Ари Мойсанен: «Рюнняс плохо начал сезон, потом никто уже не видел его прогресс»

В этом сезоне вратарская позиция в «Ак Барсе» была одной из проблем команды на протяжении всего сезона. Во многом из-за этого ближе к плей-офф конкуренцию Юсси Рюннясу и Эмилю Гарипову составил обменянный из ЦСКА Станислав Галимов. Тренер вратарей казанского клуба Ари Мойсанен в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал о проблемах, с которыми столкнулся в этом году.

«ВСЕ СЛИШКОМ РАНО РЕШИЛИ, ЧТО РЮННЯС – ПЛОХОЙ ВРАТАРЬ»

Ари, какое у вас мнение об игре вратарей «Ак Барса» в этом сезоне? Вы довольны работой?

– Нельзя быть довольным, когда заканчиваешь сезон в первом же раунде. Вообще всегда надо искать вещи, которые следует изменить в будущем, как только ты прекратишь это делать, карьеру можно заканчивать. Постоянно нужно думать и обращать внимание на детали.Этот сезон неудачно начался, у нас были проблемы с вратарской позицией, но и со всей командой тоже, побеждали мало. Кто в этом виноват? Мы все. Но плохое начало сезона хуже сказывается на вратарях, потому что их обвиняют первыми. И появляется ненужное давление, с которым сложно бороться. Но я считаю, что мы неплохо справились, стали лучше, а потом ещё пришёл Галимов, что сделало нашу вратарскую бригаду довольно сильной.

Но вы всё же проиграли.

– Я считаю, что мы встретились с очень сильной командой. И если бы мы выиграли седьмой матч, все были бы довольны, наверное. Всего одна игра решала, хороший сезон получился или плохой, а нужно чуть шире смотреть на ситуацию. Но «Салават Юлаев» – действительно хорошая команда.

Юсси Рюнняс
Михаил Бормин

Болельщики всё ещё обсуждают игру Юсси Рюнняса. Своей работой с ним вы можете быть удовлетворены?

– Юсси очень плохо начал, это точно могу сказать. Но я при этом считаю, что его слишком сильно критиковали, ещё даже не поняв, что это за вратарь. 6 - 7 матчей не показатель уровня голкипера, но люди всё равно решили, что он плох. Но ладно, может быть, они знают что-то, чего не знаю я. По-моему, для таких выводов было рано, после неудачного старта никто уже не видел его прогресс, для всех вопрос был уже решён.

Он оправдал ожидания?

– Я не знаю, чего от него ждали. Я знаю, что нужно было проделать большую работу. В КХЛ непросто играть, это действительно сильная лига – много мастерства у игроков, шайба очень хорошо двигается. Иногда нужно время для того, чтобы понять местный хоккей. Я считаю, что у Юсси не было достаточно времени, чтобы понять, как здесь нужно играть, он быстро поплатился за ошибки. К тому моменту, когда понимание пришло, было уже поздновато. Такое случается иногда.

Финские СМИ писали, что он может уйти в «Кярпят» перед плей-офф. Вы бы как восприняли такой вариант?

– По-моему, это было больше слухами. Может быть, «Кярпят» хотел его получить, но ведь есть много других деталей, кроме чьих-то желаний. Я тоже много кого хочу видеть в составе, но ведь этого не будет. Наверное, в Оулу хотели Рюнняса, но не понимали, как его получить, в этом суть.

«ГАРИПОВУ ОСТАЛОСЬ СДЕЛАТЬ ОДИН МАЛЕНЬКИЙ ШАГ»

Эмиль Гарипов
Михаил Бормин

Для Гарипова этот сезон получился лучше, чем предыдущий?

– Сложный вопрос. Эмиль сделал очень большой шаг в карьере, но его не все увидели, потому что я говорю о жизни вне льда. Год назад я рассказывал вам, что значит быть первым номером, что нужно изменить в своём расписании, подходу к тренировкам, к телу. Эту сложную задачу он выполнил. Но всё ещё остался один маленький-маленький шаг, Эмиль знает, о чём я говорю. Вообще тяжело, вот так меняться, это работа над собой. Легко говорить про шаги, но делать их должен спортсмен. На это нужно время, но я считаю, что сегодня Эмиль во многих смыслах стал лучше, чем был год назад. Он учится, может быть, с трудом, но всё же.

То есть, в общем вы довольны им?

– Я никогда не доволен, это моя большая слабость. Всегда что-то найду. Но Эмиль многое сделал.

Эмиль Гарипов: «Последним другом из вратарей для меня был Нильссон»

Так получилось, что он три года подряд заканчивал сезон в воротах «Ак Барса». Если он достаточно хорош, чтобы играть шестые и седьмые матчи, может, он подходит и для первых?

– Ещё раз скажу про один последний шаг. Я верю, что он с ним справится, хотя изменения эти болезненные. Но я не могу спорить с тем, что Эмиль – очень хороший вратарь. Но это немножко не то, что означает быть стабильным стартовым голкипером.

А почему он появился на льду после четвёртого матча?

– Когда проигрываешь в серии 1 - 3, нужно что-то делать. Конечно, нужно смотреть на ход матча, если уступаешь просто из-за невезения, можно и дальше доверять своему курсу, но в нашей ситуации надо было хоть как-то реагировать на игру. А Эмиль довольно силён психологически, в этот момент он был готов играть, поэтому мы решили сделать замену. По-моему, Эмиль хорошо себя показал и ответил на некоторые вопросы.

Станислав Галимов и Ари Мойсанен
Сергей Елагин

Была информация, что Галимов потом ещё и заболел.

– А в России можно говорить о таком? У нас в Финляндии законом запрещено публично обсуждать чужие проблемы со здоровьем. Например, если у игрока перелом бедра, я могу сказать только про повреждение ноги, потому что информация считается личной.

У нас не запрещено.

– Ну, видимо, никто не скрывал, раз такая информация была.

«АК БАРС» – ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ КАРЬЕРЫ»

Какие у вас планы на будущее?

– Поеду в сборную готовиться к чемпионату мира.

Нового контракта с «Ак Барсом» ещё нет?

– Вообще контракта нет ни с кем. Я хочу остаться в Казани, но это не мне решать. Есть и пара предложений, но первым выбором будет «Ак Барс», хотя я не знаю, что будет.

После этого чемпионата мира вы покидаете сборную Финляндии, уже даже замену озвучили.

– Да, у меня есть две причины на это. Во-первых, у сборных в следующем году будет шесть турниров – чемпионат мира, четыре этапа Евротура и Кубок мира, который пройдёт в тот момент, когда вратарям закладывается база, это начало сезона. Мне кажется, с клубом в таких условиях работать невозможно. Я не могу сказать своим вратарям: «До свиданья, я в сборную пока съезжу». А через год будет Олимпиада, я уже прошёл один такой цикл и мне не понравилось – слишком много важного можно упустить. Во-вторых, у меня семья, сыновья в таком возрасте, что летом им хочется играть в гольф с папой, а не с кем-то ещё. Через два года, если бы я подписал новый контракт, они бы уже не хотели, чтобы с ними везде ходил отец.

Новый тренерский штаб вашей сборной собран из разных клубов.

– Это финский подход, мы не хотим, чтобы в национальной команде было представлено только одно мнение. Руководство собирает специалистов из разных клубов с разными идеями, чтобы выбрать лучшее, объединяя усилия. Конечно, стиль и систему игры определяет главный тренер, но он учитывает советы помощников.

Для Финляндии важно, как команда сыграет на Кубке мира?

– Конечно, важно. Все ждут этот турнир, там будут собраны лучшие игроки. Фанаты любят такие форматы, пресса тоже.

«В СБОРНОЙ ФИНЛЯНДИИ НЕТ ПРЕМИАЛЬНЫХ»

Мойсанен в сборной Финляндии
Официальный сайт сборной Финляндии / leijonat.fi

А что насчёт чемпионата мира? У вас получается странный график подготовки.

– Ну, мы каждую неделю будем менять место тренировок. А почему странно?

Сборная России уже сейчас начала тренироваться в Москве, а вы переезжаете.

– Мы считаем, что если игроки будут сидеть в одном месте полтора месяца, ничего хорошего не будет. После сезона ещё тренироваться, потом играть, всё на одной и той же арене скучно. Мы летим в Осло, потом в другое место, там тренируемся, играем, отдыхаем. Прошёл сезон, это всегда сложно, понятно, в сборной будут только здоровые, но думать надо о том, чтобы все были морально «свежими». Я уже говорил, что в сборной Финляндии все хоккеисты – волонтёры, у нас и премиальных нет.

Даже за «золото»?

– В этом случае вознаграждение дают. Но есть правило – все игроки подписывают документ, соглашаясь, что их премиальные идут на благотворительность. Хоккеисты не получают ничего, кроме медалей. Сколько себя помню, всегда так было.

И никто не против?

– Как правило, нет. Современные игроки запросто могут помогать нуждающимся, ведь у некоторых людей нет вообще ничего. В Финляндии все команды занимаются благотворительностью, но только сборная по хоккею. В клубах есть свои правила, если их нарушаешь, платишь штрафы, все средства в итоге идут не на нужды команды, а на помощь детям, например. Большинство спортсменов, хотя не все, понимают, насколько им повезло в жизни и какая хорошая у них жизнь и готовы помогать тем, кто без их средств не справится.

Марсель Магизов