«Ак Барс» потерпел пять поражений подряд и рискует не попасть в плей-офф. О причинах неудачной игры команды, тактических и индивидуальных ошибках казанцев рассказывает бывший вратарь «барсов», эксперт «БИЗНЕС Online» Мика Норонен.
ТАКТИКА ДАЛЬНЕГО ПАСА НЕ РАБОТАЕТ
Артём Лукоянов | |
Сергей Елагин |
У «Ак Барса» сейчас всё довольно плохо, и основная проблема в нападении. Когда игроки начинают атаку, они используют длинные передачи, которые даже если и проходят, то не особенно помогают. Игрок с шайбой всегда оказывается один против двоих соперников, и это выглядит как создание какой-то другой системы игры, но это не работает. Длинные передачи «Ак Барсу» лучше не применять, куда правильнее идти в атаку всей пятёркой. В таком случае у хоккеиста с шайбой всегда есть поддержка, а сейчас он идёт в чужую зону без помощи от партнёров, и так постоянно. В 99 процентах случаев шайбу приходится пробрасывать, либо её просто отбирают. Если вокруг шайбы находится вся пятёрка, появляется возможность отдать быстрый и короткий пас, что затрудняет работу защитников. Соперники «Ак Барса» просто ждут, пока один игрок с шайбой доедет до их зоны, и втроём встречают перед синей линией. А сами казанцы уступают свою синюю, позволяют делать передачи, входить в зону даже без перепаса.
Нужно срочно отказываться от такой тактики и постоянно создавать моменты, когда против одного игрока соперника всегда выходят два игрока «Ак Барса», нагружать защитников работой. Из-за того, что казанцы так не делают, иногда кажется, что они даже не пытаются играть, хотя понятно, что пытаются и стараются. Но в современном хоккее почти невозможно в одиночку обыграть двоих и даже одного соперника.
НАСТОЯЩАЯ ПРОБЛЕМА – В МЕНЬШИНСТВЕ
Что касается большинства «Ак Барса», то серьёзной проблемы нет. Конечно, нужно уже забивать, но розыгрыши проходят, моменты появляются, просто шайба не залетает. Рано или поздно что-то залетит, если создавать себе возможности. Казанцам можно играть попроще, делать больше бросков, а не двигать шайбу по периметру. Но даже так бывают хорошие шансы – в последнем матче с «Магниткой» ещё в первом периоде «Ак Барс» мог сделать счёт 3:0, но забить было некому.
Настоящая проблема – в меньшинстве. Это чётко показал матч с «Сочи». Четвёрка «Ак Барса» играла очень плохо, слишком много передач проходило через центр площадки, где был квадрат из казанских хоккеистов. В паре моментов соперник даже заходил с шайбой в центр этой расстановки – посмотрите вторую шайбу «Сочи». Бригада меньшинства должна делать так, чтобы шайба была как можно дальше от ворот, перемещалась по периметру, для этого нужно много двигаться. И даже в игре пять на пять «Ак Барс» упускает игроков в своей зоне. Казань в основном использует позиционную оборону, один на один соперников никто не разбирает, поэтому часто возникает путаница. Когда соперник начинает давить, имея численное преимущество, как раз оказывая поддержку игроку с шайбой, у казанцев ломается система.
У «АК БАРСА» ВИДНЫ РАЗРЫВЫ МЕЖДУ ЛИНИЯМИ
Зинэтула Билялетдинов | |
Михаил Бормин |
Выглядит это всё довольно пассивно, причём наблюдается такое не только при игре в меньшинстве – начинается всё с синей линии, разница только в том, что есть ещё центрфорвард, который вроде бы и мешает, но на самом деле также отступает. По крайней мере, в равных составах нужно уметь выталкивать соперника из зоны, а лучше вообще не впускать. Проблема в разрыве между нападающими и защитниками, которые не выходят за свою синюю линию, встречая атаку. Может быть, им это запрещено, никто не знает, и поэтому сложно сказать, почему так происходит. Но это точно проблема, которая даже не позволяет уйти в нормальную контратаку – защитникам только и остаётся, что сделать очередной длинный пас. В идеале расстояние между нападающими и защитниками при развитии атаки должно отмеряться синей линией и красной. Когда форварды на чужой синей, защитники играют на красной, когда форварды на красной – защитники на своей синей. А у «Ак Барса» получается так, что нападение уже на чужой синей, а оборона всё ещё на своей. Команде нужно искать выход из этой ситуации, пятёрка должна играть как единое целое.
С другой стороны, все прошедшие матчи, кроме одного, были упорными, и если бы большинство работало чуть лучше, были бы победы. В плей-офф реализация лишнего должна сказаться, но в равных составах «Ак Барс» играет слабо. У него не получается накручивать соперника, устраивать позиционные атаки. А форчекинга в этом сезоне как будто и нет, возможно, это тоже связано с разрывами линий. Игрокам удобнее дождаться соперника в своей зоне и уже оттуда начинать атаку.
МЁЛЛЕР И АЗЕВЕДО НЕ МОГУТ ВЫИГРАТЬ МАТЧ ДЛЯ КОМАНДЫ
Джастин Азеведо | |
Михаил Бормин |
В игре против «Магнитки» больше других был заметен защитник Роман Абросимов, в основном из-за катания. Это молодой парень, и видно, что у него ещё мало опыта, пока он не умеет правильно разворачиваться при движении спиной вперёд. Был момент, когда Ян Коварж начал объезжать его справа, а Абросимов стал поворачиваться налево. На таком уровне это означает, что ты уже проиграл целый шаг. Момент единичный, но всё равно запоминающийся. Зато Зият Пайгин очень хорошо смотрелся в матче с «Сочи». У «Ак Барса» хорошая система подготовки игроков, молодёжи много, и иногда бывает, что отпускают не того.
Но нужно понимать, что выигрывает всё равно не тот, у кого лучшие исполнители, а тот, у кого лучшая команда, а про «Ак Барс» так точно не скажешь. Когда я играл в Казани, у нас бывали матчи, проигранные почти всей командой, но в любом случае было хотя бы одно звено, которое играло правильно. Были парни, способные выиграть матч, вытянуть за собой всех, а сейчас такого нет. Джастин Азеведо и Оскар Мёллер так не могут. Это хорошие игроки, очень хорошие, но не настолько, поэтому всем важно играть всем вместе. Иначе в плей-офф уже первый раунд станет крайне сложным и закончиться может быстро.
Мика Норонен