Спортсмены, возможно, самые суеверные люди на свете и хоккеисты – не исключение. Для того, чтобы соблюсти правильный ритуал до и во время матча, игроки готовы пойти на всё.
Наиболее распространенными хоккейными ритуалами считаются последовательность надевания игроками защитной амуниции.
Перед началом игры всегда исполняется гимн страны, в которой проходит матч. С этим элементом предматчевой церемонии связано одно из самых знаменитых суеверий в истории Национальной хоккейной лиги. В 70-х годах прошлого столетия игроки и болельщики «Филадельфии» непоколебимо верили в магическую силу певицы Кейт Смит. Перед началом игр в филадельфийском «Спектре» вместо национального гимна звучала песня «Боже, благослови Америку» в живом исполнении, а позже посредством включения видеозаписи. И, как правило, в подобных случаях «лётчики» выигрывали: 62 победы, 13 поражений и 3 ничьих за всю историю клуба.
После того как игроки послушали гимн, они непременно собираются около вратаря и настраиваются на матч. Постучать перед игрой клюшкой по щиткам голкипера также считается хорошей приметой. Хотя, к примеру, вратарь Билли Смит из «Айлендерс» терпеть не мог, когда ему хлопали по плечу, шлему или щиткам перед игрой, а в особенности во время матча. По его словам, это мешало ему сконцентрироваться.
Еще одним общепризнанным суеверием почти всех хоккеистов считается то, что ни в коем случае нельзя прикасаться к Кубку Стэнли, если ты еще хочешь его выиграть. Защитник Скотт Нидермайер дважды становился обладателем заветного трофея в составе «Нью-Джерси», но его брат Роб так ни разу до него и не дотронулся во время домашних празднований, когда Скотт на несколько дней привозил Кубок домой. Роб не оставляет надежды взять Кубок по-настоящему, когда выиграет его.
Многие игроки распространяют это суеверие и на призы, полагающиеся победителям конференций: игроки стараются обходить их стороной, так как считают единственным и главным трофеем в плей-офф Кубок Стэнли. Тем не менее, в финальной серии восточной конференции 1994 года Стефан Матто из «Нью-Йорк Рейнджерс» кончиком клюшки дотронулся до трофея принца Уэльсского после окончания основного времени седьмой игры серии. И после того, как первый овертайм победителя не выявил, во втором именно Матто забросил решающую шайбу.
Весной 2009 года Сидни Кросби нарушил традиции и также дотронулся до трофея принца Уэльсского – «Питтсбург» в финале обыграл «Детройт» 4-3.
Самая известная примета – не бриться во время плей-офф, отпуская окладистые бороды. Не все знают, что обычай ввели игроки «Айлендерс» в 1980 году. После этого они завоевали четыре Кубка Стэнли подряд.
Но все это, как говорится, суеверия общего порядка. Однако практически у каждого игрока НХЛ есть свои собственные маленькие (или не очень) причуды, которые помогают ему готовиться к матчам. Так, например, знаменитый нападающий «Бостона» 70-х годов Дерек Сандерсон пек перед играми шоколадное печенье с орехами, легендарный Ред Келли перед каждой игрой отправлялся на рыбалку, Ги Лефлер перед матчем курил исключительно ментоловые сигареты, Джо Ньюиндайк непременно съедал два тоста с арахисовым маслом, а игрок «Рейнджерс» 80-х Рон Дагуэй расчесывал свои длинные локоны ровно 200 раз перед матчем и 100 раз в перерывах между периодами.
Хотя большинство игроков пытается отвлечься от предстоящего матча, есть и такие, что предпочитают быть предельно сконцентрированными на нем. Великолепный пример этого подавал защитник «Монреаля» Стефан Кинтал, придерживавшийся правила ни с кем не разговаривать в день игры после обеда.
Перед матчем открытия сезона-1995/96 капитан «Флориды» Скотт Мелланби в раздевалке убил крысу. Выйдя после этого на лед, он забил два гола, а крысы с тех пор стали талисманом «пантер». На протяжении всего сезона едва ли не после каждой заброшенной шайбы на лед летели десятки пластиковых крыс.
Отдельная группа примет и суеверий связана с экипировкой хоккеистов. Приведем некоторые из них. Так, великий Рэй Бурк после утренней раскатки полностью вытаскивал шнурки своих коньков, а перед игрой вставлял обратно. Нападающий «Нью-Джерси» Джон Мэдден менял шнурки коньков после каждого матча. Форвард «Миннесоты» и «Монреаля» Бобби Смит обматывал свои кисти хирургическим пластырем вместо хоккейного, как делают остальные игроки. Стефан Рише на всех своих клюшках ставил номер 10, хотя никогда в жизни не играл под этим номером.
На что только не идут игроки, чтобы забить голы. Как-то у Джона Тонелли из «Нью-Йорк Айлердерс» затянулась безголевая серия. Перед началом очередного матча в коридоре его остановил человек, отвечающий в команде за экипировку, плюнул на крюк клюшки Тонелли и растер плевок. В тот вечер Джон забил два гола и впоследствии всякий раз повторял эту процедуру. Думаете, поплевать на клюшку – это верх проявление неуважения к орудию труда? Как бы не так! Брюс Гардинер, выступавший в 90-х годах за «Оттаву», перед выходом на лед окунал крюк своей клюшки в унитаз. Наконец, достоверно неизвестно, являлся ли Фил Эспозито из «Бостона» представителем нечистой силы, но то, что он как огня боялся перекрещенных клюшек, вполне достоверный факт.
Свои приметы есть даже самых великих: Уэйн Гретцки посыпал крюк клюшки детской присыпкой и на разминке перед матчем всегда наносил первый бросок справа от ворот. Он никогда не стригся во время выездной серии, потому что однажды, когда он это сделал, его команда не выиграла ни одного матча. После разминки в раздевалке он выпивал сначала диетическую колу, потом стакан воды со льдом, затем энергетический напиток «Гаторейд» и напоследок снова диетическую колу. Хотите стать Великим? Запасайтесь детской присыпкой и пейте перед матчем побольше жидкости!
Отдельного упоминания достойны приметы и суеверия хоккейных вратарей. Многие считают голкиперов людьми, так сказать, на своей волне, странными, а иногда и просто чокнутыми и сейчас вы поймете почему. Вратарь «Филадельфии» Пелле Линдберг надевал все свое обмундирование поверх одной и той же футболки оранжевого цвета с логотипом шведской спортивной компании. Когда футболка порядком износилась, Пелле не стал менять ее, а принялся регулярно заштопывать. В перерывах между периодами он не пил ничего кроме популярного шведского пива «Приппс», причем не делал ни одного глотка, пока не убеждался, что в стакане находится ровно два кубика льда. Более того, подавать ему этот стакан должен был один и тот же определенный человек. Разве это можно считать нормальным? Поговаривают, что раньше вратари зашивали в свои щитки кроличью лапку на счастье. Не стоит удивляться, если некоторые голкиперы практикуют это и до сих пор.
Эд Белфур никому не позволял дотрагиваться до своей амуниции, Жозелин Тибо перед началом игры раскладывает свою экипировку на полу строго в определенном порядке и ровно за шесть с половиной минут до начала матча поливал голову водой. Феликс Потвен перед игрой наклеивал над своим шкафчиком в раздевалке крест из изоленты, а легендарный Кен Драйден из «Монреаля» всегда старался на разминке бросить по воротам раньше всех полевых игроков. Голкипер «Коламбуса» Марк Дени после удачного сэйва перебрасывает шайбу из левой руки в правую, а вратарь «Ванкувера» Алекс Олд во время каждой остановки игры в его зоне проделывал путь к борту и обратно. Голкипер Джастин Погге перед каждым вбрасыванием делал обратные круговые махи руками и последним в команде выходил на лед.
Очень странно вел себя вратарь Гари Смит, который выступал в НХЛ в 60-70-х годах: в перерывах между периодами полностью снимал с себя всю одежду, чем наверняка немало шокировал своих товарищей по команде.
Один из самых великих вратарей в истории НХЛ Глен Холл, трижды признававшийся лучшим голкипером лиги, перед каждым матчем плей-офф исполнял довольно странный ритуал. Холл, простите за подробности, совал два пальца себе в рот перед каждым матчем. И считал, что если его не стошнит, то команда обязательно проиграет.
Рон Хекстолл заканчивал свою предматчевую разминку причудливым ритуалом: из ворот он ехал наискосок к тому месту, где синяя линия упирается в правый борт, очищал там лед от снега, а потом направлялся в центральный круг на точку вбрасывания. После этого он поворачивал и возвращался на синюю линию, но уже к левому борту. Великий Патрик Руа никогда не наступал на линии разметки. Перед каждой игрой он откатывался к синей линии, разворачивался на 180 градусов, наклонялся и пристально смотрел на ворота. Позже Руа как-то признался, что таким образом старался мысленно представить себе, как ворота сжимаются. И он же постоянно разговаривал со штангами своих ворот во время игры.
Как бы там ни было, суеверия и приметы никогда не сделают вас более классным игроком, чем вы есть на самом деле. Наверное, лучше всего по поводу хоккейных примет выразился Марк Бержевен, прослывший одним из самых веселых игроков в истории НХЛ и который вполне мог бы стать профессиональным комиком, если бы захотел. Когда Марка спросили, есть ли у него какая-нибудь своя примета он ответил: «Конечно. Нельзя слушать национальный гимн перед игрой. Неудивительно, что у меня каждый матч неудачный!»
Алексей Майоров (hextall.ru)