Китайское качество. Кто взорвал трансферный рынок этой зимой

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает, на кого китайские клубы потратили этой зимой более двух сотен миллионов евро, откуда у них такие деньги и кто стал инициатором глобальных реформ в китайском футболе.

250 МЛН. ЕВРО ЗА ОДНО ЗИМНЕЕ ТРАНСФЕРНОЕ ОКНО

Алекс Тейшейра перешёл из «Шахтёра» в «Цзянсу Сунинг» за 50 млн. евро
Официальный сайт ФК «Шахтёр» / shakhtar.com

Более 250 млн. евро (или по курсу валют российского футбола – 50 годовых зарплат Александра Кокорина) потратили китайские клубы в это зимнее трансферное окно. Пятая часть от этой суммы была уплачена за Алекса Тейшейру из донецкого «Шахтёра», который перебрался в «Цзянсу Сунинг». 26-летний игрок в текущем сезоне чемпионата Украины наколотил 22 гола в 15 матчах и был в шаге от перехода в «Ливерпуль». Однако мерсисайдцы не пожелали платить за него более 30 млн. евро, тогда как китайцы не стали мелочиться и выложили сразу 50 млн. Чуть раньше этот же клуб оформил трансфер Рамиреса из «Челси», заплатив лондонцам около 30 млн. евро. Из команды Романа Абрамовича мог перекочевать в китайскую команду и Оскар, за которого предлагали более 75 млн. евро, на что аристократы ответили отказом. В последний момент сорвалась сделка по переходу ещё одного бразильца Луиса Адриано из «Милана», не сумевшего договориться с «Цзянсу Сунин» по условиям личного контракта, что довольно странно, учитывая, что на них китайцы также не экономят. По данным английский таблоидов всё тот же «Цзянсу Сунин» предлагает хавбеку «Манчестер Сити» Яя Туре зарплату 30 млн. евро в год, что позволит ему войти в тройку самых высокооплачиваемых футболистов мира. Интересно, что тренирует эту команду экс-тренер «Кубани» и «Динамо» Дан Петреску, а спонсирует одна из самых крупных торговых сетей по продаже бытовой техники и электроники Sunning Comerce, купившая клуб лишь в декабре минувшего года. Прежде самыми крутым футболистами в распоряжении Петреску были игрок сборной Хорватии бразильского происхождения Саммир и малоизвестных два исландца. Почувствуйте разницу, что называется.

Не подумайте, что в чемпионате Китая нет лимита на легионеров. На сезон каждая команда может заявить лишь пять иностранных футболистов, один из которых обязательно должен представлять азиатскую страну. Поэтому те, кто считает, что российские футболисты переоценены из-за наличия у них паспорта с двуглавым орлом, обратите внимание на переход 26-летнего голкипера Гу Чао из «Ханчжоу Гринтаун» в «Цзянсу Сайнти» за 7 млн.евро, что сделало его самым дорогим вратарем в истории китайского футбола. И это притом, что на его счету нет ни одного матча за национальную команду этой страны. А вот Жинхао Би, 25-летний нападающий, в активе которого один матч за сборную Китая, обошёлся клубу «Шанхай Шеньхуа» уже в 11 млн. евро. В эту же команду перешли Фреди Гуарин из миланского «Интера» и Демба Ба из «Бешиктиша», за каждого из которых заплатили по 13 млн. евро.

В КИТАЙ ЕДУТ НЕ ТОЛЬКО ИЗВЕСТНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ, НО И ТРЕНЕРЫ

Китайский трансферный рынок вовсе не монополизирован, разбрасываются деньгами здесь абсолютно все. Вторым по дороговизне трансфером это зимы стал переход Джексона Мартинеса из мадридского «Атлетико» в «Гуанчжоу Эвергранд» за 42 млн. евро. Колумбийский форвард был куплен взамен лучшего бомбардира команды последних лет бразильца Элкесона, ушедшего за 18,5 млн. евро в другой китайский клуб «Шанхай Теллэйс». «Гуанчжоу Эвергранд» – это, пожалуй, единственная китайская команда, о которой и раньше было известно широкому кругу болельщиков, благодаря тому, что в 2012 году её возглавил известнейший итальянский тренер Марчелло Липпи, чуть позже пригласивший в команду своих соотечественников Алессандро Диаманти и Альберто Джилардино. После ухода Липпи китайский клуб полгода тренировал Фабио Каннаваро, а сейчас его возглавляет не менее известный специалист Луис Фелипе Сколари. Не удивительно, что с такими наставниками, именно «Гуанчжоу Эвергранд» на протяжении последних пяти лет неизменно выигрывает чемпионат Китая.

Кроме Сколари у руля китайских клубов сейчас стоят экс-наставник сборной Англии швед Свен-Ёран Эрикссон («Шанхай Теллэйс»), бывший главный тренер сборной Бразилии Мано Менезес («Шаньдун Лунэн») и работавший некогда в «Милане» и «Ювентусе» Альберто Дзаккерони («Бейцзин Гуоань»).

АМБИЦИОЗНЫЙ КЛУБ ИЗ ВТОРОЙ ЛИГИ

Тратились этой зимой в Китае не только признанные лидеры, но и новички высшей лиги и даже клубы второго по значимости дивизиона. «Хэбэй Чайна Форчун», которому впервые предстоит стартовать в сильнейшей лиге чемпионата Китая, пополнился ивуарийцем Жервиньо, купленным у «Ромы» за 18 млн. евро, камерунцем Стефаном М’Биа, за которого «Севилья» получила 6 млн, и турком Эрсаном Гюлюмом, на трансфере которого «Бешикташ» заработал 7 млн. Приплюсуйте сюда еще переходы двух китайских футболистов, чьи имена вам всё равно ничего не дадут, за которых «Хэбэй Чайна Форчун» выплатила более 15 млн. евро.

А ещё в Китае есть амбициозный клуб «Тяньцзнинь Суньцзян», спонсируемый крупенейшей китайской медицинской компанией и выступающий во второй лиге, но явно метящий в первую. Возглавляет команду Вандерлей Лушембурго – экс-главный тренер сборной Бразилии и мадридского «Реала». В его распоряжении есть три соотечественника: экс-игрок «Севильи» Луис Фабиано, экс-игрок «Шахтёра» Жадсон и Жеуванио, купленный у «Сантоса» за 11 млн. евро. Этого владельцам клуба показалось мало и они приобрели ещё Лю Жанга за 9,8 млн. евро и Ке Суна за 9,2 млн, которые сразу же вошли в тройку самых дорогих китайских футболистов в истории.

Пару лет назад в Китае завершилось расследование по делу о договорных матчах, которое повлекло за собой с полсотни арестов, а также дисквалификации футболистов, тренеров и судей. На путь исправления китайский футбол встал благодаря Си Цзинпину – генеральному секретарю коммунистической партии и председателю КНР, а также большому поклоннику самой популярной в мире игры с мячом. В Китае уже к следующему году у двух десятков тысяч общеобразовательных школ будут собственные футбольные поля. Кроме того, дети будут изучать футбольное мастерство не только на практике, но и с помощью специально написанных учебников. Активно взялся за воспитание подрастающего поколения «Гуанчжоу Эвергранд», который обладает самой большой футбольной академией в мире! Почти три тысячи детей занимаются на 50 натуральных полях под открытым небом и ещё на 30 крытых. Такая школа обошлась владельцу команды почти что в 100 млн. евро.

Тимур Байрамов