Главным хоккейным событием 2016 года станет возрождённый Кубок мира, который сборная России активно старается причислить к рангу несущественных, сохранив значимость чемпионатов мира. Однако именно турнир в Торонто будет собранием главных звёзд, на которое сами хоккеисты готовы ехать в любом состоянии. Директор «Спартака» по маркетингу Роман Дворянкин в статье для Sports.ru рассказывает о том, что может сделать новый турнир с мировым спортом.
ТОРОНТО ВЫБРАЛИ ИЗ-ЗА ПОЛИТИКИ
В конце января прошлого года НХЛ и ассоциация игроков лиги официально объявили о возрождении Кубка мира по хоккею. Уже тогда было ясно, что турнир станет главным хоккейным событием ближайших лет. За прошедшее время стало понятно, что НХЛ, видимо, отпустит своих хоккеистов на Олимпийские игры 2022 года в Пекине, но в 2016, 2018 и 2020 годах на первом плане будет именно проект НХЛ. Кубок мира может стать не только могильщиком чемпионатов мира, проводимых ИИХФ, но и в корне изменить ландшафт турниров сборных в целом ряде видов спорта.
При всей привлекательности турнира нужно отметить, что пока организаторы подходят к целому ряду вопросов несерьезно: у Кубка мира до сих пор нет полноценного сайта (только раздел на сайте НХЛ) и даже страниц в социальных сетях. Сам выбор Торонто как места проведения игр был во многом продиктован политическими причинами – у руководства профсоюза крепкие личные связи с новым мэром города, там же расположен офис организации, и крупные налоговые поступления от наплыва болельщиков и официальных лиц вполне могут превратиться в определенные налоговые преференции для структур профсоюза.
В октябре к организации турнира было привлечено крупнейшее агентство спортивного маркетинга компания IMG. В рамках масштабной сделки с НХЛ IMG будет среди прочего заниматься продажей телевизионных прав по всему миру, за исключением США, Канады и скандинавских стран. Кроме того, специалисты агентства окажут помощь НХЛ и ассоциации игроков в непосредственной организации Кубка мира. Этот шаг наверняка поможет избежать ситуации 2004 года, когда из-за конфликта между лигой и профсоюзом потенциал Кубка мира не был реализован и наполовину.
За сентябрьским турниром будут внимательно следить представители ключевых европейских футбольных чемпионатов. Для них итоги Кубка мира могут стать началом предметных обсуждений по организации похожего турнира. Но для начала нужно понять текущую расстановку сил в мировом хоккее и последствия успешного проведения Кубка мира.
ЧЕМПИОНАТ МИРА – УСЛОВНЫЙ ЧЕМПИОНАТ СНГ
В отличие от футбола с всесильной ФИФА, международная федерация хоккея не имеет схожего влияния на клубы и сборные команды. Региональные федерации вроде УЕФА вообще по факту отсутствуют. Так сложилось исторически, и связано это, в первую очередь, с тем, что хоккей как вид спорта особенно популярен в США и Канаде – крупнейшем мировом спортивном рынке, всегда действующем по собственным правилам. Тут работает классическое право сильного – та же МЛС спокойно спокойно существует в рамках календаря ФИФА и прерывается на все официальные турниры, а НХЛ не видит в этом никакого смысла. Во многом благодаря тому, что в Северной Америке играют лучшие хоккеисты планеты, Кубок Стэнли спортсмены ценят выше звания чемпиона мира. Если провести еще одну параллель с футболом – это как если бы в мае проводился условный чемпионат СНГ, в котором бы играли футболисты, не задействованные в играх основных чемпионатов, а сборная России состояла бы, скажем из футболистов ФНЛ. И победа в чемпионате СНГ в первую очередь означала бы, что уровень игрока не позволяет ему играть в клубах высшего дивизиона своей страны. Сравнение грубое, но принцип примерно тот же.
Продолжая футбольную аналогию, представим, что четыре ведущих европейских чемпионата (Англия, Испания, Германия и Италия), где играет подавляющее большинство лучших футболистов мира, решают организовать свой турнир в начале августа, в котором будут играть ведущие европейские сборные, условная сборная Африки, сборная Азии и несколько сборных из Южной Америки. Прибыль от телевизионных и спонсорских контрактов больше не нужно отдавать в погрязшую в коррупции ФИФА, принимать турнир будут стадионы клубов указанных лиг, а это дополнительный доход и для собственно главных бенефициаров нового формата. Конечно, придется преодолеть много абсолютно разных препятствий, но опыт баскетбольной Евролиги показывает, что и без региональной федерации можно организовать дееспособный и коммерчески успешный клубный турнир.
ФУТБОЛЬНЫЙ ОПЫТ В ХОККЕЕ
Рене Фазель так долго держится в кресле президента ИИХФ во многом потому, что это несамостоятельная фигура, всегда готовая к компромиссу. Как ключевой член МОК он оказал огромную поддержку заявке Сочи на проведение Олимпиады-2014, но при этом безропотно отдал НХЛ и ассоциации игроков возможность проводить главный хоккейный турнир, полностью дезавуирующий значение чемпионатов мира. Зепп Блаттер и Мишель Платини при всей их одиозности всё же крепко держали под контролем ключевые футбольные федерации. Кто знает, будут ли на это способны их преемники, особенно учитывая подвешенный статус ближайших чемпионатов мира. В большей степени это, конечно, касается Катара: ассоциация европейских клубов открыто протестует против проведения турнира в декабре, кандидаты на пост президента ФИФА выражают готовность пересмотреть итоги голосования, так почему бы под шумок не перекроить всю систему проведения таких турниров?
Скорее всего, так далеко дело не зайдет, но нам стоит ожидать масштабных изменений в том, кто и как занимается организацией крупнейших мировых турниров на уровне сборных. 25 лет назад английские клубы решили, что нет смысла платить местной футбольной федерации и организовали премьер-лигу, в течение десяти лет по этому же пути пошли все основные чемпионаты. В этом году главный хоккейный турнир впервые за долгое время будет организован не МОК, и не ИИХФ. Возможно, через пару лет хоккеем дело не ограничится.