Из четырех экипажей команды «КАМАЗ-Мастер» сегодня лишь один претендует на попадание в тройку лидеров – это первая неудача команды с 2012 года. Если тогда причиной стало резкое омоложение состава пилотов, то сейчас – недоработанный двигатель Liebherr. Президент РФ Владимир Путин уже порекомендовал Рустаму Минниханову мотор доработать. Сам же руководитель команды Владимир Чагин, признавая несовершенство техники, намекает на козни организаторов, в последний момент резко изменивших характер трассы.
«КАК ВАШИ РЕБЯТА НА ГОНКЕ?» «НЕ ОЧЕНЬ ПОКА»
Неудачами «КАМАЗ-Мастера» на нынешнем «Дакаре» заинтересовался накануне президент России Владимир Путин. Вчера на заседании наблюдательного совета агентства стратегических инициатив у главы государства и президента Татарстана Рустама Минниханова состоялся диалог.
— Как там наши ребята на гонке? — спросил Путин.
— Не очень пока... — признался Миннниханов, несколкько смущенно улыбаясь.
— Перевернулась машина, да? — показал президент РФ свою осведомленность и неслучайность вопроса.
— Одна перевернулась; у одной машины есть шанс быть в призах. Мы поехали на новых двигателях Liebherr, но пока не доведено, переживаем...
— Если переживаете, значит, доведете, — намекнул Путин.
— Доведем.
— Успеха им пожелайте. Работа у них тяжелая.
— Спасибо большое за то, что вы смотрите, интересуетесь. Доведем обязательно, — пообещал Минниханов.
Что же сломалось в отлаженном конвейере побед «КАМАЗ-Мастера»? Ведь действительно на этот раз лишь один из четырех экипажей претендует на призовой подиум в «Дакаре-2016» по актуальной статистике общего зачета в ралли грузовиков. Накануне Айрат Мардеев, идущий в зачете вторым, сократил отрыв от лидера гонки Жерара Де Роя (Iveco) на 6 минут до 1 часа 9 минут. Но для команды, которая из года в год демонстрирует тотальное доминирование над соперниками, подобный результат — явный провал. В прошлом году камазовцы ,напомним, заняли весь пьедестал почета. Победу праздновал Мардеев, вторым стал Эдуард Николаев, третье место у Андрея Каргинова. Даже машина техпомощи Дмитрия Сотникова год назад показала блестящий результат, поднявшись в тотале на пятое место. Сегодня, учитывая оставшийся до финиша путь — всего два этапа, шансы Мардеева догнать голландца весьма призрачны. Остальные камазовские экипажи в хвосте — Николаев после падения своего автомобиля на бок идет лишь 8-м, уступая лидеру 3 часа 41 минуту, Сотников на 10-м месте (+4:22:46), Каргинов — 15-й (+6:23:16). Лишь три этапа на этом «Дакаре» выиграли камазовцы, все победы на счету Николаева.
«ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ПРЯМЫЕ УЧАСТКИ ДЛИНОЙ СВЫШЕ 100 КИЛОМЕТРОВ. ТАКОГО «ДАКАР» НИКОГДА НЕ ПРЕДЛАГАЛ»
Напомним, новые двигатели КАМАЗ разрабатывал совместно с немецкой Liebherr не один год, и в этом году новинка должна пойти в серию. Возможно, «Дакар» стал для нового двигателя контрольным испытанием, однако никто из специалистов не смог утвердительно сообщить «БИЗНЕС Online», используется ли в спортивных машинах новая разработка или все-таки доработанный прошлогодний движок. Осведомленные эксперты, вероятно, болеют за команду непосредственно на месте, в Южной Америке, потому что сегодня недоступными остаются телефоны и руководителя пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олега Афанасьева, и представителей пресс-службы команды «КАМАЗ-Мастер», и экс-руководителя команды Семена Якубова. Исполнительный директор одного из партнеров КАМАЗа по новым разработкам ЗАО «Астейс» Владимир Бабаев допускает, что причиной неудач могло стать несовпадение характеристик двигателя с параметрами трассы. «Каждый мотор и каждая трансмиссия готовятся к конкретным условиям эксплуатации, — поясняет Сачков. — Коробка передач и топливная система настраиваются исходя из этого же. Если, например, шесть этапов скоростных и один бездорожный, то настраивается все под скорость. Раз «КАМАЗ-Мастер» готовился к бездорожью, наверное, его двигатель будет проигрывать моторам конкурентов, которые настроены на скоростные участки. Но, несмотря на это, отставание в час и более в сложнейших дакаровских условиях еще можно отыграть за два последних этапа. Правда, чисто физически догнать вряд ли получится. Вот если де Рой сломается или будут у него ошибки в навигации, или еще что-то, тогда шансы у Мардеева есть».
Двигатели Liebherr, установленные на «КАМАЗах» в этом году, уступают силовым агрегатам соперников, но в основном из-за нехарактерной духу соревнований трассы |
«НАВЕРНОЕ, ЧТО-ТО НОВОЕ ХОТЕЛИ ПРИВНЕСТИ ОРГАНИЗАТОРЫ, ЭТО ИМ УДАЛОСЬ...»
Несоответствие выбора мотора и выбора трассы — оправдание, которое изначально транслировал и сам «КАМАЗ-Мастер». Официальный сайт команды еще в понедельник опубликовал интервью с руководителем команды Владимиром Чагиным. Чагин, отметим, говорит вовсе не о «несовершенстве». «Много нового на этом «Дакаре», — высказался лидер команды. — Во-первых, трассы, которые подготовили организаторы — это принципиально новая концепция, очень скоростная. Представьте себе, прямые участки длиной свыше 100 километров. Такого «Дакар» никогда не предлагал. Мы ожидали, что будет сложное бездорожье в гористой местности в Боливии, но организаторы маршрут проложили по ровным участкам, где извилистые дороги и много зон ограничения скорости. Такого количества ограничений скорости не было никогда. Участники едут на максимальной разрешенной скорости в 140 километров в час. В зоне проезда населенных пунктов экипаж сбрасывает скорость до 30 или 50 километров в час разрешенных, потом снова разгон... И вот из этого состоит, в принципе, весь спецучасток...»
Чагин признает, что двигатели Liebherr, установленные на «КАМАЗах» в этом году, уступают силовым агрегатам соперников, но в основном опять же из-за нехарактерной духу соревнований трассы. Впрочем, руководитель команды указывает и на конкретные отставания отечественных автомобилей от современных тенденций — в частности, нужно доработать тормозную систему.
«Следует отметить, что все лидирующие команды в категории грузовиков очень хорошо подготовились к гонке, — говорит Чагин. — Это вызывает уважение. Это и Iveco, и MAN, и Tatra. У них хорошие двигатели. Рядный шестицилиндровый мотор выдает лучшие показатели динамики, чем наш V-образный. Наш мотор хорошо показывает себя на бездорожье, в песках, на тягунах. На коротких отрезках, где нужен разгон, моторы наших соперников лучше. Это подтверждают наши пилоты, здесь нам трудно составить им конкуренцию. Ну и торможение: двигатели всех наших соперников оснащены моторным тормозом, это современная функция, которая дает хороший эффект во время торможения. У наших двигателей этого, к сожалению, нет. Будем, конечно, над этим работать, так как это обеспечивает наше техническое отставание вот именно на этом типе трассы, предложенном организаторами гонки».
Владимир Чакин отмечает конкретные отставания отечественных автомобилей от современных тенденций |
«КАМАЗ-Мастер», исходя из объяснений Чагина, стал заложником ситуации. К сказанному в интервью можно добавить, что изменение трассы, по официальной версии, связано с климатическим форс-мажором. «Дакар» уже в 8-й раз проходит в Южной Америке, в первоначальной версии маршрут должен был пройти по территории четырех стран: Аргентины, Боливии, Чили и Перу. Однако проливные дожди, сильнейшие за последние 80 лет, привели к наводнениям на севере Чили. Впоследствии от своих этапов ралли отказались и в Перу. По прогнозам синоптиков, в январе здесь также ожидаются проливные дожди и наводнения. Организаторы «Дакара» приняли решение заново проложить маршрут исключительно по территориям Аргентины и Боливии. Общие показатели маршрута остались близкими к прежним: протяженность 9332 км, из которых 4701 — скоростные спецучастки. Однако параметры трассы действительно изменились очень существенно.
Любопытно, что Чагин в своем интервью дает повод заподозрить, что смена характера трассы все же не случайна. Он отмечает, что бездорожья для тестирования выносливости грузовиков достаточно и на территориях нынешнего маршрута, но трасса по ним не проходит. «Организаторы почему-то прокладывают маршрут по дорогам, где все едут на максимальной скорости. В итоге мы видим, что в грузовом зачете практически каждый день лидеры приезжают с результатами в интервале 8 - 10 минут. Наверное, что-то новое хотели привнести организаторы, это им удалось», — язвительно замечает руководитель «КАМАЗ-Мастера».
Болельщики все же не исключают, что выступление челнинских гонщиков еще может увенчаться «золотом». Руководитель проектов блока развития ПАО «КАМАЗ» и двукратный победитель ралли «Дакар» в 2005 и 2009 годах в составе команды «КАМАЗ-Мастер» Фирдаус Кабиров, комментируя ситуацию, к сожалению, сослался на неосведомленность в технических вопросах нынешнего ралли и лишь призвал корреспондента «БИЗНЕС Online» верить в победу. «На первое место можно претендовать до последнего момента гонки, — сказал Кабиров. — Лидера всегда может подвести техника, «Дакар» — это сложные соревнования, может произойти все что угодно. Поэтому нельзя терять надежду до последней минуты».