Перевернувшийся грузовик Эдуарда Николаева, пробитый поддон Андрея Каргинова, пробитые колеса Айрата Мардеева и несовпадение характеристик двигателя Liebherr трассе стали причинами неудач челнинских гонщиков на «Дакаре-2016». Победу же второй раз в своей карьере праздновал голландец Жерар де Рой. «БИЗНЕС Online» рассказывает о перипетиях завершившегося в субботу ралли-рейда.
Айрат Мардеев | |
ДЛЯ КОГО-ТО УСПЕХ, ДЛЯ КАМАЗА — ПОРАЖЕНИЕ
«Дакар-2016» завершился накануне победой представителя Нидерландов Жерара де Роя. Лучший из наших — Айрат Мардеев — занял второе место. Третьим стал аргентинец Федерико Вильягро. Наверное, любая другая команда была бы рада попаданию на финальный подиум самого сложного и самого известного ралли в мире. Любая, но не «КАМАЗ-Мастер». Наши спортсмены приучили нас не только к победам, как в генеральной классификации, так и на большинстве этапов, но и к тотальному доминированию над соперниками. И вот лишь второе место. Достойное, бесспорно. Почетное, однозначно. Но не первое. «КАМАЗ-Мастер» стал вторым. И приятно, что мы это считаем неудачей, но и неприятно тоже, потому что это неудача. Как команда осталась без «Золотого Бедуина», давайте вспомним все вместе в репортажной хронологии «БИЗНЕС Online».
Начнем с того, что в 2016 году ралли-рейд «Дакар» уже в восьмой раз проходил в Южной Америке. Однако неожиданности начались еще при подготовке к гонке. В первоначальной версии маршрут должен был пройти по территории четырех стран — Аргентины, Боливии, Чили и Перу. Но проливные дожди, сильнейшие за последние 80 лет, привели к наводнениям на севере Чили. А затем от своих этапов ралли отказались и в Перу. По прогнозам синоптиков, в январе здесь также ожидались проливные дожди и наводнения. Организаторы «Дакара» приняли решение не просто отменить этапы ралли, а заново проложить маршрут. Только уже по территории лишь Аргентины и Боливии. Но общие показатели маршрута остались прежними: протяженность маршрута 9332 километра, из которых 4701 — скоростные спецучастки.
Еще до старта гонки нынешний «Дакар» вошел в историю, как самый высокогорный — новая трасса пролегала на высоте до 4600 метров над уровнем моря. Кроме того, ралли стало и одним из самых скоростных, из-за того, что маршрут лишился немалой части песчаных спецучастков, которые заменили горные. В дальнейшем это сыграет с «КАМАЗ-Мастером» злую шутку.
В общем зачете грузовиков де Рой во второй раз в своей карьере стал победителем «Дакара» |
ЗАЧЕТ ПОШЕЛ ТОЛЬКО С ТРЕТЬЕГО ДНЯ РАЛЛИ
Старт ралли-рейду был дан 2 января в Буэнос-Айресе. Всего стартовало 354 экипажа: 110 джипов, 55 грузовиков, 143 мотоцикла и 46 квадроциклов. Среди гонщиков представители 60 стран. Команда из Набережных Челнов «КАМАЗ-Мастер» выставила четыре экипажа под управлением победителя прошлого «Дакара» Мардеева, а также Эдуарда Николаева, Андрея Каргинова и Дмитрия Сотникова, они выступали соответственно под 500, 502, 504 и 508 номерами.
В первый день ралли спортсменам предстояло проехать 335 км до Росарио, из которых всего лишь 11 км скоростного спецучастка. Понятно, что серьезных отрывов здесь ожидать не приходилось. Тем удивительнее, что уже на этом этапе гонки произошло ДТП. Экипаж джипа под номером 360 на 6-м километре спецучастка потерял управление на повороте и врезался в стоящих вдоль трассы зрителей. Пострадали, как минимум, 8 человек, среди них беременная женщина и дети. Три человека находятся в реанимации в тяжелом состоянии. Автомобилем управляла гонщица Го Мэйлин. Пострадавших доставили в госпиталь, а пролог ралли-рейда отменили.
Первый этап гонки, который должен был стать уже полноценным — протяженность спецучастков составляла 258 км — так же был отменен. Об этом участникам ралли сообщил директор Дакара» Этьен Лавинь. Основанием для отмены стали плохие погодные условия, из-за которых в воздух не смогли подняться вертолеты, обеспечивающие безопасность спортсменов на трассе.
И со вторым этапом тоже оказалось не все слава Богу. Сначала его из-за погоды — температура «зашкаливала» за 40 градусов жары — спецучасток сократили. Его определили в 387 км вместо 521 км, планировавшихся ранее. На трассе не обошлось без происшествий. Экипаж Мардеева прибыл к финишу с разбитым лобовым стеклом. Он стартовал первым и, по сути, «расчищал» трассу для остальных спортсменов. А вдоль маршрута растут деревья с раскидистыми кронами. Они-то и разбили на грузовике «лобовуху». Впрочем, это не самое серьезное происшествие этапа. На трассе загорелись один из джипов и грузовик Renault голландца Мартина ван ден Бринка. Тушить машину последнего помогал и экипаж Сотникова. Тем не менее, грузовик сгорел полностью. К счастью, никто не пострадал.
В итоге победил на этапе и, соответственно, возглавил общий зачет в классе грузовиков голландец Ханс Стейси на »МАНе». Наши — Мардеев, Николаев, Каргинов — финишировали дружно, но не очень успешно, заняв с 8-го по 10-е места. Их отставания в 4, 5 и 8 минут вряд ли можно назвать серьезными.
На 20-м километре машину Николаева на скользком повороте стащило с дороги. Выбираться ему помогал экипаж Каргинова, в результате оба пилота потеряли время |
ОТСТАЕМ, НО НЕ КРИТИЧЕСКИ
Скоростной участок третьего этапа сокращали аж дважды. Накануне старта было объявлено, что из-за дождей грузовика вместо 314 км предстоит преодолеть 190. Однако, когда гонщики уже были на трассе, грозовой фронт усилился, и СУ сократили до 130 км. В итоге финишное время определяли по третьей временной отсечке. По результатам этапа победил Мартин Коломны на «Татре». На две минуты от него отстал экипаж Мардеева. Однако из-за сбоя в системе подсчета времени, сначала камазовцам засчитали отставание в 30 с лишним минут, что отбросило бы их во второй десяток общего зачета. Когда же ошибку устранили, Мардеев со товарищи занял свое законное пятое место. У остальных челнинцев результаты скромнее, так как без проблем им этап пройти не удалось. На 20-м километре машину Николаева на скользком повороте стащило с дороги. Выбираться ему помогал экипаж Каргинова, в результате оба пилота потеряли время. А на машине Сотникова пробило воздушную трубку. Из-за этого в системе не хватало воздуха и автомобиль практически лишился тормозов. Поэтому ехать камазовцу пришлось очень осторожно.
Четвертый и пятый этапы, можно сказать, были объединены. Это так называемый марафонский этап. Он проводится без участия механиков. Более того, на бивуаке автомобили находятся в закрытом парке — доступ к ним участников запрещен. Марафон, в дополнение ко всему, высокогорный. Раллисты поднимались на высоту до 4,6 тыс. метров над уровнем моря. Победу в первый день марафона одержал в итоге Де Рой на Iveco. Голландец прошел 419-километровый доп с результатом 3 часа 58 минут 16 секунд. Второй результат у Питера Верслуиса на «МАНе», Стейси — третий. Лишь пятый результат у лучшего из команды «КАМАЗ-Мастер» Николаева, уступившего лидеру 3,5 минуты. Остальные челнинские гонщики расположились на 9-м, 11-м и 18-м местах.
А вот во второй день дакаровского марафона, когда гонщики покинули Аргентину и въехали в Боливию, наконец-то победу праздновали наши ребята. 327-километровый скоростной спецучасток первым преодолел Николаев. «День на самом деле наш, — сказал после финиша Эдуард. — К сожалению, движение без дорог началось только под конец этапа. Ехали быстро, высоко в горах, поднимались на высоту более 4 тысяч метров».
Аргентинец Вильягра занял третье место. И это его первый подиум на финише «Дакара» |
К сожалению, другому нашему спортсмену — Каргинову — не повезло. Его автомобиль сначала «захлебнулся» в броде, электронику залило водой, а затем пробило колесо. Из-за этих проблем экипаж потерял почти 55 минут. В итоге лишь 19-й на этапе и 14-й в общем зачете с отставанием в 1 час 18 минут. Лидирует же после 5 этапов аргентинец Федерико Вильягра на «Ивеко». Наш Мардеев занимает 5-е место с отставанием менее 9 минут. Кстати, на этот этап не смог выйти чех Алеш Лопрайс на «Татре» - один из претендентов на подиум «Дакара». Из-за серьезных поломок автомобиля ему пришлось сняться с гонки.
Ралли в этом году стало одним из самых скоростных |
«МЫ ОЖИДАЛИ, ЧТО БУДЕТ СЛОЖНОЕ БЕЗДОРОЖЬЕ НО ОРГАНИЗАТОРЫ МАРШРУТ ПРОЛОЖИЛИ ПО РОВНЫМ УЧАСТКАМ»
На шестом этапе вновь сменился лидер генеральной квалификации в зачете грузовых автомобилей. Первую строчку вернул себе голландец Стейси, выигравший гонку в этот день. Камазовцы финишировали в первой восьмерке, каждый проиграл лидеру около трех минут. Соответственно, и в общем зачете особых изменений не произошло. Лучший из наших по прежнему Мардеев, занимающий 5-е место.
Перед днем отдыха гонщики вновь вернулись в Аргентину. И команда «КАМАЗ-Мастер» одержала вторую победу на этапах «Дакара-2016». Выиграл 7-й этап Николаев, вторым был Мардеев, Каргинов финишировал пятым. Из соперников россиян лучше всех дистанцию спецучастка в 353 км прошел Верслуис, он в итоге и возглавил генеральную классификацию. Лидировавший до этого Стейси потерял время на замене колеса, теперь его отставание от первого места превышает 5 минут. В общем зачете челнинцы серьезно поправили свои дела. Мардеев после этапа поднялся на 3-е место, Николаев — на 4-е, оба проигрывают лидеру менее 11 минут. На этом этапе неудача постигла и второго чешского пилота Коломы. Во время одного из жестких приземлений после прыжка кабина его грузовика едва не оторвалась от рамы — пришлось ехать до финиша очень медленно, с большой потерей по времени.
Владимир Чагин: «Трассы, которые подготовили организаторы — это принципиально новая концепция» |
Хоть камазовцы и занимают места в числе лидеров, особо удачным их выступление на «Дакаре» в этом году не назовешь. Особенно, если вспомнить успех на ралли 2015 года, когда весь подиум заняли челнинцы. Руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» Владимир Чагин связывает это с тем, что трасса в этом году слишком скоростная, с большим количеством прямых участков по 100 км и более. В таких условиях преимущество получают соперники камазовцев, чьи автомобили оснащены скоростными моторами. «КАМАЗы» же наших ребят больше подходят для тяжелого бездорожья. «Много нового на этом «Дакаре», — сказал Чагин в интервью официальному сайту команды. — Во-первых, трассы, которые подготовили организаторы — это принципиально новая концепция, очень скоростная. Представьте себе — прямые участки длиной свыше ста километров. Такого Дакар никогда не предлагал. Например, мы ожидали, что будет сложное бездорожье в гористой местности в Боливии, но организаторы маршрут проложили по ровным участкам. Без преувеличения можно сказать, что подвеска в этом году не работает. Мы даже впервые на дне отдыха не меняем задние рессоры. Подвеска еще не нагрузилась. Это гонка моторов, гонка тормозов».
Новая трасса «Дакара» пролегала на высоте до 4600 метров над уровнем моря |
Говоря о соперниках, Чагин делает в их сторону реверанс — хорошо подготовились. «Следует отметить, что все лидирующие команды в категории грузовиков очень хорошо подготовились к гонке, — говорит руководитель «КАМАЗ-Мастера». — Это вызывает уважение. Это и «Ивеко», и «МАН», и «Татра». У них хорошие двигатели. Рядный шестицилиндровый мотор выдает лучшие показатели динамики, чем наш V-образный. Наш мотор хорошо показывает себя на бездорожье, в песках, на тягунах. На коротких отрезках, где нужен разгон, моторы наших соперников лучше. Это подтверждают наши пилоты, здесь нам трудно составить им конкуренцию. Ну и торможение: двигатели всех наших соперников оснащены моторным тормозом, это современная функция, которая дает хороший эффект во время торможения. У наших двигателей этого, к сожалению, нет. Будем, конечно, над этим работать, так как это обеспечивает наше техническое отставание вот именно на этом типе трассы, предложенном организаторами гонки».
Эдуард Николаев |
НИКОЛАЕВ — ВТОРОЙ. НАДЕЖДА ЕЩЕ ЕСТЬ
Седьмой этап ралли был омрачен еще одной дорожной трагедией. Французский пилот Лионель Бод, выступающий в классе «Автомобили» на «Мицубиси Лансер», насмерть сбил 63-летнего болельщика. Несчастный случай произошел на 82-м километре спецучастка. Автомобиль под номером 409, за рулем которого находился Бод, сбил мужчину, стоявшего на изолированном отрезке дороги недалеко от трамплина. Бригада «скорой помощи», прибывшая к месту происшествия, не смогла спасти пострадавшего и констатировала его смерть. Отмечается, что французский экипаж отклонился от заданного маршрута из-за проливного дождя.
С 8-го этапа начались песчаные спецучастки, бездорожье, на котором камазовцы, как правило, показывают хорошие результаты. Но, увы, не наши ребята первенствовали. Победил де Рой, благодаря чему в общем зачете опять сменился лидер. Голландец преодолел два допа быстрее всех и сместил Верслуиса с верхней строчки генеральной квалификации. Наши ребята преодолели дистанцию неплохо, но уступили де Рою — Николаев, занявший на этапе второе место, 2 с половиной минуты, Каргинов, ставший третьим, 5 с половиной, Мардеев — 17. Такой результат «отбросил» Айрата на пятое место в общем зачете. Но в тройке лидеров остался представитель нашей команды. Теперь эту строчку занял Николаев. На этом этапе с гонки сошел белорус Сергей Вязович, выступавший на «МАЗе». Причиной стали проблемы с двигателем.
И вновь сокращение спецучастка. На этот раз из-за беспощадной жары, приведшей к тепловым ударам у многих участников «Дакара». В результате организаторы «отрезали» 100 км песчаной трассы от 285-километрового допа. Но и сокращенную дистанцию не все смогли преодолеть без проблем. Не все в порядке было и у наших ребят. На машине Мардеева пробило два колеса, «сбоил» компрессор — в итоге почти полчаса отставания от победителя этапа, которым опять стал де Рой. Экипажу Николаева пришлось менять одно колесо, но спортсмены потратили на это 17 минут, так как работы пришлось проводить в рыхлом песке, и машина упала с домкрата. На машине Сотникова были проблемы с двигателем. Пока нашли причину, пока починились, прошло полтора часа. Лишь Каргинов преодолел трассу без серьезных проблем, что позволило ему финишировать третьим. Между ним и де Роем затесался Тон ван Геннухтен на Iveco.
У других лидеров грузового зачета тоже были проблемы. Это дало возможность Николаеву не только сохранить свое место в первой тройке, но и подняться на вторую строчку. Правда, вот отставание его от голландского гонщика выросло до 27 минут. Мардеев опустился на 6-е место, Сотников — на 17-е, Каргинов сохранил за собой 8-ю строчку.
Наш мотор хорошо показывает себя на бездорожье, в песках, на тягунах. На коротких отрезках, где нужен разгон, моторы наших соперников лучше |
НИКОЛАЕВ ПЕРЕВЕРНУЛСЯ, КАРГИНОВ ПРОБИЛ ПОДДОН. НАДЕЖДА НА МАРДЕЕВА
В общем, все было вполне обнадеживающим до 10-го этапа. Более того, спецучасток в 278 км начался более чем хорошо. Николаев не только обошел де Роя, но и начал отрываться от него. Преимущество камазовского гонщика дошло до 16 минут. Казалось, еще немного и лидерство в общем зачете захватит Николаев. Но, увы, на вершине одной из песчаных дюн на 180-м километре машина экипажа резко накренилась и упала на бок. Понятное дело, что самостоятельно на трассу автомобиль вернуть было нельзя. Пришлось гонщикам ждать помощи от товарищей по команде. Ждать пришлось долго, так как едущий следом Каргинов также попал в аварию. Его автомобиль «напоролся» на большой валун. В результате пробило поддон. На устранение неполадки ушло больше часа. Затем Каргинов помогал поставить «на ноги» «КАМАЗ» Николаева. Только после этого экипажи продолжили путь. В итоге оба наших грузовика прибыли на вечерний бивуак последними, когда по местному времени было уже около 23.00. В этот день результаты Николаева и Каргинова оказались 29-м и 30-м с отставанием от лидеров в 3 с половиной часа. Как следствие, это вычеркнуло обоих гонщиков из числа претендентов на подиум.
Андрей Каргинов |
«В одном из русел была яма, посередине которой лежал огромный валун, — рассказывает Каргинов. — Пропускали его между колес, слышали удар. Сбрасываться здесь было опасно, могли увязнуть надолго. Уже позже, примерно за 20 километров до конца первого спецучастка <...>, заметили, что из пробитого поддона бежит масло. Пришлось его снимать, заделывать пробоину холодной сваркой».
Выиграл же этап Паскаль де Баар на Renault, де Рой показал второй результат, Мардеев — третий. Голландец обеспечил себе комфортное лидерство в таблице генеральной классификации: он опережает нашего гонщика на 1 час и 15 минут и аргентинца Виллагру — на 1 час 32 минуты.
11-й этап принес в копилку «КАМАЗ-Мастера» третью победу на этапах нынешнего «Дакара». И опять она на счету Николаева. Наш Мардеев, финишировавший четвертым, на 6 минут приблизился к де Рою в генеральной классификации. Сотников занял 5-е место на этапе, Каргинов лишь 15-е. У его грузовика были проблемы с двигателем, на решение которых пришлось потратить около часа.
Тактика на оставшиеся два этапа вполне понятна. Де Рою надо просто аккуратно, без поломок, доехать до финиша. Голландец, наверняка, понимает, что физически догнать его Мардеев вряд ли сможет. Ликвидировать отставание более часа россиянин сможет только в случае серьезных технических проблем у представителя Нидерландов. Мардеев на 11-м этапе ставил себе цель: закрепиться на 2-м месте, он ее и добился, теперь он опережает Виллагру на 36 минут. У аргентинца же свои задачи. После финиша на этом этапе он заявил, что не будет рисковать и стремиться догнать камазовца, быть в тройке победителей его вполне устраивает.
Камазовцам нужно поработать над мотором и выйти на следующий ралли-рейд полностью готовыми ко всем сюрпризам |
Как и ожидалось, предпоследний этап ралли «Дакар-2016» не внес каких-бы то ни было кардинальных изменений в таблицу генеральной классификации. Хотя сам по себе этап был самым длинным на «Дакаре-2016» — почти 900 км — на спецучасток экипажам грузовых автомобилей отвели лишь 267 км. Особо значимых событий на трассе не произошло. Первым к финишу пришел Верслуис. Что же касается лидеров общего зачета, то Вильягра прибыл на бивуак вторым, де Рой — пятым, а Мардеев — 10-м. Расклад в тотале прежний. Голландец возглавляет общий зачет, россиянин отстает от него на 1 час 13 минут, аргентинец уступает нашему спортсмену полчаса.
13-й этап, в противовес 12-му, был самым коротким на «Дакаре-2016», скоростной участок был определен всего в 180 км. Первую половину дистанции лидировал Вильягра. Впрочем, его преимущество над другими представителям «большой тройки» было лишь символическим — 38 секунд над Мардеевым, около 2 минут над де Роем. Но уже на второй отсечке аргентица опередил голландец Стейси. В итоге он и занял первое место на этапе. Вторым все-таки оказался Мардеев, третий Вильягра. Никаких особо значимых событий в заключительный день «Дакара» отмечено не было. Экипажи первой тройки, как и прогнозировалось, просто аккуратно доехали до финиша, никто не рисковал, удовлетворившись своими первыми-вторыми-третьими местами. В общем зачете грузовиков де Рой во второй раз в своей карьере стал победителем «Дакара». В первый раз ему это удалось, когда «КАМАЗ-Мастер» провел резкое омоложение состава — в 2012 году. Мардеев ныне второй, но, надеемся, наверстает упущенное через год. Аргентинец Вильягра занял третье место. И это его первый подиум на финише «Дакара». Поздравляем! Ну а камазовцам остается поработать над мотором и выйти на следующий ралли-рейд полностью готовыми ко всем сюрпризам.
Фото: kamazmaster.ru