Кот в мешке. 7 проблем «Салавата Юлаева», которые могут помешать выиграть Кубок Гагарина

«Салават Юлаев» проиграл три из четырёх домашних матчей и в двух из них не смог забить. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о главных проблемах клуба перед плей-офф.

7. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Об этом главный тренер «Салавата» Игорь Захаркин говорил после матча с ХК «Сочи» и это самое первое, что бросается в глаза после домашней серии. Уфимцы не проиграли «Трактору» и «Сочи» в одну калитку, не уступили по важным статистическим показателям, но оба раза отдали матчи в третьем периоде. Причём в последней игре вчистую - 0:3.

Возможно, винить в этой функциональной яме можно недавний визит юлаевцев на Дальний Восток, но сами игроки утверждают, что трёх дней отдыха им хватило на то, чтобы отойти от перелётов.

Впрочем, эта проблема решается, и для профессионалов нет секретов в том, как подтянуть физику за три недели до плей-офф. Захаркин на послематчевой пресс-конференции выразил мнение, что выездная серия («Югра», «Автомобилист») тоже может прийтись на функциональный провал и это лучший срок выхода из кризиса, потому что сразу после него последует домашняя серия («Нефтехимик», «Барыс», «Северсталь», ЦСКА). Если продолжить терять очки и в ней, то не исключено, что в первом раунде плей-офф уфимцам предстоит играть с лидерами конференции и на не лучшем эмоциональном фоне. В любом случае у тренерского штаба «Салавата» будет и пауза на Евротур с 6 по 16 февраля, поэтому волноваться за физические кондиции сильно не надо, есть проблемы по-важнее.

6. ШВЕДЫ, ЕМЕЛИНСКИЕ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

Когда тренеры говорят штампами о том, что в том или ином матче их команда выглядела единым коллективом, большинство журналистов это даже не записывает. В нашем случае наоборот – тренер «Салавата» об этом не говорит, но люди, приближенные к команде, рассказывают о том, что единства нет. И это проблема, которая зародилась ещё летом, может сказаться в плей-офф. Команда разбилась на группировки: островок шведов, компания тех, кто пришёл с Емелиным, старички, и так далее.

Тренер на это чаще всего повлиять не может, поэтому Захаркину и компании остаётся надеяться на то, что в Кубке Гагарина случится что-то, что объединит коллектив. Возможно, с этой точки зрения, «Салавату» в первом раунде нужен «Ак Барс».

5. ПОТУХШЕЕ ПЕРВОЕ ЗВЕНО

После игры с «Трактором», отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о зависимости действий команды от игры первого звена, Захаркин сказал, что никакой зависимости нет. Теперь посмотрите на то, кто забивал в удачных январских матчах уфимцев:

– победа над минским «Динамо» – два гола из четырёх на счету первой тройки;

– победа над Новокузнецком – два из пяти, в том числе победный гол;

– победа над «Адмиралом» – два из четырёх, в том числе победный;

– поражение по буллитам в Новосибирске – два из четырёх, в том числе решающий в концовке третьего периода.

«Салават» стал абсолютно зависим от звена Линус УмаркАндреас ЭнгквистИгорь Григоренко и последние игры это только подтвердили. В домашней серии мы увидели потухшее лидерское звено. Захаркин отпустил в их адрес замечание в том, что у них есть проблемы в агрессивности. Главный тренер «Салавата» не стал раскрывать суть проблемы, но очевидно, что это не излишняя жесткость. То ли лидеры уже наелись хоккеем, то ли дело в той «игровой химии», о которой Умарк и Энгквист говорили на протяжение сезона.

Факт остается фактом – стоило Умарку стать таким же, как все остальные и «Салават» записал в свой пассив два домашних безголевых поражения. Вдохнуть жизнь в своего лучшего бомбардира – задача для клуба №1 на предстоящий уикенд.

4. НЕОПЫТНЫЙ ЗАХАРКИН

Ещё одна проблема, которая может возникнуть в решающей стадии сезона – отсутствие прежде у Захаркина опыта работы главным тренером в командах, решающих настоящие задачи (то есть, не в сборной Польши). Можно сколько угодно кивать на прежние заслуги специалиста в паре с Вячеславом Быковым, но любой, кто работал главным тренером, вас убедит – это разные вещи.

В данном случае имеется мощный противовес, за который плюсик может записать себе клубное руководство во главе с Леонидом Вайсфельдом, к которому мы ещё вернёмся. Помощники Захаркина – Анатолий Емелин и Николай Борщевский много работали в качестве главных тренеров и их опыт способен нивелировать пробел. Другое дело, что никто из них не выигрывал в качестве главного ничего серьёзного.

3. КОТ В МЕШКЕ

Как-то на предсезонной пресс-конференции у Вайсфельда спросили, не боится ли он брать «кота в мешке» в качестве основного вратаря. Генеральный менеджер тогда удивился постановке вопроса, удивлялся он и позже и был убедителен в контрдоводах. Никлас Сведберг и, правда, временами показывает такую яркую игру, что удивляешься, как его вообще отпустили из «Бостона».

За 7 - 8 матчей до окончания регулярки статистика становится вполне объективной и там у главного уфимского стража ворот 105 пропущенных шайб в 46-ти играх. Больше, чем Сведберг, в КХЛ не пропускает никто. Сведберг уже приучил, что на 1 - 2 эффектных сэйва у него следует 1 - 2 грубые ошибки на выходах или при отскоках шайбы. Не самый лучший показатель для борьбы за Кубок Гагарина.

При этом за спиной у шведа – Владимир Сохатский, на минуточку дважды лучший вратарь ВХЛ, который провёл всего 10 игр в сезоне. Да Рафаэль Хакимов, который идёт в пятёрке лучших вратарей ВХЛ в этом сезоне, но так и не получил шанса в составе «Салавата».

2. СЛАБОЕ УСИЛЕНИЕ

С этим пунктом «Салавату Юлаеву» уже точно ничего не поделать и это большущий камень в огород генерального менеджера. В декабре, перед закрытием дедлайна, команду, которая хочет бороться за Кубок Гагарина, усилил только один игрок – Олег Сапрыкин.

Да, боец, да – выигрывал, но давно. Уже два года 34-летний нападающий не может стабильно играть в КХЛ. Почему он должен заиграть в «Салавате», появившись в разгар регулярки, – непонятно. Пока что у него 7 матчей, 0 очков и худший показатель проведённого времени на льду за последние восемь лет.

Или другое усиление – Кирилл Кабанов. За него «Салават» бился давно, Вайсфельд решил вопрос, но на выходе – статистика, ничем не лучшая, чем у Сапрыкина. Если Сапрыкин пока хотя бы играет, то Кабанов больше лечится.

Вайсфельд часто смотрит игры «Толпара» (лидер Восточной конференции МХЛ) и «Тороса» (3 место в общей таблице ВХЛ), но за весь сезон из этих команд ни один человек (кроме, пожалуй, курсирующего туда-обратно, Михаила Воробьёва) не получил шанса сыграть в «Салавате». В то, что люди из фарма или молодёжки появятся в оставшееся до плей-офф время, не верится, а значит у тренерского штаба остаётся тот набор игроков, который есть, и с учётом травм, он очень куцый.

1. БЕЗЗАЩИТНЫЕ

И, наконец, главная проблема сегодняшнего «Салавата Юлаева» – отсутствие надёжной обороны. Захаркин весь сезон возится с теми, кто у него есть: делает замечания, в том числе публичные – в интервью и на пресс-конференциях; сажает Андрея Зюзина, отвечающего за игру защитников, на верхотуру, чтобы он оттуда оценил их действия; в конце-концов расторгает контракт с главной звездой – защитником Кириллом Кольцовым. Но потом на лёд выходит условный Денис Бодров и в который раз за сезон привозит гол в свои ворота после грубой ошибки в своей зоне.

Сегодня в составе «Салавата Юлаева» нет ни одного защитника, который боролся за Кубок Гагарина в качестве лидера своей команды и это серьёзная проблема для клуба. Опытный Сами Леписто и разыгравшийся Александр Логинов вполне могут стать такими, но и к ним у тренеров часто возникают вопросы. И если в регулярке на это можно было закрыть глаза, то в плей-офф оно выйдет на первый план и Захаркин это понимает.

Максим Никерин