Президент «Уфы» Марат Магадеев: «Хотим, чтобы наш болельщик увидел именитый европейский клуб»

Об амбициях «Уфы», уходе Давида Юрченко, отношениях с «Рубином» и соперничестве за болельщика с хоккейным «Салаватом Юлаевым» в большом интервью «БИЗНЕС Online» с заместителем премьер-министра правительства Республики Башкортостан, президентом ФК «Уфа» Маратом Магадеевым.

«РУБИН» ДЛЯ «УФЫ» ПОКА НЕ ЛУЧШИЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ»

Марат Магадеев
Максим Никерин

– Марат Шарифович, довольны тем, как «Уфа» подготовилась ко второй части чемпионата?

– То, что я увидел на сборе вызывает положительные эмоции. Игра появилась осмысленная, движение, многие прибавили в физической подготовке.

– Болельщики ждали знаковых приобретений, а их нет.

– Бытие определяет. Каких-то знаковых или медийных приобретений совершить не удалось в силу бюджета. Мы работали по другому – брали молодых, амбициозных, с качественной подготовкой. Главный тренер ими доволен. Вообще не могу сказать, что другие клубы делали какие-то суперприобретения. Особенно по сравнению с предыдущими годами. Общая ситуация в лиге такова.

– Так громкие трансферы будут?

– Такая работа ведётся постоянно. У нас были неплохие проработки по европейским клубам, но в последний момент по разным причинам они срывались. То перехватывали игрока, с которым уже всё решили, то кто-то отказывался из-за разных опасений в связи с событиями в мире. У нас есть пул игроков, за которыми следим. В нём игроки с оптимальным отношением цены и качества. Как пример – Слай, мастер высокого уровня, который смог адаптироваться за короткий срок.

– Какие команды вы больше всего ждёте в этом сезоне в Уфе?

– Хотелось бы увидеть дома народную команду. С точки зрения зрелищности, это «Спартак», наверное, интересен будет «Краснодар». А с точки зрения результата – матчи с прямыми конкурентами.

– Я думал, назовёте «Рубин» и дерби с Казанью.

– «Рубин» для нас пока не такой раздражитель. Параллели, конечно, проводят… Наверное, мы для них можем быть раздражителем после прошлогодних матчей, хотя с клубом отличные отношения.

«ЕВРОКУБКИ? ВСЁ РЕШАЕМО»

Алексей Березуцкий (слева) и Харис Ханджич
fcufa.pro

– Расскажите об амбициях клуба. Они выше, чем борьба за выживание каждый год?

– Сегодня у нас сложная турнирная ситуация и задача одна – остаться в премьер-лиге, сохранить большой футбол для города и республики. Мы только прививаем культуру большого футбола в Уфе и нам очень важно остаться.

– Но у вас же есть видение будущего клуба. Какое оно?

– Спорт – он для амбициозных людей. Если не ставить перед собой высокие цели, то вообще не стоит за это браться. Даже во дворе пацаны бьются за результат, вплоть до рукопашной. Конечно, нам хочется закрепиться и двигаться в сторону еврокубков. Нам хочется, чтобы башкирский болельщик увидел какой-то именитый европейский клуб в Уфе. Это был бы большой праздник. Приезд ЦСКА в Уфу на Кубок России – явление для города. Сейчас все вспоминают приезд «Спартака» в 91-м году: Карпин, Радченко приезжали. 25 лет прошло, до сих пор вспоминают. Сейчас у людей есть возможность посмотреть на ЦСКА, «Зенит», «Динамо», «Локомотив». Кто 25 лет назад думал, что Уфа будет играть в премьер-лиге. Всё решаемо.

– Ростислав Мурзагулов в интервью нашему изданию привёл такое сравнение: есть футбольный клуб в городе – это город, нет – колхоз. Согласны с ним?

– (Смеётся) Он человек творческий, может красиво сказать. Я так категорично не скажу, что только наличие футбольного клуба определяет в городе ты живёшь или в деревне. Но то, что сегодня в Уфе по трём основным игровым видам спорта (футбол, хоккей, волейбол) клубы играют в сильнейших лигах, плюс подтягивается гандбол, на подходе баскетбол, это показатель не только спортивной составляющей в республике, но и экономической, социальной.

– В Татарстане собираются выстраивать чёткую футбольную вертикаль: детская школа – молодёжная команда – команда ФНЛ – «Рубин». У «Уфы» такая будет?

– Начиная футбольный проект мы это подразумевали. Это же всё не ради клуба, клуб – это квинтэссенция всего футбола в республике, высшая ступень. У нас сейчас есть молодёжка, есть женский футбол, причём мы сейчас ведём переговоры о том, чтобы играть в высшем дивизионе. У нас есть неплохая школа, которая в этом году приблизилась к тысяче занимающихся детишек, начиная с пятилетнего возраста. Также мы прорабатываем вопрос с другими городами. Есть проблема с материальной базой – нужны стадионы, поля. Такая система создана, но совершенствование будет.

«СТРОЯЩАЯСЯ БАЗА «УФЫ» МОЖЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТНИКОВ ЧЕМПИОНАТА МИРА»

– Год назад вы говорили, что планируете строить поля и стадионы в городах республики.

– Мы продолжаем этим заниматься. Сегодня есть прошедшие экспертизу проекты в Кумертау, Мелеузе, Белорецке. В прошлом году привели в порядок стадион в Ишимбае. Мы там хотели сначала постелить искусственное поле, но руководители города и спорткомитета решили, что будут поддерживать естественный газон. В Стерлитамаке и Салавате поля есть. Конечно в каждом городе они нужны и мы к этому стремимся. Причём поля нужны не только для того, чтобы команда играла. На «Нефтянике», например, мы «нарезали» сетки, там малыши занимаются. Очень много обращений от глав с просьбами помочь приобрести поля, развивать футбол, потому что это достаточно дешёвый вид спорта. Сейчас у нас есть предложение – после госсовета, который проводил президент Российской Федерации Владимир Путин, по развитию футбола и подготовке к чемпионату мира – на территории школ делать многофункциональные искусственные поля. Летом на них будет газон, зимой – каток. Мы были в одной из школ города Октябрьский, там есть такое поле.

– Что со строительством базы «Уфы»?

– Сейчас идёт государственная экспертиза проекта. Есть недостатки, которые в рабочем порядке устраняются. Есть понимание, откуда будет финансирование, в том числе федеральная доля. Мы большую часть этой базы завершим в этом году. Конечно, нам бы хотелось, чтобы она была всегда заполнена и не только футболом.

Проект базы ФК «Уфа»
Максим Никерин

– Её судьба в участии в чемпионате мира-2018 определена?

– Судьба пока неизвестна, но она есть в перечне футбольных баз, которые могут принимать участников чемпионата мира.

– Вам, как болельщику, какую сборную хотелось бы принять?

– Давайте будем объективны, топ-сборные будут поближе к столице. Я знаю, что некоторые из этих стран уже сейчас выбирают себе базы. Конечно, мы бы хотели, чтобы к нам приехала именитая сборная, но будем рады любому участнику. Любая команда, дошедшая до финальной стадии чемпионата мира будет вызывать интерес.

«ЕСЛИ ЮРЧЕНКО ПОПАДЁТ В СБОРНУЮ, МЫ БУДЕМ ТОЛЬКО ГОРДИТЬСЯ»

– Вернёмся к команде. По информации «БИЗНЕС Online», Юрченко ведёт переговоры с ЦСКА и «Спартаком» и летом может перейти в один из российских топ-клубов. Не обидно будет?

– Жизнь спортсмена скоротечна, нужно стремиться как можно быстрее достичь своего пика. Давид по-новому раскрылся у нас в клубе, о нём заговорили, он несколько раз признавался лучшим вратарём тура. У него есть амбиции, есть определённые финансовые условия игры на более высоком уровне. Мы ему предлагали продление, но, как говорили Ильф и Петров: «Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». Мы не пришли к общему знаменателю, поэтому Юрченко сегодня в аренде. Что будет дальше это будет решение Давида. Если он окажется в топ-клубе или попадёт в сборную, мы будем только гордиться, что он прошёл школу в Уфе.

– Не опасаетесь, что усилили «Анжи» с которым «Уфа» борется за выживание?

– Нет, по-моему, это надуманные вещи. Мяч круглый.

– Зинченко сегодня - главный капитал «Уфы». Не боитесь, что он тоже уйдёт, как Юрченко, бесплатно?

– По Саше ситуация очень понятная. У него контракт, продолжительный. Он сейчас начинает себя показывать как зрелый игрок во взрослом футболе, в большом чемпионате. Здесь очень важно правильно определить свой маршрут. Можно повестись на какой-то контракт, который покажется большим, и сесть на табуретку, перестать расти и совершенствоваться. Когда ты в основе, постоянно играешь и делаешь результат, то ты на слуху, о тебе говорят – это и есть залог той самой капитализации. Самое главное, чтобы голова не закружилась.

– У него или у клуба?

– У спортсмена. Я не персонифицирую эту ситуацию с Сашей. Вообще, у игрока в такой ситуации. Была целая плеяда игроков, которые в 17-18 лет в молодёжке вызывали только радостные возгласы, а потом в 25 они по-прежнему ходили в перспективных. Наши земляки такие же есть, мы на них очень надеялись в своё время, а они выше ФНЛ подняться не могут, потому что в премьер-лиге другое отношение к тренировкам и играм. С этим у Зинченко, кстати, всё в порядке.

– Как долго он будет играть за «Уфу»?

– Жизнь покажет. Этот сезон он доиграет точно.

«НАДЕЮСЬ МЫ И ДАЛЬШЕ БУДЕМ ДРУЖИТЬ С КОЛЫВАНОВЫМ»

Игорь Колыванов

– Насколько тяжело было расставаться с Колывановым?

– Решение это далось очень тяжело. Тот путь, который был пройден с Игорем Владимировичем и надежды, которые с ним связывали, сказывались на его принятии. Был страх. Но когда мы сели и всё обсудили, то осознали, что это решение необходимо. Настал тот момент, когда нужны были новые мотивации. Внешне было всё хорошо, но результата не было.

– Как возникла персона Перевертайло?

– Мы играли против него ещё в ФНЛ, знали, как глубокого специалиста, методиста. Нам нужно было перейти из одной формации в другую. Сейчас тренировки строятся совершенно по-другому и игроки понимают, что хочет тренер. Думаю, что его подход в тот момент был нужен.

– Другие кандидатуры были?

– Как вы думаете?

– Должны быть, но отставка Колыванова и представление Перевертайло произошли на одной тренировке.

– Конечно были. Мы изучали, смотрели.

– Обид у Колыванова на клуб не осталось?

– Мы и сейчас созваниваемся с Игорем Владимировичем. Он приезжал на День футбола, мы поиграли с ним в одной команде. Дай Бог и дальше будем дружить, общаться. Здесь же ничего личного, только бизнес.

ДЕРБИ «САЛАВАТА ЮЛАЕВА» С «АК БАРСОМ» – БОЛЕЛЬЩИЦКОЕ, А НЕ ДЛЯ РУКОВОДСТВА

Правительственная ложа «Уфа-Арены»
Айрат Сайфутдинов

– Футбол, на ваш взгляд, популярнее в Уфе становится?

– Думаю, что да.

– В прошлом году так сказать было нельзя.

– В прошлом году про нас говорили, что мы «чемоданная команда». Мы сыграли дома несколько матчей всего. Сейчас ситуация другая, мы играем на своём стадионе, но чтобы болельщик приходил всё равно нужен результат. Полный стадион при «Зените» и «Локомотиве» это объяснимо – имена соперников всё объясняют, «Зенит» это вообще сборная мира. Но когда начнём собирать полные стадионы на наших собратьев по трудовым городам – на «Амкар», «Урал», «Крылья Советов», «Мордовию» – тогда мы скажем, что футбол популярен. А сегодня он популярность только зарабатывает.

– Что нужно, чтобы обогнать в этом хоккей?

– Я бы не противопоставлял одно другому. Мы анализировали: у хоккея свой болельщик, у футбола – свой. Они вполне могут сосуществовать вместе. 1 марта, когда совпали игры «Салавата» с «Ак Барсом» и «Уфы» с ЦСКА, на хоккее было восемь тысяч человек, а на футболе почти десять. Мы, кстати, и клубами дружим, «Салават Юлаев» на наших матчах бывает, футболисты ходят на хоккей. Один из наших игроков, который и зимы-то не видел, был просто в восторге, посетив хоккейный матч. Ещё ведь и возрасты у клубов разные. «Салават Юлаев» существует больше 50-ти лет, а «Уфе» четыре года. Нужны традиции.

– Следите за тем, как «Салават Юлаев» играет в Кубке Гагарина?

– Конечно, я и в регулярке все игры практически посещал.

– Руководство республики какое-то значение играм с Казанью придаёт?

– Это болельщицкое соперничество, а не для руководства. Как болельщику мне хочется, чтобы наши победили, но не как руководителю. Это просто спорт.

– В последние годы Уфа принимала крупные хоккейные соревнования. Стоит ждать болельщикам чего-то ещё?

– Да. Пока секреты не раскрою, прорабатываем вопрос о проведении одного из знаковых мероприятий.

– Перспектива строительства новых крытых катков в республике есть?

– Да, в Кумертау строится каток, в Чекмагуше строится. Это достаточно дорогостоящее удовольствие, надо решение принимать взвешенно, чтобы объект работал на несколько районов. Надо иметь ввиду, что лёд не только для хоккея. Где есть лёд, там, конечно, должно выделяться время и для фигурного катания. Оно очень востребовано, но нет специалистов. Я был в Туймазах, ко мне подходили родители, руководители – просят направить тренера по фигурному катанию, но пока не получается. В Уфе мы продолжаем строительство шорт-трек центра. По поручению главы Республики Башкортостан Рустэма Хамитова мы прорабатываем варианты с малобюджетными легковозводимыми спортсооружениями, чтобы использовать их, как катки, при минимальных затратах. Такие комплексы должны быть в каждом районном центре.

Максим Никерин