- Интернет-шахматы являются вашим конкурентом?

- Вряд ли. Там играют в шахматы ради шахмат. А к нам приходят еще и за общением, возможностью поговорить, хотя бы обсудить ту же сыгранную партию.

Кстати, говоря о сотрудничестве, то очень хорошо у нас налажены связи с федерацией нардов Татарстана. Мы совместно проводили турнир по коротким нардам, на которых почетным гостем был Мэр Нижнекамска Айдар Метшин. Его младший брат Айрат Метшин - большой любитель коротких нард, является победителем чемпионата мира по этому виду спорта. Также на турнире участвовал онлайн-чемпион России по нардам.

Азат Шарафиев - победитель турнира на призы «БИЗНЕС Online»


«ДАЖЕ В КРИЗИС НЕОБХОДИМО СОХРАНЯТЬ ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ»

- Если говорить о вашей компании, то в ней, в равных долях, присутствует несколько человек. Кто из вас, скажем так, является «освобожденным работником», а у кого этот бизнес является хобби?

- Мы все работаем, каждый на своем месте, а деятельность в шахматном и теннисном клубах осуществляем в свободное, от основной работы, время. Обязанности распределены так, что каждый из нас проводит определенное количество времени в клубах «Тайфун» или «Гамбит». Это просто понять, если знать, что основной поток посетителей приходится на вечернее время будней. Люди приходят сюда отдыхать, а мы работать, в том числе, и по выходным. Что касается меня, то я больше остальных бываю здесь.

- Есть такое понятие, что друзей можно потерять, если завести с ними общий бизнес. Знакомы вы с этим понятием?

- Конечно. Любой общий бизнес со временем приводит к определенному недопониманию, ссорам, поскольку бизнес – это не только прибыль, но и проблемы. Но дружба для того и существует, чтобы решать эти проблемы совместно. И с Тимуром Насыровым у нас бывает недопонимание по теннису, и с Артемом Козловым, Шамилем Зайнутдиновым возникают проблемы по шахматам, но вы вместе их решаем.

- Еще одним источником недовольства могут быть семьи, и тут оправданно, потому, что практически все свободное время отцы семейства проводят на второй работе.

- Я холост, а вот Шамиль Зайнутдинов нашел выход из этой проблемы, которую, конечно, тоже не надо сбрасывать со счетом. Он приводит дочек в секции по шахматам и настольному теннису, тем самым, получая дополнительное время, которое может провести с семьей. В принципе, мы должны сказать спасибо вторым половинкам наших учредителей. Они нам помогают в работе, и рейтинги обсчитывают, и помогают в уборке, после турниров, и проводят промо-работу в социальных сетях.

В «Тайфуне» играют в теннис

люди разных возрастов и размеров


- Каковы перспективы развития вашего бизнеса?

- У шахматного направления он состоит в открытии городского шахматного клуба, проведении турниров городского масштаба. В теннисе, как мне кажется, необходимо развивать франшизно-филиальную деятельность, открывая подобные клубы в других городах республики. Есть идея создания любительской лиги Поволжья. У нас наладились контакты с клубами настольного тенниса Набережных Челнов, Самары, проходил Кубок трех городов, с участием спортсменов из этих городов. Периодически мы ездим в гости друг к другу на соревнования.

- На ваш взгляд – каковы три главных принципа ведения успешного бизнеса?

- Первое – честность. Перед собой, перед коллегами, перед посетителями, потребителями того продукта, который ты предлагаешь. Это вылилось, в моем частном случае, что со многими посетителями клуба я со временем сдружился. Второй принцип – поиск новых направлений развития. Потому, что, остановившись в развитии, можно со временем пойти вниз. Чтобы развиваться – надо бежать вперед семимильными шагами. Пока нам удается постоянно что-то придумывать, как в тренировках, так и на соревнованиях, модернизировать нашу деятельность. Третий принцип – позитивный настрой. Очень тяжело было в первые месяцы кризиса, летом, когда снижается людская активность. Будь я один в бизнесе, то легко мог бы впасть в уныние. Но нас несколько, и мы поддерживаем друг друга. Но главную роль в осуществлении задуманного, я бы отдал желанию. Если оно присутствует, то можно всего достичь.

Джаудат Абдуллин, Айрат Шамилов