Задача поумнеть. Как система «Ак Барса» мешает играть ему самому

«Ак Барс» испытывает множество проблем в концовке регулярного чемпионата, одной из которой являются травмы. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» с помощью известного эксперта Дона Черри рассказывает о том, как сама система игры команды способствует травматизму игроков.

ДОН ЧЕРРИ ПРОТИВ БИЛЯЛЕТДИНОВА

Зинэтула Билялетдинов
Михаил Бормин

Болельщики «Ак Барса» в обсуждениях на официальном сайте клуба задаются вопросом: почему в меньшинстве играет лидер команды Джастин Азеведо, который по логике должен быть основной силой команды на другом конце площадки, получать больше возможности для атак и не тратить силы на глубокую оборону? В принципе, это распространённая практика, когда скоростной крайний нападающий становится козырем команды при игре вчетвером – у такого хоккеиста есть возможность убежать в контратаку, повозить за собой соперников, «убивая время», и даже забить. Но у работы в меньшинстве есть одна неприятная особенность – необходимость блокировать броски. Большая их часть приходится именно на нападающих, которые выкатываются под защитников соперника. А блокированные броски приводят к травмам.

Об этом не так давно говорил в своей авторской передаче известнейший хоккейный эксперт Дон Черри, комментируя травму канадской звезды «Эдмонтона» Райана Нюджента-Хопкинса (1:30 на видео).

«Посмотрите на травму Галахера из «Монреаля», посмотрите на травму Михалека из «Оттавы» – это сломанная рука, такое тяжело видеть. У меня есть что сказать по этому поводу. Я всегда говорил, что никогда нельзя выпускать звёзд на игру в меньшинстве. Есть парни в третьем и четвёртом звене, которые гордятся такой работой. Почему Нюджент-Хопкинс, одна из звёзд, выходит против большинства?! Посмотрите, у него перелом руки, он выбыл на два месяца! Поставьте низшие звенья, я знаю, что это жестоко звучит, но вы же не хотите, чтобы такой парень ломал руку, блокируя бросок? Поумнейте!»

МАЛЫХИН – ЖЕРТВА СВОЕЙ РАБОТЫ?

Все высказывания применимы к «Ак Барсу» ведь Билялетдинов использует именно такую тактику: в меньшинстве играют абсолютно все, и это одна из причин последних результатов команды, которые в свою очередь были вызваны травмами. В конце ноября из строя на полтора месяца выбыл Фёдор Малыхин – он вышел на последние минуты матча против СКА и поймал на себя бросок Дмитрия Калинина. До сих пор неизвестно, что произошло с игроком, но по его реакции, движению и повисшей руке можно предположить, что броском Малыхину сломало ключицу. Произошло это в тот момент, когда тройка Глухов - Малыхин - Варнаков только-только стала лучшей в команде и начала вычерчивать сумасшедшие комбинации на льду. Иначе говоря, системообразующий форвард ушёл из команды на пике формы, к которому теперь уже не скоро подберётся, учитывая новую травму.

Фёдор Малыхин
Михаил Бормин


МЁЛЛЕР ЛОЖИТСЯ ПОД ШАЙБУ ЧАЩЕ АРХИПОВА

При этом нельзя сказать, что все травмы «Ак Барса» связаны с блокированием бросков – Владимир Ткачёв, например, получил клюшку в ноги за чужой синей линией – казанская команда вообще не является сборищем любителей ловить на себя шайбы. КХЛ в этом сезоне не ведёт статистику блокшотов по всему чемпионату, но несложно высчитать, что «Ак Барс» превзошёл своего соперника по этому важному показателю лишь в 25 матчах из 58 сыгранных, это меньше половины. Ловить шайбы крайне важно, но не менее важно то, кто и в каких обстоятельствах это делает. То, о чём говорит Дон Черри, должно касаться и «Ак Барса», ведь в команде нет россыпи креативных нападающих, поэтому тех, что есть, стоит беречь, как берегут ковёр с эмблемой клуба в раздевалке. Выпускать Малыхина и Ткачёва на меньшинство значит подвергать их дополнительной опасности, а в нынешних условиях это чревато. Тем страшнее выглядит статистика форвардов «Ак Барса» – в лидерах по заблокированным броскам среди форвардов числятся легионеры Оскар Мёллер и Азеведо. Здорово, что парни бьются за команду, но и сильно при этом рискуют, а партнёры, судя по цифрам, не особенно и стремятся поддержать их в этом начинании

ПОУМНЕЕТ ЛИ «АК БАРС»?

Джастин Азеведо
Михаил Бормин

Билялетдинова можно понять, ведь в команде сейчас нет Алексея Терещенко, который мог сыграть хоть все две минуты меньшинства и сделать так, что броски блокировать даже не придётся. Второй год подряд главный тренер команды использует систему полной ротации, причём в этом году она сильнее затронула и большинство. У нынешнего «Ак Барса» нет спецбригад. «Играют все» – это новый девиз Билялетдинова, который он, возможно, подсмотрел на Олимпиаде. Только там сборная Канады обладала суперсоставом, где можно было поровну делить время между всеми пятёрками и не придумывать никому узкую специализацию. В клубном хоккее без такого не обойтись, и два Кубка Гагарина «Ак Барса» это тоже отлично иллюстрируют.

Когда на реализацию лишнего выходят Андрей Иванов, причём в качестве центрфорварда, Андрей Чибисов, не забивавший больше года, и Дмитрий Обухов, это вызывает вопросы. Можно допустить, что тренерский штаб так ищет варианты, которые «выстрелят», но это означает, что в случае удаления эти игроки-разрушители уже не смогут тут же выйти на лёд, потому что до этого отыграли полную смену в большинстве. И обороняться за них будут Михаил Варнаков, Мёллер или Михаил Глухов.


Михаил Бормин

Но даже у такой системы общей задействованности игроков на всех участках работы есть подвижки. Если в том году Билялетдинов жёстко следил за соблюдением равного игрового времени в команде, то теперь лидеров можно определить по цифрам в протоколе. Больше игрового времени у ключевых игроков – больше возможности для голов, а ещё это значит, что и более слабые игроки реже появляются на льду. Только вполне вероятно, что пару минут тем же легионерам добавила именно игра в меньшинстве. Изменения в одном элементе, пусть и спустя год, обещают изменения и в другом. Может быть, через год тренерский штаб вновь вернётся к системе двух спецбригад и разделения труда, но это сложно предсказать. Поуменеет ли «Ак Барс»?

Марсель Магизов