Если вдруг кто-то не знает: в прошедшую субботу во время матча с «Сандерлендом» на «Энфилде» на 77-й минуте болельщики «Ливерпуля» начали уходить с трибун. Это была заранее объявленная акция протеста фанатов против новой ценовой политики на билеты, ее организовали два наиболее влиятельных объединения болельщиков Spion Kop 1906 и Spirit Of Shankly. В общей сложности стадион покинули около 10 тыс. человек. В оставшееся до финального свистка время «Ливерпуль», который к 77-й минуте вел 2:0, пропустил два мяча.
ПОЧЕМУ ОНИ ЭТО СДЕЛАЛИ?
Примерно год назад фаны пригрозили руководству команды, что откажутся от флагов и баннеров перед матчами, пока с ними не начнут советоваться по поводу новых цен на билеты. Клуб пошел на переговоры, но на деле лишь информировал болельщиков о намерениях, не прислушиваясь к их мнению. На неделе перед игрой с «Сандерлендом» руководство обнародовало цены на следующий сезон. Стоимость трети сезонных абонементов увеличилась, а цена некоторых превысила 1000 фунтов. Более половины билетов подорожало, часть из них (на топовые матчи) достигла цены в 77 фунтов. Эта цифра стала символом протеста.
Болельщиков возмутило, что «Ливерпуль» за их счет решил увеличить доход от посещаемости на 2 млн фунтов, хотя клуб получит огромный куш от новой сделки по продаже прав на трансляцию матчей, оцениваемой в пять с лишним млрд. фунтов. Цены на билеты и так высокие, а новый ТВ-контракт позволял их снизить или хотя бы заморозить и, таким образом, поблагодарить фанов за лояльность. Разумеется, оказалось, что преданность в современной бизнес-модели «Ливерпуля» ничего не стоит.
Руководство мерсисайдцев решило не дразнить фанов с «Коп»: цены на абонементы на легендарную трибуну не изменились, и часть их даже немного подешевела. Но именно «Коп» в субботу опустел наполовину – это показывает, насколько плохо «Ливерпуль» знает собственных фанов. «Коп» всегда был центром любой акции – против предыдущих владельцев Тома Хикса и Джорджа Жиллетта, коррупции в расследовании трагедии на Хиллсборо или повышения цен на билеты.
Протест болельщиков ничего не стоил клубу, ведь они пришли на игру, а, значит, заплатили за билеты. Его целью было показать, что фаны больше не намерены терпеть такое отношение. Уход с трибун нанес ущерб имиджу владельцев – Fenway Sports Group, и можно с уверенностью сказать, что это акция не последняя: если уж болельщики «Ливерпуля» на кого-то взъелись, мало не покажется – достаточно вспомнить тех же Хикса с Жиллеттом.
Разве болельщики не понимают, что клубу нужны эти дополнительные два миллиона, чтобы достраивать «Мэйн Стенд» или чтобы конкурировать на трансферном рынке, спросите вы. И вам ответят, что нет, не нужны. «Ливерпулю» достаточно разумно тратить то, что у него уже есть. Дополнительные 100 фунтов – это много для простого болельщика, но два миллиона для «Ливерпуля» – почти ничего. Он больше платит Хосе Энрике за год. Кто заставлял «Ливерпуль» проводить заведомо провальные трансферы Марио Балотелли и Кристиана Бентеке? Они стоили многие десятки миллионов, в отличие, например, от истории с Деле Алли, которого главный тренер «МК Донс» Карл Робинсон, скаузер и болельщик «Ливерпуля», пытался сосватать «красным», но безуспешно. FSG, возможно, преуспел в трансформации фанов в клиентов и наоборот, но бизнес ведет неэффективно. Так почему за эти ошибки должны платить болельщики?
Акцией на «Энфилде» фаны не ограничились. Параллельно через Twitter и электронную почту они начали оказывать давление на одного из коммерческих спонсоров «Ливерпуля» – сеть закусочных быстрого питания Subway.
«Хай, Subway, хотите, чтобы мы были вашими клиентами? Тогда скажите FSG, что мы болельщики, которых они теряют из-за повышения цен».
«Хай, Subway. Не могли бы вы передать сообщение для FSG? Мы хотим, чтобы все наши болельщики могли позволить себе билеты».
«Билеты такие дорогие, что теперь я не могу позволить себе Subway. FSG из-за высоких цен отнимает фанов у собственных спонсоров».
РЕЗОНАНС
В прессе акция фанов встретила понимание и одобрение. Протест болельщиков «Ливерпуля» поддержали многие бывшие игроки и тренеры команды. Джейми Каррагер покинул стадион на 77-й минуте вместе с фанами.
Джейми Карагер | |
События на «Энфилде» привлекли снимание Федерации футбольных болельщиков Англии (FSF), руководитель которой сообщил, что планирует встречу фанов всех двадцати клубов премьер-лиги, чтобы обсудить с ними сложившуюся ситуацию. В ответ на субботний протест владельцы «Ливерпуля» пообещали пересмотреть ранее объявленную ценовую политику. Болельщики «Арсенала» организовали онлайн-протест и вынудили свой клуб отменить доплату к сезонным абонементам в связи с матчем против «Барселоны».
Федерация болельщиков рассчитывают, что фаны других клубов тоже могут заставить руководителей пойти на уступки. Анонсированная встреча болельщиков должна состояться на этой неделе или в начале следующей. Будут обсуждаться варианты протеста, в первую очередь – массовый уход со стадионов. Убедить болельщиков двадцати команд, по крайней мере десяти из них, тех, что играют дома в одном туре – уйти с матчей, федерации, наверное, не по силам. Второй вариант – давление на клубных спонсоров по схеме, показанной фанами «Ливерпуля». По мнению главы Федерации, спонсоры более чувствительны к общественному мнению, чем некоторые не склонные к компромиссам владельцы. Какова бы ни была тактика, нужно действовать сейчас: болельщики должны заставить клубы разделить с ними часть доходов от ТВ-сделки путем снижения цен на билеты.
Вмешательство болельщиков необходимо: на прошлой неделе клубы не сумели принять проект о введении потолка цен для билетов на выездные матчи, потому что семь самых богатых команд: «Ман Юнайтед», «Арсенал», «Ливерпуль», «Челси», «Ман Сити», «Тоттенхэм» и «Вест Хэм» – против.
ЧЬИ БОЛЕЛЬЩИКИ ПЛАТЯТ БОЛЬШЕ ВСЕХ?
В 1990 году посмотреть игру на «Олд Траффорд» обходилось фанам «Ман Юнайтед» всего в 3,5 фунта. С учетом инфляции это 7 фунтов по нынешним деньгам. Самый дешевый билет на игру «Юнайтед» сегодня даже с учетом замороженных цен стоит 31 фунт, то есть цена выросла на 350%. Самый дешевый билет «Ливерпуля» в том же 1990-м, когда клуб последний раз был чемпионом, стоил 4 фунта, сегодня его можно купить за 37 фунтов. В следующем сезоне самый дорогой билет на «Энфилд» обойдется в 77 фунтов. Цена, которая вызвала такое негодование, отнюдь не предел. Билеты самой дорогой категории у «Арсенала» стоят 97 фунтов, а у «Вест Хэма» – 95. У «молотков» еще и самые грабительские цены на билеты для приезжих болельщиков – до 70 фунтов. За самый дорогой сезонный абонемент в лиге платят фаны «Арсенала» – 2013 фунтов, следом идет «Тоттенхэм» – 1895 фунтов.
Самые дешевые билеты в премьер-лиге у ее нынешнего лидера «Лестера», за сказку «лис» фаны отстегивают от 22 до 50 фунтов, у них же самые приятные цены на абонементы – от от 365 до 730 фунтов. Демократичной политикой в отношении стоимости билетов известен также «Сток», председатель совета директоров клуба Питер Коутс против того, чтобы команда наживалась на «людях с улицы».
МИРНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ
Если бы у тех, кто руководит английским футболом, было бы желание, они давно нашли бы решение. Одно из наиболее очевидных – это спонсоры. Только представьте, что какой-нибудь бренд будет ассоциироваться со схемой, которая поможет снизить цены на билеты. Это лучшая в мире реклама. Премьер-лига и клубы постоянно привлекают разных партнеров. Почему бы не поискать спонсора, который будет поддерживать снижение цен на билеты?
Компания Barclays, один из крупнейших в мире финансовых конгломератов, чье соглашение с премьер-лигой истекает в конце этого сезона, платила 40 млн фунтов в год, чтобы ассоциироваться с английским футболом. Это эквивалентно 2 млн фунтам на каждый клуб премьер-лиги. У каждой команды 19 домашних матчей – 105 тысяч на матч. Таким образом, каждый клуб мог бы продать 3000 билетов приезжим болельщикам по цене на 35 фунтов дешевле нынешней. Сами клубы могли бы поискать спонсоров под проект снижения или замораживания стоимости билетов.
Есть и более смелые варианты вроде введения специальной комиссии для агентов. Клубы премьер-лиги в прошлом сезоне выплатили агентам футболистов 129,9 млн. фунтов. Если с каждой сделки собрать комиссию в размере 10%, то эти 12,9 млн фунтов могли бы покрывать часть стоимости билетов.
Наконец, о болельщиках могли бы позаботиться сами игроки. Многие из них готовятся к жизни после футбола, организуя различные фонды. Многие занимаются благотворительностью, открывают детские футбольные школы или академии, нередко за символическую плату для обучающихся. Среди многочисленных фондов игроков практически нет таких, которые предоставляли бы фанам возможность увидеть игру. Нападающий «Норвича» Стивен Нейсмит – один из немногих, кто направил свои усилия в этом направлении: когда он играл за «Эвертон», то поддерживал схему, дающую возможность безработным фанам посещать матчи.
Как мы знаем, многие из игроков сочувствовали протесту болельщиков «Ливерпуля». Если бы они начали действовать, то постоянно повышающиеся за последние десять лет зарплаты, могли бы частично возвращаться к болельщикам. В конце концов, если бы футболистам не платили так много, то и цены на билеты не были бы такими высокими. Однако на сегодняшний день единственный, кто заботится о болельщиках, – это они сами.
«МЫ ВАС УСЛЫШАЛИ»
По счастью, руководство «Ливерпуля» практически мгновенно поняло, что болельщики – главный актив клуба, который не выигрывал больших трофеев с 2005 года. Именно фаны привлекают туристов со всего мира на «Энфилд».
Обращение руководства «Ливерпуля» – огромная победа фанов:
«Уважаемые болельщики «Ливерпуля»!
Эта неделя была сложной и бурной. От имени всех в Fenway Sports Group и футбольном клубе «Ливерпуль» мы бы хотели извиниться за стресс и беспокойство, которые вызвал наш план.
Мы были особенно обеспокоены мнением, что мы не заботимся о болельщиках, что мы жадные и пытаемся извлечь личную выгоду за счёт клуба. Это далеко от реальности.
Мы посчитали, что это увеличение цен будет приемлемым даже в свете новой ТВ-сделки, учитывая значительно улучшенные условия на новейшей трибуне в Англии и тот факт, что клубу предстоит выплата аванса FSG. Увеличение цены было сконцентрировано на билетах, которые обычно приобретаются болельщиками, наименее чувствительными к ценам. Тем не менее, широкое неодобрение этого элемента плана ясно дало понять, что мы ошиблись.
Многие из вас резко раскритиковали уровень в 77 фунтов за самый дорогой билет и явно выразили ожидание, что клуб должен отказаться от любого роста прибыли от увеличения цен на билеты в текущих условиях.
После консультаций с руководством клуба мы приняли решение о значительных изменениях в структуре цен на 2016/17 сезон: цена билетов будет оставаться одинаковой независимо от соперника, хотя индивидуальные цены на следующий сезон могут незначительно измениться, мы замораживаем прибыль от обычных билетов на уровне сезона 2015/16.
Мы надеемся, что мы смогли продемонстрировать готовность внимательно слушать, пересматривать нашу позицию и решительно действовать. Уникальные и святые отношения футбольного клуба «Ливерпуль» с болельщиками всегда были главным принципом в наших размышлениях, они являются сердцем этого невероятного клуба.
Мы глубоко верим в нашего топ-менеджера и в наш молодой талантливый состав, и знаем, что со временем успех, которого мы все ждём, обязательно придёт».
Теперь же остается ждать заявлений от руководства других клубов премьер-лиги. В противном случае, вы знаете план действий.